План-конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы» | Мой кабинет. Работа №350527
Занятие по развитию речи в средней группе.
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы»
Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы»
Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
Задачи
Обучающие: Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки. Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
Развивающие: Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование: сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка.
Подготовительная работа: загадки об игрушках, заучивание стихотворения «Пусть игрушки дружат с нами», рассматривание игрушек, словесные игры.
Словарная работа: мягкая игрушка, плюшевая, резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске
Приемы руководства:
В вводной части организационный момент
В основной части
В заключительной части подведение итогов занятия.
Ход:
Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
В: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем
Сорока, сорока
Сорока-белобока,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
В: Как скликала, звала гостей сорока?
Ответы детей: Приходите к нам, милости просим.
В: Как еще можно гостей позвать?
Ответы детей: Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас.
Достаю сундучок из-за стола.
В: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?». Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Зверь забавный,
Сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).
Ростом мал, да удал,
От меня он ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда. (Мяч).
Не летит, не жужжит жук
А по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина).
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла).
Разные колечки
На палочке стоят.
На елочку похожи,
Ребяток веселят. (Пирамида).
В: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой?
Ответы детей: Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка.
В: Как можно назвать одним словом все это?
Ответы детей: Игрушки.
В: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтоб вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Мишке?
Ответы детей: Да.
В: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему.
Ответы детей: Задаю вопросы по схеме.
В: По цвету какие бывают игрушки?
Ответы детей: Красные, желтые, зеленые, синие.
В: По форме игрушки бывают?
Ответы детей: Круглые, квадратные, треугольные.
В.: По величине бывают какие игрушки?
Ответы детей: Большие, маленькие.
В: У игрушек есть части, например, у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса. Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки?
Ответы детей: Пластмассовые.
В: Из железа?
Ответы детей: Железные.
В: Из дерева?
Ответы детей: Деревянные.
В: Из меха?
Ответы детей: Меховые.
В: Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые. Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть?
Ответы детей: Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.
В: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
В: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
(Рассказ воспитателя.)
В: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.
Физкультминутка «Мишка косолапый»
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)
В: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке?
Ответы детей: Детские рассказы.
В: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо. Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки?
Ответы детей: Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка.
В: Кто сидит рядом с куклой?
Ответы детей: Мяч и пирамидка.
В: Кто находится между мишкой и куклой?
Ответы детей: Мяч.
В: Кто сидит слева от мячика?
Ответы детей: Кукла.
В: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами). Что находится сзади куклы?
Ответы детей: Машина.
В: Что находится между мячом и мишкой?
Ответы детей: Пирамидка.
В: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?
Ответы детей: Убирать игрушки на место.
В: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.
«Пусть игрушки дружат с нами.»
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
В: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось.