План кружка "Волшебный песок"для разновозрастной группы детского сада | Элеонора Романовна Николаева. Работа №313073. Номер работы: №313073
Рисование песком- это погружение в сказку,в мир фантазий,причудливых образов,извилистых линий. Создание картины песком- увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество,расслабляет и вдохновляет одновременно. А что если технику рисования песком на световом столе использовать как средство разития связной речи у дошкольников? Очень даже креативно и полезно. Проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе подготовка к школе и изучение иностранных языков), развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения,творческого мышления, пространственного мышления. Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния. Развитие связной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения вшколе. Исходя из актуальности проблемы был создан кружок "Волшебный песок". Обучение дошкольников родному языку,в частности связной речи- одна из главных задач к подготовке детей к учению в школе, где речь, язык становится не только средством обучения но и предметом обучения.
План кружка для старшей группы «Волшебный песок»
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Занятия и игры с песком имеют множество преимуществ:
Во-первых, это развитие мелкой моторики. Ребенок создает рисунок, прорисовывая мелкие детали, проговаривает и это способствует улучшению интеллектуальной деятельности, тактильно-кинестетической чувствительности рук, активизации словаря.
Во-вторых, работа над рисунком из песка на стекле имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя, расслабляясь и успокаиваясь. Это позволяет снять стресс или просто нервное напряжение. Негативные эмоции при работе с песком уходят, и ребенок проецирует свои эмоции на стекло, используя песок.
Актуальность: проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Исходя из актуальности проблемы был создан кружок «Волшебный песок».
Обучение дошкольников родному языку, в частности, развитие связной речи - одна из главных задач в подготовке детей к учению в школе, где речь, язык становятся не только средством обучения, но и предметом изучения.
Связная речь – это единое смысловое структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Виды связной речи:
- диалогическая речь
- монологическая речь
Диалогическая речь – первичная естественная форма языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорение одного собеседника с прослушиванием и говорением другого.
Оформление диалога: речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые предложения. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Для диалога типично использование шаблонов, клише.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Высказывание содержит полную формулировку информации, оно более развернуто. Для монолога характерна: литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность, связность монолога.
Еще одно понятие, которое существует в понятии связная речь – это «разговорная речь», которой, как правило, прежде всего, овладевают дети дошкольного возраста.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Чем можно рисовать? Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек.
Рисование песком еще называют песочной терапией. Рисуя песком,ребенок как можно глубже знакомится со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит – проживает.
Рисование песком (сыпучими материалами) позволяет дошкольникам погрузится в мир волшебства, развить мелкую моторику, речь, психические процессы. Как и любое другое занятие ИЗО творчеством, песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при рисовании песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
Для рисования на световом столе песок можно заменить манной крупой. Рисование манкой – подходит для всех возрастных групп.
Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники.
Одним из наиболее подходящей и доступной деятельностью для развития речи 5-6 лет является рисование песком (разными сыпучими материалами) на стекле.
Рисование песком способствует:
- Развитию речи;
- Развивает мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Снимает эмоциональное напряжение, агрессию;
- Развивает коммуникабельность;
- Делает ребенка увереннее в себе;
- Развивает познавательный интерес;
- Развивает психические процессы;
- Развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук;
- Воспитывает эстетическое чувство;
- Воспитывает аккуратность.
Цель кружковой деятельности - развитие связной речи посредством светового стола.
Задачи:
Образовательные:
упражнять детей в составлении предложений по прочитанным рассказам, стихотворениям;
упражнять детей в составлении с помощью опорных слов, употребляя их в правильном падеже и числе;
упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;
упражнять детей в составлении предложений рисуя на световом столе;
закреплять знания детей по родному языку, приобщить к истокам национальной культуры якутского народа.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 20- 25 минут.
Участники кружка: разновозрастная группа детского сада «Мичээр» с.Кысыл Деревня
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
Составление плана кружка
Приготовление стола с песком (манка)
Знакомство с песочным столом.
