Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

план-конспект урока "устройство и назначение токарно-винтового станка" | Лукашенко Юрий Ростиславович. Работа №345390

Дата публикации:
Автор:
Описание:

1.     Название работы: Назначение и устройство токарно–винторезного станка.

2.     Расположение:  Шлиссельбург.

3.     Предмет (предметная область): Технология. Технический труд.

4.     Участники (возраст, класс): учащиеся 7 класса (13-14 лет).

5.     Цели и задачи: изучить назначение и устройство ТВ станка, правила безопасной работы на токарном станке.

Название работы: Назначение и устройство токарно–винторезного станка.
Расположение: Шлиссельбург.
Предмет (предметная область): Технология. Технический труд.
Участники (возраст, класс): учащиеся 7 класса (13-14 лет).
Цели и задачи: изучить назначение и устройство ТВ станка, правила безопасной работы на токарном станке.
Аннотация:
Данный урок является необходимым подготовительным этапом перед выполнением практической работы: упражнения в проточке цилиндрических поверхностей.
Для решения учебной задачи используются электронные учебные модули сайта федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер, что уже успешно реализовано в рамках мобильного класса.
Структура урока состоит из пяти этапов, логически взаимосвязанных между собой, таким образом, что качественное прохождение первых трех этапов является залогом успеха главного этапа (учебный краш-тест).
Благодаря применению данных ЭОР (учебных модулей ОМС) удалось изучить учебный материал в сжатые сроки и повысить степень готовности обучающихся к выполнению практической работы.
7. Автор (авторы):Лукашенко Юрий Ростиславович, учитель технологии.
8. Местоположение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №1 (МБОУ СОШ №1).
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Назначение и устройство токарно–винторезного станка.
Дата проведения: 20.04.2023г.
Учитель: Лукашенко Юрий Ростиславович
Предмет: Технология. Технический труд.
Класс: 7
Технологии: использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Тип урока: комбинированный
Цели:
Цель урока: изучить назначение и устройство ТВ станка, правила безопасной работы на токарном станке;
Цели и задачи познавательной деятельности учащихся:
-репродуктивной:
иметь общее представление о назначении ТВ станка и его основных узлов;
знать общее устройство и принцип работы ТВ станка;
знать назначение и основных узлов ТВ станка, их составные части;
знать правила безопасной работы на ТВ станке;
уметь объяснять сущность процесса резания;
уметь соблюдать технологическую дисциплину при работе на станке;
-частично-поисковой:
приводить свои примеры деталей, которые можно получить при обработке заготовок на ТВ станке;
предложить свой способ организации рабочего места для исключения травмирования во время работы;
анализировать предложенные ситуации в видеофрагментах, применять знания в новых ситуациях при решении интерактивных задач;
-проектно-конструкторской:
находить сходные конструктивные элементы ТВ станка и ранее изученных технологических машин (сверлильного станка, СТД-120М) после изучения интерактивных материалов;
-воспитательные цели урока:
воспитывать самостоятельность, умение работать в команде.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое оборудование и материалы: мобильный класс (из расчета 1 ноутбук на 1 учащегося); ЭОР (учебные модули ОМС), предварительно установленные на компьютер учащегося; заготовки и готовые изделия, выполненные на станке; СТДМ на базе электродрели; проектор+ экран при наличии возможности.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Таблица 1

Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Оргмомент,
актуализация знаний
1
Приветствует учащихся,
задает вопросы, подводя к восприятию нового материала при помощи ЭОР, совместно с учащимися демонстрирует возможности учебных модулей, комментирует
Приветствуют учителя,
слушают, отвечают,
смотрят, анализируют, задают вопросы
5 мин
2
Самостоятельная работа в группах
1 и 2
Дает задания группам:
1. Изучить предлагаемые ЭОР, найти ответ на поставленные проблемы:
1. – каким образом заготовке сообщается вращательное движение (1 гр.);
– каким образом резцу сообщается поступательное движение (2 гр.);
2. предложить свой способ организации рабочего места для исключения травмирования во время работы (1 и 2 гр.)
Самостоятельно изучают ЭОР, анализируют, делают выводы, обсуждают поставленную перед группой проблему,
формулируют ответы
15 мин
3
Применение полученных знаний при выполнении практических заданий
3
Консультирует при возникновении затруднений
самостоятельно выбирают путь для решения интерактивных заданий
7 мин
4
Проверка знаний
(учебный краш-тест)
4
Контролирует
Самостоятельно (каждый за своим компьютером) выполняют 5 контрольных заданий,
сообщают свой результат и выставляют оценку в дневник
10 мин
5
Подведение итогов урока
демонстрирует
смайлики учащихся на классной доске
рефлексия
(рисуют смайлики на листах формата А4)
3 мин
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Токарно-винторезный станок (общие сведения)
модуль получения информации,
информационный
иллюстрация с элементами моделирования, видеофрагменты, интерактив
http://fcior.edu.ru/card/26702/tokarno-vintoreznyy-stanok.html
2
Основные узлы токарно-винторезного станка
модуль получения информации,
информацион-ный
иллюстрация с элементами моделирования, видеофрагменты, интерактив
http://fcior.edu.ru/card/26694/osnovnye-uzly-tokarno-vintoreznogo-stanka.html
3
Токарно-винторезный станок. Практические задания.
модуль практических занятий,
практический
6 интерактивных заданий с элементами моделирования, анимация
http://fcior.edu.ru/card/26640/tokarno-vintoreznyy-stanok-prakticheskie-zadaniya.html
4
Токарно-винторезный станок. Контрольные задания.
модуль аттестации, контрольный
5 интерактивных заданий с элементами моделирования, анимация
http://fcior.edu.ru/card/26796/tokarno-vintoreznyy-stanok-kontrolnye-zadaniya.html
1 учебный модуль ОМС
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
При изготовлении деталей для машин, приборов и других изделий чаще всего применяют обработку резанием. Эта обработка заключается в снятии стружки с целью придания заготовке заданной формы, размеров и обеспечения необходимого качества детали. Она производится специальными режущими инструментами:резцами,сверлами,зенкерами. Используя токарную обработку (точение), можно получить детали с цилиндрическими, коническими, фасонными и плоскими поверхностями, а также нарезатьрезьбу, делатьфаскии галтели. Школьные мастерские оснащены токарно-винторезными станками, которые предназначены для обработки деталей, называемыхтелами вращения(валов, зубчатых колес, колец, дисков). Эти станки, так же как токарные станки по обработке древесины и сверлильные, являются технологическими машинами. Они тоже служат для изменения формы и размеров заготовок с целью получения нужных деталей. На токарно-винторезных станках можно обтачивать и растачивать цилиндрические и конические поверхности, подрезать торцы, отрезать заготовки, сверлить отверстия и нарезать резьбу. Технологической машиной токарно-винторезный станок стал только в 1712 г. Именно тогда русский механикАндрей Константинович Нартовпридумал очень важную часть токарного станка – механическое приспособление для удержания резца (суппорт). При выполнении токарных работ заготовке сообщается вращательное, а режущему инструменту – поступательное движение. Вращение заготовки, за счет которого совершается процесс резания, называетсяглавным движением, а поступательное перемещение инструмента, обеспечивающее непрерывность этого процесса, –движением подачи. Многие школьные мастерские оборудованытокарно-винторезными станками ТВ-6(ТВ – токарно-винторезный, 6 – номер модификации).
СХЕМА СТАНКА
Станинапредставляет собой жесткую чугунную отливку, на которой смонтированы все основные узлы станка. Сверху она имеетдве пары продольных направляющих, которые обеспечивают прямолинейное перемещение суппорта и задней бабки в продольном направлении. Станина установлена на двух тумбах. Впередней тумберазмещается электродвигатель, а взадней тумбе— электрошкаф. Коробка подачпредназначена для настройки станка на нужную величину подачи (скорость перемещения суппорта) или на нужный шаг нарезаемой резьбы. Передняя бабкаслужит для закрепления обрабатываемых заготовок с помощью зажимных приспособлений и сообщения им необходимой частоты вращения. В ее корпусе находится коробка скоростей. Настройка станка на нужную частоту вращения шпинделя осуществляется рукояткамиIиIIв соответствии с таблицей режимов работы станка.Таблица расположена на верхней панели коробки подач. Задняя бабкапредназначена для поддержания свободного конца длинной заготовки и установки некоторых инструментов для обработки отверстий (сверл, зенкеров). Она состоит из трех основных частей:основания,корпусаипиноли. Суппортслужит для закрепления и перемещения резца в продольном и поперечном направлении, а также под углом относительно оси обрабатываемой заготовки. Он состоит из следующих основных частей: продольных салазок, поперечных салазок, поворотной плиты, верхних салазок ирезцедержателя.
