Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

План - конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Третье склонение имен существительных" | Лебедева Татьяна Александровна. Работа №234814

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лебедева Татьяна Александровна
План - конспект урока русского языка для учащихся 4 класса по программе "Школа России". Цель урока: развитие читательской грамотности у учащихся на уроках русского языка.На уроке используются основные методы:  объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

 

 

 

Урок русского языка

по теме

«Третье склонение имён существительных».

4 класс.

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

Лебедева Татьяна Александровна

 

 

г. Ноябрьск

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Третье склонение имён существительных».

Обучающие цели:

Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

Воспитывающие:

воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.

Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.

Предметные УУД:

знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.

Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.

Ход урока.

I Организационный момент.

Прозвенел звонок –

Начинается урок!

1. Игровое приветствие “Здравствуйте!”

- А сейчас поприветствуем друг друга и пожелаем

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю

(соприкасаются большими пальцами);

успеха (

указательными

);

большого

(средними);

во всём

(

безымянными

);

и везде

(мизинцами);

Мы умные, мы дружные,

Мы - внимательные, мы - старательные!

 (прикосновение всей ладонью)

Девиз нашего урока: «Ученику-знания, учителю - радость»

- Сейчас у нас урок русского языка. Что мы учимся на уроке русского языка? (мы пополняем свои знания о языке, учимся высказывать свое мнение, развиваем свою речь.)

II. Словарная работа.

- Проведем маленькую орфографическую разминку.

- Прочитайте слова.

-Что общего вы увидите в них?

Слова с пропущенными буквами на слайде:

.бед, мебь, сев.р, с.рень, ул.ца, за.ц, г.рох, з.мл.ника, м.рковь.

- Что общего есть в этих словах?

(Слова с пропущенной гласной в корне, словарные слова с непроверяемой гласной в корне, эти слова имена существительные)

- Вставьте пропущенные гласные в слова (работа у доски цепочкой)

-Как проверить написание слов с такой орфограммой? (Проверить по словарю, заучивать наизусть)

- Какие еще увидели орфограммы? Объясните их написание

-Еще что общего есть у этих слов? (Это имена существительные)

- Докажите.

 

III. Актуализация опорных знаний.

-Еще что общего есть у этих слов? (Это имена существительные)

- Докажите.

-А что мы знаем об этой части речи?

( 1 ученик рассказывает, другие дополняют).

(Кто? что?, обозначает предмет, изменяется по падежам, по числам, имеет род, бывает собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, бывает 1 и 2 склонения).

- Вот видите, ребята, сколько много вы уже знаете об имени существительном. А еще больше хотите узнать? Может быть еще есть какие –то тайны у имени существительного?

Вывод – обобщение: какой частью речи мы будем работать на уроке?

2. Индивидуальная работа. Работа по карточкам

Определить падеж имен существительных. Выделите окончания.

Из вишни, у реки, перед штормом, по аллее, с молоком, к земле, с дороги, в трамвае, о дедушке, на верхушке, за черёмухой, на спине, за полем, с собакой.

— Запишите имена существительные в три столбика: мужского, женского и среднего рода. Выделите окончания.

Молодость, взросление, транспорт, сметана, ручей, полотно, цапля, камень.

— Запишите имена существительные в таком порядке: 1-го склонения, 2-го склонения, все остальные.

Крыльцо, смелость, крапива, карандаш, пузырь, братишка, пекарня, накипь.

Уровень повышенной сложности

Выпишите все словосочетания из предложения. Укажите части речи.

На лесной опушке мы сразу увидели спелые ягоды земляники.

IV. Определение темы и цели урока:

1. Постановка проблемы. Исследовательская работа.

-Ребята, мы продолжаем работу с нашими словами.

- На какие бы группы вы их разделили? (слова женского и мужского рода, слова с мягким знаком и без мягкого знака, с безударными гласными о, е, и)

-А я предлагаю вам разделить слова в 2 столбика: Слова 1 склонения –в первый столбик, и слова 2 склонения – во 2 столбик.

А для этого вспомните: какие слова относятся к 1склоненю. А какие слова –ко 2 склонению.

Самостоятельное выполнение задания.

Проверка по эталону. (на слайде)

Кто выполнил задание правильно. Поставьте себе +, кто ошибся - ?

Почему ошиблись?

Вывод: - как определили 1 склонение ?

-2 склонение?

-Какие слова остались?

-Почему они не вошли ни в одну группу?( они относятся к женскому роду, у них нулевое окончание)

-Сделайте вывод, что мы можем сегодня узнать об имени существительном?. (у существительных есть еще одно склонение -3 –е склонение )

- Какая тема нашего урока?

( 3-е склонение имен существительных) (на слайде)

 


- Для того чтобы определить тему нашего урока, нам нужно провести исследовательскую работу.

- Распределить эти слова в группы по определенному признаку.

Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь,

капуста, помидор, малина, соль, блюдце.

- Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

(Проверка по эталону)

V. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)

-  Что вы заметили? (остались слова)

-  Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

-Сделайте вывод, что мы можем сегодня узнать об имени существительном?. (у существительных есть еще одно склонение -3 –е склонение )

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

- 3 склонение имён существительных.(на слайде)

VI. Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).