Октябрь
Явления природы
Осенняя природа (разучивание стихов и песен об осени)
1. Осень. Рисование на песочном столе.
2. Дождь.
3. Лунная ночь.
4. Первый снег. (Рисование по замыслу)
Ноябрь
Якутский эпос – Олонхо
С.С.Васильев-Борогонскай «ЭрчимэнБэргэн»
(Антология детской литературы стр.115)
1.Знакомство с якутский эпосом - Олонхо
2.Обсуждение и разбор по ролям.
3.Заучивание текста, выразительное чтение Олонхо
Декабрь
Лесные зверята
« Зимовье зверей».
1.Чтение и обсуждение сказки
2. Разбор по персонажам.
3. Разучивание текста.
4. Рисование детьми своих ролевых персонажей.
Январь
Якутские узоры, утварь
1.Знакомство, разучивание названий якутских узоров
2.Разучивание стихов о национальной утвари.
3.Рисование по сюжетам стихов.
Февраль
Волшебные сказки
«Бабушка Таал-Таал». Рисование содержания сказки на манке.
1.Чтение, обсуждение содержания сказки.
2.По кадровое фотографирование рисунков
3.Озвучивание и монтаж сказки
4. Показ сказки
Март
Милой маме
1. Разучивание стихов о маме
2. Портрет матери на песке.
3. Беседа о цветах, презентация
4. «Цветочная поляна». Рисование на столе с песком
5. Мастер-класса для родителей и детей «Волшебный песок»
Апрель
Весна красна
« Заюшкина избушка» сказка
1. «Заюшкина избушка» Чтение и обсуждение
2. Заучивание ролей.
3. Анимационная съемка сказки
4. Озвучивание, монтаж.
Май
День Победы
1. Конкурс рисунков на песке ко Дню Победы.
2. Съемка и фотовыставка
Рисование на световом столе обладают комплексным воспитательным и развивающим воздействием, что приносит эмоциональное удовлетворение, способствуют развитию связной речи детей 5-6 лет.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.
Язык в становлении личности ребенка-дошкольника играет основную роль, являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Рисование на световом столе обладают комплексным воспитательным и развивающим воздействием, что приносит эмоциональное удовлетворение, способствуют развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, процесс развития связной речи детей разновозрастной группы будет эффективным, если будут проведены комплексные занятия с применением светового стола.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Исследование связной речи детей дошкольного возраста (авторы Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.
Задание Воспитатель предлагает ребенку описать
зайца (куобах)
(по картинке).
р
ебенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это
зайчик
. Он коричневый,
белый
.
У зайчонка быстрые ноги, длинные ушки.
-
(3 балла)
рассказывает, опуская начало (или конец)
-
(2 балла)
перечисляет отдельные качества
-
(1 балл)
Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ; (3 балла)
рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)
перечисляет
нарисованное
на картинках. (1 балл)
Задание. Пересказ прослушанного текст
а
(
сказка «Зимовье зверей»)
Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья
-
(3 балла)
смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
-
(2 балла)
пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации
-
(1 балл)
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели:
Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.
Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое
изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение - 1 балл.
В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.
Анализ полученных результатов исследования: 54 - 49 (баллов) - высокий уровень, 48 - 27 (баллов) - средний уровень, 18 - 26 (баллов) - низкий уровень
После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей - высокий, средний и низкий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика «Опиши картинку»(Эльконин Д.Б.)
Данная методика предназначена для определения умения составлять связный рассказ через материал серии сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например такую серию:
«Девочка помогает маме
»
.
«Девочка убирает со стола»
.
«Девочка моет посуду»
.
«Девочка
складывает посуду
»
.
После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка данных:
Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, правильного употребления грамматических форм.
Оценка результатов.
10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития: 8-10 баллов - высокий уровень развития речи, 4-7 баллов - средний уровень, 0-3 балла - низкий уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План-конспект мастер-класса для родителей и детей «Волшебный песок»
- Уважаемые родители!
Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Волшебный песок»
Цель данного мероприятия:
Познакомить с нетрадиционным направлением-
техникой рисования песком
.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие мышления и воображения, развитие творческих способностей у детей.
Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми
Задачи :
-Научить детей самовыражаться и наиболее полно использовать свои возможности;
-Установление доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми
-Развитие у детей творческих способностей
Оборудование: стол с подсветкой, песок, влажные салфетки
Ход мероприятия
1 часть:
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозьпальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.
Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). При этом развивается фантазия, внимание, пространственное восприятие.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям: ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Сегодня я хочу провести мастер класс по – песочной анимации.
Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильмы, созданные с помощью песка " Питер и Волк".
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.
Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.
Можно выделить как минимум три причины, из - за которых следует научиться рисовать песком:
1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
3. Борьба со стрессогеннымифакторами: манипуляция сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
Этой работой я занимаюсь второй год.
2 часть.
Для детей вместо песка я использую манку. А сегодня мы используем песок.
- Хотела бы напомнить вам, уважаемые родители, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.
Практическая работа:
1. - Сегодня мы с вами научимся рисовать.
- Для начала давайте познакомимся с материалом, с помощью чего мы с вами будем рисовать.
- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы.
- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.
- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.
Этот прием называется насыпание.
Есть и другие приемы:
1 Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
2 Песочная струя:
-песчинки попадают в одну точку-круг;
-песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…;
- песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…;
- песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…;
- песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…;
- песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;
3 Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
4 Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);
5 Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
6 Линейныйнаброс песка (лучи солнца);
7 Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
8 Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)
9 Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
А теперь попробуем рисовать.
- Ставим руку на экран не отрывая руки мизинцем начинаем потихоньку сгребатьпесок и у нас получается раковина.
- Убираем манку с экрана в правый нижний угол.
- Теперь определим место, где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем манку в кулак, сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы манку сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур перестаем сыпать песок. При помощи ногтей рисуем лучи.
- Собираем манку в правый нижний угол опускаем руку и сдвигаем манку таким способом, чтоб он заполнил весь экран.
- Давайте представим, что это у нас будет пляж мы с вами на море все наверно ходили по пляжу. (Кулачки собираем (показ) этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза техника - отпечатка) гуляем с вами. На что похоже? (на ноги) один пальчик нарисуем указательным пальцем круговыми движениями, а 4 оставшиеся пальца прижимаем.
- Давайте пустим змеек, предположим, что змея выползла из норки на песочек,
- Раз мы заговорили о море, давайте нарисуем с вами что - то морское.
- Кладем ладонь на экран, делаем волновые движения по всему экрану.
- Сжимаем руку в кулак, мизинец выставляем, положили ладонь на экран, зафиксировали таким образом, теперь вычищаем полукруг.
- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, ставим на наш полукруг, направляем в разных направлениях, как змейку рисовали - это хвост.
- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.
- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песокв щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку, чтобы песокне сильно рассыпался желательно, где хвостовая часть.
- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем от головы к хвосту.
- Давайте сделаем чешую три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчики в ряд, чтобы чешуя была как настоящая.
- Прорисовываем нижние и верхние плавники можно ноготком, какие угодно, рыбки разные бывают.
- Теперь глазик нужно добавить берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, на экран кладем, низко опускаем руку, высыпаем.
- Теперь глазик нужно открыть опять берем указательный палец, просто нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и подняли и глазик как живой сразу со зрачком получается. Делаем блик мизинчиком.
- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок - верхняя губка и нижняя губка.
- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.
- Давайте сделаем дно морское собираем кулачки как следы на песке оставляли, просто нарисуем камни.
- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волновые движения, как змеек рисовали.
- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!
Заключение: Дома вы с помощью рисования песком или манкой можете научить детям стихи, сказки, небольшие рассказы, а для самых маленьких - названия предметов. Самое главное – рисуя вы должны рассказать, что вы рисуете. Например: рисуете круг, говорите, что это солнце, вокруг солнца рисуете палочки, говорите, что это лучики солнца и т.д. Можете рисуя читать стихи про солнышко.
- А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
- А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!