План по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» | Полозова Светлана Васильевна. Работа №343258
Большие возможности в этом плане дает дидактическая игра, так как в ней познавательные задачи соединяются с игровыми. Плюс дидактической игры, как формы воспитания и обучения дошкольников в том, что она не носит поучительно-назидательный характер, так как воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, ребенок, играя, учится, а педагог получает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступный и привлекательный для детей вид деятельности.
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №285 Г.О.ДОНЕЦК» ДНР
Папа по самообразованию
воспитателя группы раннего возраста
ПОЛОЗОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫЫ
Тема: «Дидактическая игра
как форма обучения детей раннего возраста»
2024-2025 УЧ.Г.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Цель: повысить профессиональную компетентность по теме.
Задачи:
с
оставить план работы по данной теме;
и
зучить литературу по данной теме;
п
одготовить картотеку дидактических игр;
п
одготовить консультации для родителей;
с
амостоятельное изготовление дидактических игр;
п
ривлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со
своими детьми;
в
оспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями
.
Начало работы по теме: сентябрь 2024 года
Предполагаемый срок окончания работы: май 2025года
Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды группы; развитие памяти, речи, внимания, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития.
Актуальность выбранной темы
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание окружающего мира.
Большие возможности в этом плане дает дидактическая игра, так как в ней познавательные задачи соединяются с игровыми. Плюс дидактической игры, как формы воспитания и обучения дошкольников в том, что она не носит поучительно-назидательный характер, так как воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Таким образом, ребенок, играя, учится, а педагог получает возможность осуществлять задачи обучения и воспитания через доступный и привлекательный для детей вид деятельности.
Именно использование дидактических игр поможет мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомятся с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформируется умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научатся анализировать, сравнивать предметы. Они станут уделять больше внимания дидактическим играм, у них появится желание играть в них и использовать игру в повседневной жизни. Дети станут более внимательными, усидчивыми, во время игр и будут поддерживают дружеские отношения.
Основные виды дидактических игр:
Игры с предметами
Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте-предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом).
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры-более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление.
Словесные игры
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память.
Срок проведения
Форма работы
Результат
В течении года
Изучение методической литературы по данной тематике.
Список литературы
Сентябрь
Разработка и оформление плана по самообразованию
План работы
В течении года
Сбор информации для составления картотеки дидактических игр
Картотека
В течении года
Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий
Игры и пособия
В течении года
Консультации для родителей:
Использование дидактических игр в жизни детей
Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет
Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста
Памятки, буклеты, папки-передвижки
Январь
Участие родителей в изготовлении дидактических игр из демонстрационного материала
Выставка
Март
Мастер класс на тему: «Изготовление дидактических игр»
Мастер класс
В течении года
Внедрение дидактических игр в-непосредственно образовательную деятельность
Дидактические игры
Май
Результаты проведенной работы в виде отчёта по самообразованию
Отчёт
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дидактическая игра «Прищепки в корзине»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).
Ход игры:
Входит зайчик. Воспитатель детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.
Дидактическая игра «Соберем пирамидку»
Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли-будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.
Дидактическая игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»
Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.
Материал: кукла с комплектом одежды.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду (одежда куклы по сезону). Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.
Дидактическая игра «Найди детёныша»
Цель: учить находить детенышей домашних животных.
Материал: два вида картинок: мамы и их детеныши.
Ход игры:
Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.
Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.
Дидактическая игра «Что звучит?»
Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.
Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит. Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.
Дидактическая игра «Кто пришёл?»
Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.
Материал: карточка с изображением животных, ширма.
Ход игры:
Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.
Дидактическая игра «Разноцветные бусы»
Цель: научить детей чередовать предметы по цвету.
Материал: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход игры:
На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).
Дидактическая игра «Поставь букет в вазу»
Цель: учить детей группировать предметы по цвету.
Материал: четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
Дидактическая игра «Громко-тихо»
Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Материал: парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машина, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочки.