Фартук суппортакрепится к нижней плоскости каретки суппорта. Размещенный в нем механизм служит для преобразования вращательного движения ходового винта или ходового вала в поступательное движение суппорта. Поддонслужит для сбора стружки. Шпиндельпредставляет собой жесткий пустотелый вал, сквозное отверстие которого используется для установки на станке длинных заготовок (прутков). На переднем резьбовом конце шпинделя устанавливаются различные зажимные приспособления (трехкулачковый самоцентрирующийпатрон, планшайба, поводковый патрон).
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
Опасность при работе на металлорежущих станках чаще всего создают движущиеся части, отлетающая металлическая стружа, неизолированные провода, неисправный инструмент. Поэтомунарушение правил безопасности трудаможет привести к различным травмам:ушибам,ранениям,поражению электрическим током,ожогам. Обязательным условием безопасной и производительной работы являетсяправильная организация рабочего места,соблюдение технологической дисциплиныиправил техники безопасности. Токарные работы на производственных предприятиях выполняюттокари. Эта профессия является одной из наиболее распространенных, так как около 80% всех деталей машин и механизмов подвергаются токарной обработке. Токарь должен хорошо знать устройство станков, правила и приемы управления ими, основы технического черчения, свойства металлов, уметь пользоваться различными контрольно-измерительными инструментами.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Задание 1 (суппорт, станина)
Задание 2 (расставить названия основных узлов токарного станка)
2 учебный модуль ОМС
Токарно-винторезные станки имеют практически однотипную компоновку. Основными узлами станка являются:передняя бабка, в которой может быть размещенакоробка скоростей;коробка подач;суппортсфартуком;задняя бабкаистанина, к которой крепятся передняя бабка и коробка подач. По направляющим станины перемещаются суппорт и задняя бабка. При выполнении токарных работ заготовке сообщаетсявращательное, а режущему инструменту –поступательноедвижение. Вращение заготовки, за счет которого совершается процесс резания, называетсяглавным движением, а поступательное перемещение инструмента, обеспечивающее непрерывность этого процесса, –движением подачи. СУППОРТ служит для закрепления и перемещения резца в продольном и поперечном направлении, а также под углом относительно оси обрабатываемой заготовки. Он состоит из следующих основных частей:продольных салазок,поперечных салазок,поворотной плиты,верхних салазокирезцедержателя. Продольные салазки (каретка) установлены на продольных направляющих станины. Перемещаясь по этим направляющим, они сообщают резцу продольную подачу. Поперечные салазки перемещаются по поперечным направляющим каретки с помощью винта, приводимого в движение рукояткой. Поворотная плита вместе с верхними салазками может быть повернута для размещения резца под углом к оси заготовки. Перемещение верхних салазок осуществляется рукояткой. При механическом перемещении суппорта вращается ходовой вал и вместе с ним червяк, от которого приводится в движение червячное колесо. На одном валу с червячным колесом находится зубчатое колесо, которое передает вращение зубчатому колесу. Далее движение передается так же, как и при ручной подаче: колесо – колесу и далее на зубчатую рейку. Включение механической подачи производится поворотом рукоятки вверх, которая соединяет два зубчатых колеса. Перемещение суппорта при нарезании резьбы осуществляется ходовым винтом, который охватывает разъемная гайка, приводимая в действие с помощью рукоятки. При вращении винта гайка перемещается по нему и увлекает за собой фартук с суппортом. Прежде чем соединить разъемную гайку с ходовым винтом, необходимо кнопкой вывести из зацепления с зубчатой рейкой зубчатое колесо. ЗАДНЯЯ БАБКА предназначена для поддержания свободного конца длинной заготовки и установки некоторых инструментов для обработки отверстий (сверл, зенкеров). Она состоит из трех основных частей:основания,корпусаипиноли. Для закрепления задней бабки на станине необходимо повернуть рукоятку, которая притянет планку к станине с помощью эксцентрика и серьги. Пиноль перемещается в корпусе вращением винта, приводимого в действие с помощью маховика. Она фиксируется в нужном положении рукояткой. ФАРТУК крепится к нижней плоскости каретки суппорта. Размещенный в нем механизм служит для преобразования вращательного движения ходового винта или ходового вала в поступательное движение суппорта. При перемещении суппорта вручную вращают маховик, движение которого передается зубчатому колесу. Конец валика, на котором находится это зубчатое колесо, тоже представляет собой зубчатое колесо, которое включается кнопкой. Это колесо, перекатываясь по зубчатой рейке, перемещает вдоль станины фартук с суппортом.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Задание 1 (расставить названия основных узлов токарного станка).
Задание 2 (поступательное движение или движение подачи).
КРАШ-ТЕСТ ТВС. 6 практических заданий.
СОБЕРИ СТАНОК: Расставьте по своим местам узловые части станка.
Подпишите недостающие названия узлов ТВС.
Соберите суппорт ТВС.
Переместите названия к составным частям задней бабки ТВС.
Введите название узлового механизма ТВС на картинке (фартук суппорта).
Впишите 5 элементов фартука суппорта ТВС.
ТВС. 5 контрольных заданий.
Переместите названия частей станка на свои места.
Изображение отдельного элемента ТВС (фартук).
Присутствие маховика (рис. 2 и 3).
Подпишите составные части задней бабки ТВС.
Поставить соответствие: узел ТВС (суппорт) – названия составных частей.
Список литературы:
http://fcior.edu.ru/about.page;
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/plan-konspekt-uroka-multimediinye-tekhnologii-s-ispolzovaniem-eor;
Технология. Технический труд: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных школ (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2010.;
Материалы сайта Сурвики http://www.surwiki.ru/.
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×