- Познакомиться с особенностями имён существительных 3 склонения. (напечатать на отдельных листах)

- Какую же задачи вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).

- Будем учиться определять третье склонение у имён существительных.

-Что мы должны знать в конце урока?

- Как определить 3 склонение существительных.

Или 2вариант

— Прочитайте группы слов.

конь дверь

огонь мелочь

портфель сирень

шампунь полынь

В чём их сходство? (Это имена существительные с мягким знаком на конце.)

Чем отличаются слова в столбиках? (В первом столбике имена существительные мужского рода, во втором женского.)

— Образуйте от первых слов форму родительного и творительного падежей. (Нет коня — нет двери, конём — дверью.)

Что вы можете сказать о склонении этих существительных? (Они склоняются по-разному, имеют разные окончания.)

К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите. (Ко 2-му они мужского рода, в начальной форме имеют нулевое окончание.)

Выделите окончания у слов второго столбика. (У них нулевое окончание.)

Итак, какие существительные записаны во втором столбике? Что их объединяет? (Это имена существительные женского рода с нулевым окончанием.)

Как вы думаете, к какому склонению они относятся? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 96 учебника.

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные.)

 

VII. Открытие нового знания . 

- Запишите эти слова в 3 столбик , определите род этих существительных, выделите окончание и укажите склонение.

-  Сделайте предположение : какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Давайте проверим по учебнику наше предположение.

(правило из учебника на стр. 97)

2. Работа над правилом.

- Какие два признака у имен существительных 3 склонения.?

(ж., нулевое окончание в именительном падеже ед. числе)

VIII. Первичное закрепление.

1. Поиск способов определения склонения имени существительного

1. Работа с учебником. С.96, упр 169

Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

-Прочитайте 1слово. Запишите его. Определите род, выделите окончание.(1 ученик у доски – цепочка)

Ель – (она моя) ж.р,. нулевое окончание. , пыль (она моя) ж.р., нулевое окончание….

-Что общего у этих слов? (ж.)

Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце.

2. Составление алгоритма.

– Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

1. Определить род.

2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

3. По роду и по окончанию определить склонение.

- Дополните карточку полученными знаниями

3. Работа в паре

- Пользуясь алгоритмом, определите склонения имен существительных, объясните друг другу, как вы действуете.

Вода, метель, конь, степь, стекло

IX. Включение нового знания в систему знаний.

УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.

1. Дифференцированная групповая самостоятельная работа с проверкой.

Ребята, перед вами лежат задание из 3 вариантов. озьмите карточки, прочитайте сначала задания всех вариантов, а потом выберете тот вариант, с заданием которого вы справитесь лучше всех).

 

3 варианта.

 

Склонения имён существительных (I вариант)

Определите склонения имён существительных.

Панамка - ____________

Испуг - ______________

Болезнь - _____________

Остров - _____________

Братишка - ___________

Мысль __________

Зверь - ______________

 

 

 

Склонения имён существительных (II вариант)

Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения

Мама – _____________________

Конь - ________________________

Неправда – ____________________

Александр _______________________

Площадь - ____________________

Папа - ____________________________

Повар – ____________________________________

Обозначьте склонения всех имён существительных.

 

 

 

 

 

Склонения имён существительных (III вариант)

От данных существительных образуйте новые слова 3 склонения.

Вещица –

Кисточка -

Тетрадочка -

Дочка –

Горсточка -

Печка –

Брошка -

Обозначьте склонения всех имён существительных.

3. Проверка по слайдам.

 

1. Упр. 170 (с. 97).

Прочитайте слова.

— К какой части речи они относятся?

— Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера.)

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера. Существительные 2-го и 3-го склонения.)

Какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть! (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство)

— Почему? Что такое совесть? (Ответы детей.)

— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Чувство нравственной ответственности перед обществом!)

Как вы это понимаете? Какого человека называют совестливым? (Ответы детей.)

— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.)

— Составьте текст- рассуждение на тему «Что такое совесть?», используя карточку.

2. Дифференцированная групповая самостоятельная работа с проверкой.

-Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех).

Задание №1

Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

Земля 

 

3склонение

Лень

 

Дуб

1склонение

 

 

Мышь

 

2склонение

жёлудь

 

Задание №2

Определи тип склонения по его признакам.

М.р., нулевое окончание; ср.р., ,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

 

Задания №3

Задание 1

Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.

       И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____)  кругом.

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопати

X. Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

- Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?

- Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?

(Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).

-Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Развивать рефлексивные умения.

-С каким настроением заканчиваем урок?

-Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета.

-Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите розового цвета.

XII. Контроль и оценка

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).

Выставление оценок

XIII. Информация о домашнем задании по выбору

Цель: дифференцируемый выбор.

Упр. 171 (с. 97).

-Сколько заданий в упражнении?

Кто будет испытывать затруднения в выполнении 2части задания, выполните только 1часть.

Для слабых учащихся – 1 часть задания,

Для сильных учащихся -1 и 2 часть задания

 

Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.

Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»

Вы получили новое знание, и я рада за вас.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×