Ход игры:
Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Воспитатель продолжает: «а маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Воспитатель убирает обе машины и говорит: «сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая-тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: формировать у детей представление в целостном образе предмета, складывать картинку, разрезанную на 2-3 части; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к природе.
Материал: разрезные картинки из 2-3 частей (фрукты, овощи) или (домашние, дикие животные).
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, апельсин). Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей, путем прикладывания одной половинки к другой, чтобы получился целый предмет. По завершению игры, воспитатель побуждает детей к названию полученного предмета (фрукты и т. д.).
Дидактическая игра «Кот и мыши»
Цель: учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Материал: шапочки с изображением кота.
Предварительная работа: разучить с детьми текст стихотворения.
Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.
Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: активизация словаря, закрепить в речи детей названия игрушек: машина, заяц, кубик, мяч, матрёшка, обобщение, закрепить обобщающее значение «Игрушки».
Материал: игрушки в красивом мешочке.
1 уровень-воспитатель предлагает ребёнку достать из мешочка игрушку и назвать её.
2 уровень-ребёнок на ощупь пытается определить игрушку и назвать её.
3 уровень-ребёнок угадывает загадку об игрушке и достаёт её из мешка. Использовать стихи А. Барто «Игрушки».
Консультация на тему:
«Роль игры в развитии ребенка раннего возраста»
Задумывались ли вы, насколько велико значение игры для развития детей раннего возраста.
Игра-самое главное и ответственное дело. Именно в игре, ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами.
В раннем детстве ребенок приобретает умение различать предметы по их внешним признакам, сравнивать их, правильно с ними действовать. В раннем возрасте малыш уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Это первый этап развития активной речи. Однако, этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Взрослый необходим ребёнку как помощник, организатор и участник совместной игры, образец для подражания. В этой ситуации ребёнок как бы говорит: «Мы вместе, я без тебя мало, что могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!».
Часто родители задают вопрос: «С какого возраста надо начинать играть с ребенком?»
В свой первый год ребенок развивает и совершенствует много навыков. И даже в возрасте до 3 месяцев, когда, казалось бы, играть еще рано, а достаточно лишь кормить малыша грудью и ухаживать за ним, дети уже испытывают потребность в игре. Игры помогают новорожденному малышу узнавать не только окружающий мир, но и себя.
Маленькому карапузу до 3-х месяцев, как правило, не требуется много игрушек. В этом возрасте кроха начинает овладевать навыками-зрительными, слуховыми, сенсорными. Во что же поиграть с малышом? Предложите ему яркую погремушку. Она будет способствовать фиксации взгляда на предмете, а также звуковому сосредоточению. Когда ребенок научится захватывать предметы ручками, он с удовольствием сам ею погремит. Легкая щекотка по телу может вызвать у маленького человечка реакцию от улыбки до смеха. К концу 3-го месяца малыш выкажет свое удовольствие бурным комплексом оживления. Качайте его под разную музыку, вы увидите, что ему это нравится. Качание не только успокаивает кроху, но и вызывает чувство близости к родителям. С самого рождения выкладывайте ребенка на животик после каждой смены подгузников. Ставьте перед ним детское зеркало или яркую игрушку, чтобы стимулировать удерживание головки.
К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир-с вертикального положения, их «поле деятельности» стремительно расширяется.
Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяться. Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей-научить его разнообразным действиям. Вашему малышу 5-6 месяцев-самое время уделять время играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. «Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним-его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании, он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца-он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день10-15 минут, и результат не заставит себя ждать.
Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.
В возрасте 1 года ребенок только становится на ноги и овладевает ходьбой, являющейся одним из видов его деятельности, которая стимулируется окружающими его предметами. Поэтому, с одной стороны, необходима остаточная площадь для двигательной активности малыша, с другой-предметы и игрушки, стимулирующие эту активность: мячи, машины, тележки, которые он повезет впереди себя.
