План кружка "Весёлый пальчики" для детей младшей группы | Мой кабинет. Работа №354096. Номер работы: №354096
От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
План кружка по развитию мелкой моторики рук для детей младшей группы.
«Весёлые пальчики».
Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Пояснительная записка.
Кружок «Весёлые пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы у детей 3 – 4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приёмы, игры и упражнения:
- Само – массаж кистей рук;
- Пальчиковые игры;
- Выполнение движений с мелкими предметами (конструктор, крупы, счётные палочки, пуговицы, бусины, нитки, бумага).
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий.
Задачи:
Образовательные.
Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук; развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков.
Развивающие.
Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Результатом работы должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,
соответствующего данному возрасту.
2. Овладение приемами работы с разными предметами.
Перспективное планирование.
Месяц
Тема занятий
Цель
Сентябрь
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка».
Развивать мелкую
моторику пальцев, памяти, внимания, зрительно – пространственного восприятия и тактильную
чувствительность.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Упражнение «Гусеничка».
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Упражнение «Собери матрёшку» - 2 матрёшки перепутаны. Нужно правильно собрать.
Октябрь
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2. Пальчиковая игра «Засолка капусты».
Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Стимулировать тактильные ощущения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2. «Листопад»- лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки.
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2. Упражнение «Муравьишка».
Ноябрь
1. Само – массаж бусинками.
2. Пальчиковая игра «Апельсин».
Развивать мелкую моторику, координацию движений. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. Стимулировать тактильные ощущения.
1. Само – массаж бусинками.
2. Игра «что растёт в огороде» -
чудесный мешочек.
1.Само – массаж бусинками.
2. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
1. Само – массаж бусинками.
2. Упражнение «По грибы».
1.Само – массаж бусинками.
2.Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.
Декабрь
1.Само – массаж косточками фруктов.
2.Пальчикова игра «Клубок».
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой. Развивать умение сматывать клубочки.
1.Само – массаж косточками фруктов.
2.Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой.
1.Само – массаж косточками фруктов.
2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки.
1.Само – массаж косточками фруктов.
2.Игра с прищепками «Наряжаем ёлочку».
Январь
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2.Пальчикова игра «Снеговик».
Развивать мелкую моторику рук. Учить выкладывать изображение с помощью счётных палочек. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2.Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2.Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».
Февраль
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2.Пальчиковая игра «Елочка».
Совершенствовать мелкую моторику рук. Стимулирование тактильных ощущений.
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2.Игры с пуговицами - выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2. Игра «Чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твёрдые.
1. Само – массаж гранёными карандашами.
2. «Мой дом» построить высокую башню-дом из кубиков.
Март
1. Само – массаж бусинками.
2. Пальчиковая игра «Подушка».
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на леску. Стимулирование тактильных ощущений.
1. Само – массаж бусинками.
2. Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на леску.
1. Само – массаж бусинками.
2. Упражнение «Птенцы».
1. Само – массаж бусинками.
2. Упражнение «Солнце светит ярко - ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг жёлтого круга.
Апрель
1.Само – массаж косточками фруктов.
2. Пальчиковая игра «Пирамидка».
Развивать мелкую моторику рук. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
1.Само – массаж косточками фруктов.
2. Упражнение «Зайчик».
1.Само – массаж косточками фруктов.
2. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры).
1.Само – массаж косточками фруктов.
2. Упражнение «Каждому листочку своё место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.
Май
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Пальчиковая игра «Колокольчик».
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики рук.
Совершенствовать память,
внимание, логическое
мышление. Развивать умение завязывать узелки. Развивать усидчивость, целенаправленность.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Упражнение «Петушок».
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Упражнение «Узелки» - завязывание узлов на толстой верёвке, шнуре.
1. Само – массаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.
Литература.
Т. А. Ткаченко, Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков/Ил. Е.
Нитылкиной
. – М.:
Изд
– во
Эксмо
, 2006. – 48с.:ил.
Пальчиковые игры/сост. Е. А. Виноградова. – Волгоград: Учитель. – 133с.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2 – е изд. –
Спб
.: КОРОНА – Век, 2007. – 32 с, ил.
Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют: развитие мелкой моторики/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб
.:
Паритет, 2002 г.
Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2004.