План-конспект занятия по теме «Мой труд дома» | Гулинская Елена Владимировна. Работа №328352
Тема: «Мой труд дома»
Цель: формирование желания трудиться и уважительного отношения к труду.
Задачи:
образовательная: актуализировать знания воспитанников о значении своего труда;
развивающая: развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие.
Оборудование: план-конспект занятия, ноутбук, мультфильм «Федорино горе».
Форма проведения: информационный час
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Добрый день! Прошу работать активнее, отвечать смелее. Сегодня мы поговорим о труде. Тема нашего занятия «Мой труд дома».
Мы узнаем с вами, почему именно труд красит человека, в чем это заключается. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К. Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
– Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
– Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
– От труда, мой милый, – отвечал тот.
– А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Воспитатель: Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия?
– Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (
– Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
– Какой вывод мы можем, сделать, послушав этот рассказ?
Основная часть
Воспитатель: Дом – лицо хозяина! У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас.
Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.
Воспитатель: Что такое домашний труд и какие виды работ бывают в доме?
Ответы детей.
Воспитатель: Домашний труд – самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи.
Взрослые люди ходят на работу, где у них много разных дел. На работе они обычно устают. После работы все спешат домой. Всем хочется отдохнуть после рабочего дня. Но не тут-то было!
Дома наших близких ждут домашние дела.
Воспитатель: Домашний быт – это вещь серьезная, и если вы не хотите стать у него заложником, нужно разработать к нему правильный подход. Чтобы ваш супруг не смотрел на вас удивленными глазами, когда вы просите его пропылесосить в доме или вымыть посуду, необходимо сразу правильно распределить домашние обязанности.
Начать необходимо с полного понимания, какие обязанности подразумеваются под совместным бытом. Это, конечно же, в первую очередь — уборка, приготовление пищи, стирка, мелкие ремонтные работы. Многие считают, что в обязанности мужа в семье входит только мужская работа с физическим приложением сил (забивать гвозди, делать ремонт, переносить тяжести), а в обязанности жены входит работа, которую принято считать женской ещё со времен домостроя (готовка, уборка, шитье и т.д.).
Воспитатель: А что Вы думаете о распределении обязанностей по дому между мужем и женой?
Ответы детей.
Физминутка « Убираем мы квартиру».
Воспитатель: Ответственность, аккуратность, чистоплотность, бережливость, старательность, умение каждой вещи найти своё место – залог красоты, чистоты и уюта вашего дома. Кто аккуратен и опрятен, тот людям приятен». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Если человек одет чисто, волосы красиво причесаны, если у него лицо и руки чистые и ухоженные, если он содержит в порядке свой дом и свои вещи, то с таким человеком приятно жить рядом, приятно с ним общаться, да и просто смотреть на такого человека приятно.
Воспитатель: Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.
Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие требования:
1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами;
2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации;
3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей;
4) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.
Физический труд по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. К его разновидностям относится труд по самообслуживанию, которым человек занимается на протяжении всей своей жизни. Получая удовлетворение от результатов своего труда (уборки, приготовления пищи, подготовки одежды и обуви к использованию и др.), ребенок приобретает потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но одновременно он обнаруживает, что для поддержания порядка необходимы приложение усилий, затраты труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли.
Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного.
Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, существует множество возможностей, в частности:
• постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска;
• введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них правильный;
• привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;
• подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;
• побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;
• ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
• наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.
• обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;
• обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;
• ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;
• создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям, как минимум – по всем учебным предметам, изучаемым в школе;
• одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.
Труд души – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека. Известный российский писатель Ф. Абрамов писал о труде души: «Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку – судом собственной совести».
Результатом душевного труда является то, что ребенок начинает иначе, с большей теплотой и заботой, относиться ко всем людям. Труд души в любой его разновидности может найти продолжение и развитие, например, в благотворительной деятельности (практическая работа по оказанию помощи больным, инвалидам, старикам, детям, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интернатов, вещей для малоимущих и т. п.).
Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического, интеллектуального и душевного труда способно сформировать настоящего гражданина и неповторимую личность.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, давайте теперь сделаем вывод, что же должен уметь делать каждый для того, чтобы дом был красивым?
1. Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.
2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.
3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
4. Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.
5. Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.
6. Если видишь, родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.
Воспитатель: А, какие дела делаете вы по дому?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, давайте подведем итог нашего занятия:
Все трудовые умения, привычка трудиться, приобретенные дома и в классе, пригодятся и во взрослой жизни.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
План-конспект
занятия по теме «В стране Законов: права, обязанности и ответственность»
Воспитатель Гулинская Е. В.
пос. Совхозный
Славянский район
11.12.2020
Тема: «В стране Законов: права, обязанности и ответственность»
Цель: расширение знаний у воспитанников о правах, обязанностях и ответственности.
Задачи:
образовательная: актуализировать знания детей с понятиями «права», «обязанность», «ответственность»;
развивающая: развивать познавательный интерес воспитанников в изучении своих прав, обязанностей и ответственности;
воспитательная: воспитывать ответственное отношение к закону.
Оборудование: ноутбук, тематическая презентация «В стране Законов: права, обязанности и ответственность».
Форма проведения: круглый стол
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о правах, обязанностях и ответственности человека.
Как часто подростки попадают в сложные ситуации только потому, что не знают, как поступить в той или иной проблеме, не знают правовых норм. Кто еще не осознал той ответственности, которую несет на себе человек, живя в обществе.
(Ответы детей)
Основная часть
Показ тематической презентации «В стране Законов: права, обязанности и ответственность»
Воспитатель: Права и обязанности противоположны как разные полюса единого явления правового регулирования общественных отношений.
Единство прав и обязанностей понимается нами как такая их реализация, при которой субъектом не только будут использоваться права, но и исполняться все возложенные на него обязанности. Представляется, что аспект единства прав и обязанностей должен включать и вопросы единообразного понимания предоставленных прав и возложенных обязанностей.
Право – признанная обществом возможность что-либо беспрепятственно сделать, т.е. реализацию права всегда осуществляет сам его обладатель. Право не является обязанностью ни его, ни чьей-либо ещё. Это что-то вроде формализованной свободы. Когда свободу зафиксировали в виде какого-то документа, то она стала правом.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Воспитатель: Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.
1. Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.
2. Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.
3. Ребенок должен получать помощь в тяжелое время испытаний в первую очередь.
4. Ребенок должен расти в атмосфере любви, и быть защищенным от всех форм эксплуатации.
5. Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.
Физминутка.
Воспитатель: Конвенция является основным международно-правовым документом с обязательным характером. Поэтому мы хотим познакомить вас с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
Право на жизнь;
Право на имя при рождении;
Право на медицинскую помощь;
Право на образование;
Право на отдых и досуг;
Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
Право свободно выражать свое мнение;
Право на достаточное питание и достаточное количество воды;
Право на свободное перемещение;
Право на заботу и воспитание родителями.
Воспитатель: Уважение и соблюдение законов – главная обязанность каждого гражданина страны:
Соблюдать законы и статьи Конституции Российской Федерации.
Оплачивать определённые законом сборы и налоги (статья 57).
Гражданин обязан охранять окружающую среду, бережно относиться к природе и её богатствам (статья 58). Принимать активное участие в охране окружающей среды, соблюдать природоохранное законодательство, своим трудом помогать сбережению и приумножению богатства природы. Совершенствовать знания об экологии, природе. Способствовать экологическому развитию и воспитанию подрастающей молодёжи.
Проходить воинскую службу и защищать Отечество (статья 59).
Вести заботу о детях и поддерживать нетрудоспособных родителей (статья 38).
Получить обязательное среднее образование (статья 43).
Сохранять и приумножать культурное и историческое наследие страны, оберегать памятники культуры и истории (статья 44). К ним относятся сооружения и здания, имеющие архитектурную ценность, произведения искусства, культуры.
С восемнадцатилетнего возраста гражданин Российской Федерации имеет право самостоятельно реализовывать свои права и обязанности согласно 60 статье Конституции.
Воспитатель: 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
Заключительная часть
Воспитатель: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.
Подведение итогов.