Ближе к году начинает активно формироваться речь. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к языковой игре, например, добавить несколько рифмующих слов.
Ролевые игры начинают привлекать детей ближе к 2-2,5 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу - игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.
В этом же возрасте малыш становится наиболее подвижным, ребенок любит забираться по лесенкам, преодолевать препятствия, прыгать, скакать, забираться и спускаться с горки. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребёнок от подобного общения придёт в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Именно от года до трёх лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им. Пусть ребёнок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако, это не так. Такие игры способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища»-ощущения. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс дляразвития интеллекта.
В игре ребёнку важно, чтобы взрослый эмоционально подпитывал его, «заражал» своим отношением, поддерживал, вселял уверенность в собственные силы, вдохновлял и направлял.
Как часто вы дарите ребёнку улыбку, добрый взгляд, ласково прикасаетесь? Какие эмоции накапливаются вокруг вашей совместной игры? Вот несколько рекомендаций для родителей, как играть с ребенком.
• Играя с ребёнком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
• Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие и слишком маленькие будут неудобны маленькому ребёнку.
• Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребёнку в неё играть. Не умея в неё играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
• Постепенно сокращайте своё участие в игре. Давайте ребёнку возможность проявить свою активность.
• Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребёнка к активной речи.
• Подберите правильное время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным, лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
• Повторяйте игры. Ребёнок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым надоевшая игра вновь станет интересной ребёнку.
Консультация для родителей по теме:
«Развитие мелкой моторики рук у детей 1-2 лет»
Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Значение развития мелкой моторики очень велико:
Повышает тонус коры головного мозга.
Развивает речевые центры коры головного мозга.
Стимулирует развитие речи ребенка.
Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
Способствует улучшению артикуляционной моторики.
Развивает чувство ритма и координацию движений.
Подготавливает руку к письму.
Поднимает настроение ребенка.
Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.
Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Развитие мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»). Развитие мелкой моторики-это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и
развитие речи у детей);
помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Развитие мелкой моторики у детей от года до двух лет.
Вы заметите, как к этому возрасту малыш «усовершенствовал» возможности движений кистей рук; он научился:
захватывать мелкие предметы (хлебные крошки, бусины, кукурузные хлопья)
;
удерживать все те же предметы указательным и большим пальцами, в согнутом состоянии, что свидетельствует о развитии «щипкового захвата».
Используя подобные навыки ребенка, вы сможете дальше развивать у него мелкую моторику и координацию движений рук, а также глазомер, например, с помощью игр с небольшими предметами.
Игры на развитие мелкой моторики рук у детей 1-2лет.
Складывание в бутылочку. Предложите малышу бросать мелкие предметы (фасоль, изюм, попкорн, конфетки) в бутылку, у которой узкое горлышко. Лучше если бутылочка будет изготовлена из прозрачного пластика, так малыш сможет наблюдать за процессом попадания предмета внутрь. Каждое свое действие комментируйте: «Одна бусина уже оказалась внутри. Теперь вторая…», и обязательно хвалите малыша за его достижения. Затем, когда бусины попадут в бутылочку, покажите чаду, как при помощи специальных движений (захватывания предмета указательным и большим пальцами) можно «вызволять» их обратно. Подобная игра направлена именно на координированную работу пальцев.
Важно! Когда малыш играет с мелкими предметами (особенно если они несъедобные), не оставляйте его без присмотра, даже на короткое время.
Игры с крупой. Используйте для игры как крупную крупу (фасоль, бобы), так и мелкую (гречку, рис). Предложите ребенку пересыпать крупу из плоской тарелки (подноса) в прозрачную глубокую миску. Главное условие-малыш должен будет брать крупу непосредственно щепоткой. Когда крупа окажется в миске, ее будет необходимо пересыпать обратно. Игра направлена на развитие координации и точности движений рук.
Мозаика. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех), маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.
