План-конспект урока "Металлы и сплавы, их свойства" | Ларионов Альберт Рудольфович. Работа №331608
План-конспект урока на тему "Металлы и сплавы, их свойства" для 7 класса предусматривает следующую цель: сформировать у учащихся знания о металлах, сплавах и их свойствах.
Задачами урока являются:
Образовательная: познакомить учащихся с основами состояния металла.
Воспитательная: воспитание к трудолюбию; способствовать эстетическому воспитанию на уроках ковки;
Развивающая: развивать самостоятельность мышления, обобщения полученных понятий о состоянии металла и его свойствах.
Также данный урок несет в себе и прфориентационную задачу: обобщение знаний в профессиях, связанных с производством и обработкой металлов: слесаря, металлурга, сталевара, кузнеца.
Ларионов Альберт Рудольфович
Учитель технологии МБОУ «Кудеснерская ООШ»
План-конспект урока
Класс: 7
Время: 45мин
Тема урока: Металлы и сплавы, их свойства.
Тип урока: Изложение нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся знания о металлах, сплавах и их свойствах.
Задачи урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с основами состояния металла.
Воспитательная:
воспитание к трудолюбию;
способствовать
эстетическому воспитанию на уроках ковки;
Развивающая: основные понятия о состоянии металла и его свойствах.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, демонстративный материал «Металлы и сплавы»
Структура урока:
1. Организационная часть 3 мин
1.1. Приветствие
1.2. Проверка присутствующих
1.3. Постановка целей
2. Теоретическая часть 22 мин
2.1. Изложение нового материала
3. Практическая часть 15 мин
3.1 Закрепление нового материала
4. Заключительная часть 5 мин
4.1. Подведение итогов
4.2. Выставление оценок
4.3. Задание на дом
Ход урока
1.Организационный момент:
1.1. Приветствие. Здравствуйте дети, садитесь.
1.2. Проверить явку учащихся на занятие наличие письменных принадлежностей; Дежурный, кто отсутствует в классе?
1.3. Объявить тему и цель занятия.
Ребята, как вы думаете, какие материалы кроме древесины используются в нашей повседневной жизни? (Ответы учащихся).
А как считаете, сможем ли мы обойтись без металла, металлических вещей? (Ответ учащихся)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными свойствами металла, еще рассмотрим, при каких физических воздействий на металл, он меняет свои свойство. Запишем сегодняшнее число и тему «Металлы и сплавы, их свойства.»
2. Теоретическая часть
Основные сведения о металле
При ковке изделий мастерам приходится иметь дело с материалами (сталями различных марок, цветными металлами, сплавами), которые имеют самые разнообразные физические, механические и технологические свойства.
Наиболее широко в кузнечных работах используется сталь — сплав железа с углеродом. В зависимости от количества углерода стали подразделяются на низкоуглеродистые (до 0,25 %С), среднеуглеродистые (0,25—0,6% С) и высокоуглеродистые (0,6—2 % С). Повышение содержания углерода увеличивает твердость и закаливаемость стали, но снижает теплопроводность и ковкость.
Из цветных металлов в кузнечном деле используют в основном медь и алюминий, а также их сплавы, например латуни (Л90, Л80, Л68, Л62 и др.), бронзы (БрОЦ4-3 и др.).
Все металлы и сплавы имеют поликристаллическое строение, то есть состоят из отдельных прочно сросшихся друг с другом зерен металла, между которыми располагаются в виде тонких прослоек неметаллические включения оксидов, карбидов и других соединений. Зерна, в свою очередь, также имеют кристаллическое строение, их размеры составляют 0,01—0,1 мм.
При ковке деформация протекает главным образом вследствие скольжения зерен относительно друг друга, так как связь между ними слабее, чем прочность самих зерен.
В результате ковки зерна металла вытягиваются в направлении течения металла, что ведет к образованию мелкозернистой строчечной структуры (чем мельче зерна металла, тем он прочнее). Одновременно вытягиваются неметаллические включения, что можно наблюдать даже невооруженным глазом.
Размеры зерна, следовательно, и прочностные свойства металла в значительной степени определяются температурным режимом ковки. Поэтому ковать металл следует в определенном интервале температур, чтобы измельченные в процессе деформирования зерна затем снова не выросли под действием высокой остаточной температуры. Каждый кузнец, чтобы получить из стали качественное изделие и придать ему соответствующие свойства с помощью термообработки, должен разобраться в диаграмме состояния железо — углерод. Рассмотрим фрагменты диаграммы, на которой по оси ординат отложена температура сплава, по оси абсцисс — содержание углерода в процентах (рис. 1).
Рис. 1.Содержание углерода в процентах
А сейчас мы будем делать зарядку «Обними соседа» (Учащиеся сначала сидя обнимают соседа по парте потом встают и обнимают остальных, после обнимают себя)
3.Практическая часть
3.1 Закрепление нового материала. Ребята, давайте дальше продолжим изучать способы обработки металла. (Ученики работают по слайду: записывают заголовок, далее необходимо догадаться о продолжении, исходя из рисунков)
(1 слайд) Топливо. Для нагрева заготовок кузнецы применяют различные виды топлива: твердое, жидкое и газообразное.
(2 слайд) Чаще всего для нагрева заготовок в кузницах используется каменный уголь. Причем желательно, чтобы уголь был черного цвета, блестящий, размеры его кусков приблизительно должны соответствовать размерам грецкого ореха. Кузнецы так и называют такой уголь — орешек. Часто применяется и кокс, который имеет высокую температуру сгорания. Можно использовать и дрова лиственных пород деревьев (дуб, ясень, береза и др.).
(3 слайд) Однако самым хорошим топливом является древесный уголь, бывший основным кузнечным топливом вплоть до середины XVIII в.
В настоящее время в кузнечных цехах широко применяются электропечи и печи, работающие на жидком или газообразном топливе.
Горны и печи. Основа стационарного горна —стол, где устраивается очаг для нагрева заготовок. В кузнице горн обычно устанавливают по центру стены, противоположной входу (основной стены). Высота стола горна определяется ростом кузнеца, удобством переноса заготовки из горна на наковальню и принимается равной 700— 800 мм; обычные размеры поверхности стола 1×1,5 или 1,5×2 м. Если предполагается изготавливать крупные предметы, такие, как ворота, решетки, то горн устанавливают на некотором расстоянии от стены и стол делают увеличенных размеров. Поверхность стола горна выкладывается из кирпича, пиленого камня, железобетона. Постамент делается в виде ящика, стенки которого сложены из бревен, досок, кирпича или камня, а внутренность заполнена битым мелким камнем, песком, глиной, горелой землей.
Таблица 1. Зависимость цвета каления заготовки от температуры нагрева
Таблица 2. Определение температуры нагрева по цветам побежалости
4. Заключительная часть
4.1. Подведение итогов
На этом занятии мы узнали основные сведения о металле.
Теперь вы продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал(а)…» (Ответы учащихся, при неточности ответов их устранение учителем)
4.2. Выставление оценок. За плодотворную работу на уроке сегодня оценку «5» получают…
4.3. Задание на дом. Повторить пройденный материал, написать в тетради какие металлические предметы есть у вас дома.