План работы по самообразованию на тему: «Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника» (старшая группа) | Реимова Рузия Рафаилевна. Работа №349678
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге.
План работы по самообразованию
на тему:
«Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника» (старшая группа)
Тема самообразования: «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольника» (старшая группа)
Актуальность:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетенции.
2. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формировать культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
3. Систематизировать представления детей о знаках дорожного движения, развивать мышление, внимание, память, речь.
4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
5. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение полученного опыта на педагогическом совете.
Форма самообразования: Коллективная
Формы работы:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3 Развлечения и досуги.
4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
5. Работа с родителями: консультации, беседы.
6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
7. Изготовление папок передвижек.
План работы на 2024-2025 гг.
Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Беседа «Правила поведения на дороге».
Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.
Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.
Сюжетно-ролевая игра «Автопарк», «Водители и пешеходы».
Дидактические игры «Верно-неверно», «Хорошо – плохо», «Да,нет»
Ситуативный разговор «Не играйте на дороге!».
П/ игра «Цветные автомобили», «Передаем жезл»
Консультация: «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»
Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».
Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».
Октябрь
Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.
Рисование «Светофор».
Постройка из конструктора «Улица с перекрестком» и обыграть это.
Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»
Дидактическая игра «Светофор»
Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
НОД чтение х/литературы «Чтение стих. С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Чтение рассказа Б.Житкова «Светофор».
Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».
Памятка для родителей
«Дети и дорога».
Папка-передвижка «Правила поведения на дороге».
Ноябрь
Беседа с детьми о запрещающих знаках, «Будь осторожен на дороге».
Ситуативный разговор «Как правильно перейти улицу».
Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина
Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"
Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.
Беседа «Поведение детей на дорогах и улицах»
Чтение: С. Волков «Про правила движения»
Сюжетно-ролевые игры «Гараж»
Памятка «Внимание дети!
Памятка для родителей – водителей «Правила перевоза детей в автомобиле».
Декабрь
Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.
Рисование дорожных знаков по желанию.
Чтение стихотворения «Бездельник светофор»
С. Михалков;
«Машина, которую рисовать научили» И. Серяков
Беседа «Правила перехода улиц и дорог»
Уроки безопасности «Правила поведения на скользкой дороге».
Развивающая игра «Дорожные знаки».
С/ролевая игра «Мы едем в гости».
Консультация
«Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».
Папка – передвижка «Автокресло – в каждую машину!».
Январь
Беседа о информационно-указательных знаках
Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
Дидактические игры «Назови дорожный знак», «Умелый пешеход»
Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!», «Безопасная дорога от самого порога».
Чтение и рассматривание детских книг о ПДД.
А. Ганюва «Гололёд».
Ситуативный разговор «Мы пассажиры».
С/ролевая игра «Автобус».
П/игра «Воробушки и автомобиль».
Консультация «Азбука дорожного движения».
Беседа «Безопасность на дороге в морозную погоду».
Февраль
Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?»
Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка», С.Волкова «Про правила дорожного движения».
Отгадывание загадок по ПДД.
Подвижные игры «Стоп», «Не ошибись».
Заучивание стихотворения Михалков С. «Постовой»
Конструирование «Улица города»
Консультация «Зимние игры на улице: чем они опасны?»
Март
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».
Ситуативный разговор «Внимательный пешеход».
Рисование специальных видов транспорта
Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.
Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
Рисование различных марок и видов машин
Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»
Папка – передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения. Родителям о ПДД».
Апрель
Беседа «Я и мой велосипед».
Загадывание загадок по правилам дорожного движения.
Рисование различных видов пешеходных переходов.
Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
Игра «Чья команда назовет больше дорожных знаков», «Движение по спирали»
Чтение рассказа «Ученый дружок» И. Серяков
Рекомендации для родителей по домашнему чтению о правилах дорожного движения.
Консультация «Безопасность ребёнка в твоих руках!»
Май
Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».
Инсценирование песни «По улице, по улице».
Целевая прогулка «Пешеходный переход»
Беседа «Виды дорожных знаков»
Беседа «Правила дорожного движения – выполняй без возражения».
Д/игра «Подумай - отгадай».
Изготовление указательных знаков для игр с макетом
Рисование дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»
Загадывание загадок о правилах дорожного движения
Консультация «Осторожно улица! Ребёнок – водитель(езда на велосипеде)»
Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).
Консультации на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
Методическая литература.
1. Елжова Н.В ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н.В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н\Д : Феникс, 2013. - 173с.
2. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207с.
3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 64с.
4. Ковалева Н.В. Мы за безопасное движение! / Н.В.Ковалева. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 192с.
5. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно-мнтодическое пособие / науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144с.
6. Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
7. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.
8. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
9. Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
10. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
11. Статьи интернет ресурсов.