В какие игры можно играть:
сортировка фишек по цветам;
выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета;
выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника);
выкладывание узора, согласно предложенному образцу.
Игры с бутылочками и баночками. Ребёнку предлагаются бутылочки и баночки, у которых горлышки разного диаметра (флакончики из-под духов, бутылочки от газированной воды, микстур, баночки из-под косметических средств); заранее открутите у них крышечки и положите их перед малышом вперемешку. Задача ребенка-подобрать к каждой баночке и бутылочке соответственную крышечку и затем закрутить их. Назначение игры-развитие мышечной силы ведущей руки.
Надевание предметов на стержень. Малыш может надевать на стержень как приспособленные для этого кольца или фигурки пирамидки, так, например, и обычные сушки.
Забивание колышков. Ребёнок учится забивать колышки с помощью игрушечного молоточка, без совершения лишних движений и, не замахиваясь слишком сильно. Подобные игры способствуют укреплению мышечной силы, развитию координации и точности движения рук.
Игры с бельевыми прищепками. Подобные игры полезны детям, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Для первых занятий лучше выбрать прищепки из пластмассы, на которые не нужно сильно нажимать, дабы раскрыть их. Пусть малыш возьмет прищепку, разожмет ее и прикрепит на листок плотного картона. Когда малыш освоит подобные манипуляции, ему можно предложить другие занятия, например, прицеплять прищепки:
на веревку (предварительно натяните ее между стульями);
на картонные заготовки-трафареты (корзинка, елочка).
Например: игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка». Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество! С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.
Игры с фольгой. Положите в «коробочку» из-под киндер-сюрприза несколько бусин, шарики или игрушку, и заверните в лист фольги. Заинтересуйте ребёнка, «прошуршав» шариком из фольги, и потрясите им. Малыш захочет развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая фольгу, ребенок будет сосредоточен на процессе и задействует свои ловкие пальчики.
Доставание предметов из сумки. Для подобных игр используйте косметичку из прозрачного пластика или сумочку небольшого размера с молнией. В сумочку положите маленькие сюрпризы, интересные мелочи: колокольчик, флакончик из-под духов, небольшую игрушку, старый пульт, конфетку, ненужные бумаги. Чтобы добраться до содержимого, ребенку придется потрудиться.
Открывающиеся игрушки. Игры с матрешками, «яйцами» от киндер-сюрприза, маленькими коробочками и пластиковыми контейнерами. Внутрь лучше что-нибудь положить (пусть это будет какое-нибудь лакомство: леденец, сухофрукты, орешки, кукурузные палочки).
Пазлы, разрезанные картинки. Для малышей второго года жизни подойдут пазлы и картинки, состоящие из нескольких частей (не более четырех); пусть у них будет разная форма разреза, например, волнообразная, горизонтальная, вертикальная. Вначале сами соберите картинку и покажите ее малышу, после чего разберите и помогите ребёнку ее собрать заново. Подобное занятие благоприятно скажется на развитии мышления, мелкой моторики и пространственного представления.
Игры с игрушками-вкладышами, пирамидки. Пирамидки-способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 1-2 лет
«Сорока-белобока». Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока-белобока кашу варила». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Вот тебе каши и нет».
«Ладушки-хлопушки». Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
«Ладушки». Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами:
Ладушки, ладушки! (Покажите малышу ладони.)
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашка масленька, (хлопайте в ладоши.)
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу-полетели!
На головку сели. (поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)
«Домик»
Это домик (обе ладони приставьте друг к другу).
Это крыша (соедините ладони и переплетите пальцы).
А труба ещё повыше (поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их).
«Прятки»
В прятки пальчики играются,
Открываются, (подняв ладонь, растопырьте все пальцы).
Закрываются (соедините пальцы и сожмите их в кулак).
«Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять… (пересчитайте заек).
Будем лапками стучать (стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой).
Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать (согните пальцы в кулак).
«Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.
Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.
«Сильные пальчики»
Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь-учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из теста и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.