Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

План кружка "Волшебный песок"для разновозрастной группы детского сада | Элеонора Романовна Николаева. Работа №313072. Номер работы: №313072

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рисование песком- это погружение в сказку,в мир фантазий,причудливых образов,извилистых линий. Создание картины песком- увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество,расслабляет и вдохновляет одновременно. А что если технику  рисования песком  на световом столе использовать как средство разития связной речи у дошкольников? Очень даже креативно и полезно. Проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе подготовка к школе и изучение иностранных языков), развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения,творческого мышления, пространственного мышления. Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния. Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения вшколе. Исходя из актуальности проблемы был создан кружок "Волшебный песок". Обучение дошкольников родному языку,в частности связной речи- одна из главных задач к подготовке детей к учению в школе, где речь, язык становится не только средством обучения но и предметом обучения.

План кружка для старшей группы «Волшебный песок»

 

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Занятия и игры с песком имеют множество преимуществ:

Во-первых, это развитие мелкой моторики. Ребенок создает рисунок, прорисовывая мелкие детали, проговаривает и это способствует улучшению интеллектуальной деятельности, тактильно-кинестетической чувствительности рук, активизации словаря.

Во-вторых, работа над рисунком из песка на стекле имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя, расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет снять стресс или просто нервное напряжение. Негативные эмоции при работе с песком уходят, и ребенок проецирует свои эмоции на стекло, используя песок.

Актуальность: проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Исходя из актуальности проблемы был создан кружок «Волшебный песок».

Обучение дошкольников родному языку, в частности, развитие связной речи - одна из главных задач в подготовке детей к учению в школе, где речь, язык становятся не только средством обучения, но и предметом изучения.

Связная речь – это единое смысловое структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Виды связной речи:

- диалогическая речь

- монологическая речь

Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорение одного собеседника с прослушиванием и говорением другого.

Оформление диалога: речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые предложения. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Для диалога типично использование шаблонов, клише.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Высказывание содержит полную формулировку информации, оно более развернуто. Для монолога характерна: литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность, связность монолога.

Еще одно понятие, которое существует в понятии связная речь – это «разговорная речь», которой, как правило, прежде всего, овладевают дети дошкольного возраста.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Чем можно рисовать? Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек.

Рисование песком еще называют песочной терапией. Рисуя песком,ребенок как можно глубже знакомится со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит – проживает.

Рисование песком (сыпучими материалами) позволяет дошкольникам погрузится в мир волшебства, развить мелкую моторику, речь, психические процессы. Как и любое другое занятие ИЗО творчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Для рисования на световом столе песок можно заменить манной крупой. Рисование манкой – подходит для всех возрастных групп.

     Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники.

Одним из наиболее подходящей и доступной деятельностью для развития речи 5-6 лет является рисование песком (разными сыпучими материалами) на стекле.

Рисование песком способствует:

- Развитию речи;

- Развивает мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

- Снимает эмоциональное напряжение, агрессию;

- Развивает коммуникабельность;

- Делает ребенка увереннее в себе;

- Развивает познавательный интерес;

- Развивает психические процессы;

- Развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук;

- Воспитывает эстетическое чувство;

- Воспитывает аккуратность.

Цель кружковой деятельности - развитие связной речи посредством светового стола.

Задачи:

Образовательные:

упражнять детей в составлении предложений по прочитанным рассказам, стихотворениям;

упражнять детей в составлении с помощью опорных слов, употребляя их в правильном падеже и числе;

упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

упражнять детей в составлении предложений рисуя на световом столе;

закреплять знания детей по родному языку, приобщить к истокам национальной культуры якутского народа.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 20- 25 минут.

Участники кружка: разновозрастная группа детского сада «Мичээр» с.Кысыл Деревня

 

 

 

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Составление плана кружка

 

Приготовление стола с песком (манка)

Знакомство с песочным столом.

Октябрь

Явления природы

Осенняя природа (разучивание стихов и песен об осени)

1. Осень. Рисование на песочном столе.

