План - конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Третье склонение имен существительных" | Лебедева Татьяна Александровна. Работа №234814
Автор: Лебедева Татьяна Александровна
План - конспект урока русского языка для учащихся 4 класса по программе "Школа России". Цель урока: развитие читательской грамотности у учащихся на уроках русского языка.На уроке используются основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Урок русского языка
по теме
«Третье склонение имён существительных».
4 класс.
Подготовила: учитель начальных классов
Лебедева Татьяна Александровна
г. Ноябрьск
Тема урока: «Третье склонение имён существительных».
Обучающие цели:
Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
Воспитывающие:
воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
Предметные УУД:
знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.
Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.
Ход урока.
I Организационный момент.
Прозвенел звонок –
Начинается урок!
1. Игровое приветствие “Здравствуйте!”
- А сейчас поприветствуем друг друга и пожелаем
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю
(соприкасаются большими пальцами);
успеха (
указательными
);
большого
(средними);
во всём
(
безымянными
);
и везде
(мизинцами);
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные!
(прикосновение всей ладонью)
Девиз нашего урока: «Ученику-знания, учителю - радость»
- Сейчас у нас урок русского языка. Что мы учимся на уроке русского языка? (мы пополняем свои знания о языке, учимся высказывать свое мнение, развиваем свою речь.)
II. Словарная работа.
- Проведем маленькую орфографическую разминку.
- Прочитайте слова.
-Что общего вы увидите в них?
Слова с пропущенными буквами на слайде:
.бед, меб.ль, сев.р, с.рень, ул.ца, за.ц, г.рох, з.мл.ника, м.рковь.
- Что общего есть в этих словах?
(Слова с пропущенной гласной в корне, словарные слова с непроверяемой гласной в корне, эти слова имена существительные)
- Вставьте пропущенные гласные в слова (работа у доски цепочкой)
-Как проверить написание слов с такой орфограммой? (Проверить по словарю, заучивать наизусть)
- Какие еще увидели орфограммы? Объясните их написание
-Еще что общего есть у этих слов? (Это имена существительные)
- Докажите.
III. Актуализация опорных знаний.
-Еще что общего есть у этих слов? (Это имена существительные)
- Докажите.
-А что мы знаем об этой части речи?
( 1 ученик рассказывает, другие дополняют).
(Кто? что?, обозначает предмет, изменяется по падежам, по числам, имеет род, бывает собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, бывает 1 и 2 склонения).
- Вот видите, ребята, сколько много вы уже знаете об имени существительном. А еще больше хотите узнать? Может быть еще есть какие –то тайны у имени существительного?
Вывод – обобщение: -с какой частью речи мы будем работать на уроке?
2. Индивидуальная работа. Работа по карточкам
— Определить падеж имен существительных. Выделите окончания.
Из вишни, у реки, перед штормом, по аллее, с молоком, к земле, с дороги, в трамвае, о дедушке, на верхушке, за черёмухой, на спине, за полем, с собакой.
— Запишите имена существительные в три столбика: мужского, женского и среднего рода. Выделите окончания.
Молодость, взросление, транспорт, сметана, ручей, полотно, цапля, камень.
— Запишите имена существительные в таком порядке: 1-го склонения, 2-го склонения, все остальные.
Крыльцо, смелость, крапива, карандаш, пузырь, братишка, пекарня, накипь.
Уровень повышенной сложности
— Выпишите все словосочетания из предложения. Укажите части речи.
На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники.
IV. Определение темы и цели урока:
1. Постановка проблемы. Исследовательская работа.
-Ребята, мы продолжаем работу с нашими словами.
- На какие бы группы вы их разделили? (слова женского и мужского рода, слова с мягким знаком и без мягкого знака, с безударными гласными о, е, и)
-А я предлагаю вам разделить слова в 2 столбика: Слова 1 склонения –в первый столбик, и слова 2 склонения – во 2 столбик.
А для этого вспомните: какие слова относятся к 1склоненю. А какие слова –ко 2 склонению.
Самостоятельное выполнение задания.
Проверка по эталону. (на слайде)
Кто выполнил задание правильно. Поставьте себе +, кто ошибся - ?
Почему ошиблись?
Вывод: - как определили 1 склонение ?
-2 склонение?
-Какие слова остались?
-Почему они не вошли ни в одну группу?( они относятся к женскому роду, у них нулевое окончание)
-Сделайте вывод, что мы можем сегодня узнать об имени существительном?. (у существительных есть еще одно склонение -3 –е склонение )
- Какая тема нашего урока?
( 3-е склонение имен существительных) (на слайде)
- Для того чтобы определить тему нашего урока, нам нужно провести исследовательскую работу.
- Распределить эти слова в группы по определенному признаку.
Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь,
капуста, помидор, малина, соль, блюдце.
- Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
(Проверка по эталону)
V. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
- Что вы заметили? (остались слова)
- Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
-Сделайте вывод, что мы можем сегодня узнать об имени существительном?. (у существительных есть еще одно склонение -3 –е склонение )
Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
- 3 склонение имён существительных.(на слайде)
VI. Целеполагание.
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).
- Познакомиться с особенностями имён существительных 3 склонения. (напечатать на отдельных листах)
- Какую же задачи вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).
- Будем учиться определять третье склонение у имён существительных.
-Что мы должны знать в конце урока?
- Как определить 3 склонение существительных.
Или 2вариант
— Прочитайте группы слов.
конь дверь
огонь мелочь
портфель сирень
шампунь полынь
— В чём их сходство? (Это имена существительные с мягким знаком на конце.)
— Чем отличаются слова в столбиках? (В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором — женского.)
— Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей. (Нет коня — нет двери, конём — дверью.)
— Что вы можете сказать о склонении этих существительных? (Они склоняются по-разному, имеют разные окончания.)
— К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите. (Ко 2-му — они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.)
— Выделите окончания у слов второго столбика. (У них нулевое окончание.)
— Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? (Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием.)
— Как вы думаете, к какому склонению они относятся? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 96 учебника.
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные.)
VII. Открытие нового знания .
- Запишите эти слова в 3 столбик , определите род этих существительных, выделите окончание и укажите склонение.
- Сделайте предположение : какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Давайте проверим по учебнику наше предположение.
(правило из учебника на стр. 97)
2. Работа над правилом.
- Какие два признака у имен существительных 3 склонения.?
(ж.р., нулевое окончание в именительном падеже ед. числе)
VIII. Первичное закрепление.
1. Поиск способов определения склонения имени существительного
1. Работа с учебником. С.96, упр 169
Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.
-Прочитайте 1слово. Запишите его. Определите род, выделите окончание.(1 ученик у доски – цепочка)
Ель – (она моя) ж.р,. нулевое окончание. , пыль (она моя) ж.р., нулевое окончание….
-Что общего у этих слов? (ж.р.)
Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце.
2. Составление алгоритма.
– Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1. Определить род.
2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
3. По роду и по окончанию определить склонение.
- Дополните карточку полученными знаниями
3. Работа в паре
- Пользуясь алгоритмом, определите склонения имен существительных, объясните друг другу, как вы действуете.
Вода, метель, конь, степь, стекло
IX. Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.
1. Дифференцированная групповая самостоятельная работа с проверкой.
Ребята, перед вами лежат задание из 3 вариантов. -Возьмите карточки, прочитайте сначала задания всех вариантов, а потом выберете тот вариант, с заданием которого вы справитесь лучше всех).
3 варианта.
Склонения имён существительных (I вариант)
Определите склонения имён существительных.
Панамка - ____________
Испуг - ______________
Болезнь - _____________
Остров - _____________
Братишка - ___________
Мысль __________
Зверь - ______________
Склонения имён существительных (II вариант)
Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения
Мама – _____________________
Конь - ________________________
Неправда – ____________________
Александр – _______________________
Площадь - ____________________
Папа - ____________________________
Повар – ____________________________________
Обозначьте склонения всех имён существительных.
Склонения имён существительных (III вариант)
От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения.
Вещица –
Кисточка -
Тетрадочка -
Дочка –
Горсточка -
Печка –
Брошка -
Обозначьте склонения всех имён существительных.
3. Проверка по слайдам.
1. Упр. 170 (с. 97).
— Прочитайте слова.
— К какой части речи они относятся?
— Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера.)
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера. Существительные 2-го и 3-го склонения.)
— Какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть! (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство)
— Почему? Что такое совесть? (Ответы детей.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Чувство нравственной ответственности перед обществом!)
— Как вы это понимаете? Какого человека называют совестливым? (Ответы детей.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.)
— Составьте текст- рассуждение на тему «Что такое совесть?», используя карточку.
2. Дифференцированная групповая самостоятельная работа с проверкой.
-Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех).
Задание №1
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля
3склонение
Лень
Дуб
1склонение
Мышь
2склонение
жёлудь
Задание №2
Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.
Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.
Задания №3
Задание 1
Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.
И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопати
X. Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?
- Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
- Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?
(Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).
-Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Развивать рефлексивные умения.
-С каким настроением заканчиваем урок?
-Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета.
-Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите розового цвета.
XII. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).
Выставление оценок
XIII. Информация о домашнем задании по выбору
Цель: дифференцируемый выбор.
Упр. 171 (с. 97).
-Сколько заданий в упражнении?
Кто будет испытывать затруднения в выполнении 2части задания, выполните только 1часть.
Для слабых учащихся – 1 часть задания,
Для сильных учащихся -1 и 2 часть задания
Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.
Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»
Вы получили новое знание, и я рада за вас.