2. Дождь.

3. Лунная ночь.

4. Первый снег. (Рисование по замыслу)

Ноябрь

Якутский эпос – Олонхо

С.С.Васильев-Борогонскай «ЭрчимэнБэргэн»

(Антология детской литературы стр.115)

1.Знакомство с якутский эпосом - Олонхо

2.Обсуждение и разбор по ролям.

3.Заучивание текста, выразительное чтение Олонхо

 

Декабрь

Лесные зверята

« Зимовье зверей».

1.Чтение и обсуждение сказки

2. Разбор по персонажам.

3. Разучивание текста.

4. Рисование детьми своих ролевых персонажей.

Январь

Якутские узоры, утварь

1.Знакомство, разучивание названий якутских узоров

2.Разучивание стихов о национальной утвари.

3.Рисование по сюжетам стихов.

Февраль

Волшебные сказки

«Бабушка Таал-Таал». Рисование содержания сказки на манке.

1.Чтение, обсуждение содержания сказки.

2.По кадровое фотографирование рисунков

3.Озвучивание и монтаж сказки

4. Показ сказки

Март

Милой маме

1. Разучивание стихов о маме

2. Портрет матери на песке.

3. Беседа о цветах, презентация

4. «Цветочная поляна». Рисование на столе с песком

5. Мастер-класса для родителей и детей «Волшебный песок»

Апрель

Весна красна

« Заюшкина избушка» сказка

1. «Заюшкина избушка» Чтение и обсуждение

2. Заучивание ролей.

3. Анимационная съемка сказки

4. Озвучивание, монтаж.

Май

День Победы

 

1. Конкурс рисунков на песке ко Дню Победы.

2. Съемка и фотовыставка

 

Рисование на световом столе обладают комплексным воспитательным и развивающим воздействием, что приносит эмоциональное удовлетворение, способствуют развитию связной речи детей 5-6 лет.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.

Язык в становлении личности ребенка-дошкольника играет основную роль, являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Рисование на световом столе обладают комплексным воспитательным и развивающим воздействием, что приносит эмоциональное удовлетворение, способствуют развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, процесс развития связной речи детей разновозрастной группы будет эффективным, если будут проведены комплексные занятия с применением светового стола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Исследование связной речи детей дошкольного возраста (авторы Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

 

Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Задание Воспитатель предлагает ребенку описать

зайца (куобах)

(по картинке).

р

ебенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это

зайчик

. Он коричневый,

белый

.

У зайчонка быстрые ноги, длинные ушки.

-

(3 балла)

рассказывает, опуская начало (или конец)

-

(2 балла)

перечисляет отдельные качества

-

(1 балл)

Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ; (3 балла)

рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)

перечисляет

нарисованное

на картинках. (1 балл)

Задание. Пересказ прослушанного текст

а

(

сказка «Зимовье зверей»)

Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья

-

(3 балла)

смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

-

(2 балла)

пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации

-

(1 балл)

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели:

Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.

Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.

Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое

изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение - 1 балл.

В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.

Анализ полученных результатов исследования: 54 - 49 (баллов) - высокий уровень, 48 - 27 (баллов) - средний уровень, 18 - 26 (баллов) - низкий уровень

После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей - высокий, средний и низкий.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Методика «Опиши картинку»(Эльконин Д.Б.)

 

Данная методика предназначена для определения умения составлять связный рассказ через материал серии сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например такую серию:

«Девочка помогает маме

»

.

«Девочка убирает со стола»

.

«Девочка моет посуду»

.

«Девочка

складывает посуду

»

.

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных:

Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, правильного употребления грамматических форм.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития: 8-10 баллов - высокий уровень развития речи, 4-7 баллов - средний уровень, 0-3 балла - низкий уровень.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

План-конспект мастер-класса для родителей и детей «Волшебный песок»

 

 

- Уважаемые родители!

Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Волшебный песок»

Цель данного мероприятия:

Познакомить с нетрадиционным направлением-

техникой рисования песком

.

Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие мышления и воображения, развитие творческих способностей у детей.

Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми

Задачи :

-Научить детей самовыражаться и наиболее полно использовать свои возможности;

-Установление доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми

-Развитие у детей творческих способностей

Оборудование: стол с подсветкой, песок, влажные салфетки

Ход мероприятия

1 часть:

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозьпальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.

Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). При этом развивается фантазия, внимание, пространственное восприятие.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям: ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.

Сегодня я хочу провести мастер класс по – песочной анимации.

Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильмы, созданные с помощью песка " Питер и Волк".

Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.

Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.

Можно выделить как минимум три причины, из - за которых следует научиться рисовать песком:

1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогеннымифакторами: манипуляция сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

Этой работой я занимаюсь второй год.

2 часть.

Для детей вместо песка я использую манку. А сегодня мы используем песок.

- Хотела бы напомнить вам, уважаемые родители, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.

Практическая работа:

1. - Сегодня мы с вами научимся рисовать.

- Для начала давайте познакомимся с материалом, с помощью чего мы с вами будем рисовать.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы.

- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.

- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.

Этот прием называется насыпание.

Есть и другие приемы:

1 Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

2 Песочная струя:

-песчинки попадают в одну точку-круг;

-песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…;

- песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…;

- песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…;

- песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…;

- песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;

3 Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;

4 Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

5 Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

6 Линейныйнаброс песка (лучи солнца);

7 Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

8 Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)

9 Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).

А теперь попробуем рисовать.

- Ставим руку на экран не отрывая руки мизинцем начинаем потихоньку сгребатьпесок и у нас получается раковина.

- Убираем манку с экрана в правый нижний угол.

- Теперь определим место, где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем манку в кулак, сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы манку сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур перестаем сыпать песок. При помощи ногтей рисуем лучи.

- Собираем манку в правый нижний угол опускаем руку и сдвигаем манку таким способом, чтоб он заполнил весь экран.

- Давайте представим, что это у нас будет пляж мы с вами на море все наверно ходили по пляжу. (Кулачки собираем (показ) этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза техника - отпечатка) гуляем с вами. На что похоже? (на ноги) один пальчик нарисуем указательным пальцем круговыми движениями, а 4 оставшиеся пальца прижимаем.

- Давайте пустим змеек, предположим, что змея выползла из норки на песочек,

- Раз мы заговорили о море, давайте нарисуем с вами что - то морское.

- Кладем ладонь на экран, делаем волновые движения по всему экрану.

- Сжимаем руку в кулак, мизинец выставляем, положили ладонь на экран, зафиксировали таким образом, теперь вычищаем полукруг.

- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, ставим на наш полукруг, направляем в разных направлениях, как змейку рисовали - это хвост.

- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.

- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песокв щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку, чтобы песокне сильно рассыпался желательно, где хвостовая часть.

- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем от головы к хвосту.

- Давайте сделаем чешую три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчики в ряд, чтобы чешуя была как настоящая.

- Прорисовываем нижние и верхние плавники можно ноготком, какие угодно, рыбки разные бывают.

- Теперь глазик нужно добавить берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, на экран кладем, низко опускаем руку, высыпаем.

- Теперь глазик нужно открыть опять берем указательный палец, просто нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и подняли и глазик как живой сразу со зрачком получается. Делаем блик мизинчиком.

- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок - верхняя губка и нижняя губка.

- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.

- Давайте сделаем дно морское собираем кулачки как следы на песке оставляли, просто нарисуем камни.

- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волновые движения, как змеек рисовали.

- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!

Заключение: Дома вы с помощью рисования песком или манкой можете научить детям стихи, сказки, небольшие рассказы, а для самых маленьких - названия предметов. Самое главное – рисуя вы должны рассказать, что вы рисуете. Например: рисуете круг, говорите, что это солнце, вокруг солнца рисуете палочки, говорите, что это лучики солнца и т.д. Можете рисуя читать стихи про солнышко.

- А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

- А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×