План самообразования по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» | Сафия Анатольевна Занозина. Работа №354962
План самообразования по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Срок реализации: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024г
Воспитатель : Занозина С.А
Актуальность:
В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества.
Первые годы жизни ребёнка имеют большое значение в становлении его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования.
Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель работы:
Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, город.
Предполагаемый результат
Ребенок 6–7 лет. :
- Знает свой домашний адрес, название района, города, страны.
- Имеет представление о символике города, страны, называет имя президента.
- Знает название близлежащих улиц.
- Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.
- Узнает на фотографиях достопримечательности города, района, умеет рассказывать о них.
- Знает профессии своих родителей.
- Знает правила поведения в природе.
- Знает и называет предметы народного декоративно-прикладного искусства.
- Различает некоторые рода войск.
Этапы реализации программы самообразования
Изучение методической литературы:
1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной», 2011г.
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека», 1990г.
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье», 2005г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России», 2016г.
5. Арапова-Пискарева Н. А. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, 2004г.
Работа с детьми:
Сентябрь
Экскурсия по детскому саду.
Беседа «Кто работает в детском саду».
Беседа «Как мы играем в детском саду».
Чтение пословиц и поговорок о дружбе.
Продуктивная изобразительная деятельность.
Октябрь
Беседа «Станица, в которой я живу».
Знакомство с символикой нашего города.
Рисование «Герб Ставропольского края».
Беседа «Русские матрешки».
Ноябрь
Знакомство с праздниками «Всемирный день ребенка», «День матери».
1. Беседа «Моя семья».
2. Рисование «Мамочка моя».
3. Рисование «Моя семья».
4. Составление рассказов о семье.
Выставка детских рисунков.
Декабрь
Знакомство с традициями празднования нового года.
Знакомство с зимними забавами и развлечениями.
Рисование «Наша нарядная елка».
Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».
Чтение и заучивание новогодних стихотворений.
Январь
Знакомство с народным праздником Рождество, с традициями празднования Рождества.
Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес».
Продуктивная изобразительная деятельность.
Развлечение «Русские святки».
Выставка детского рисунка «Дом в котором я живу».
Февраль
Знакомство с государственным праздником «День защитника Отечества».
Знакомство с военными профессиями.
Чтение художественной литературы.
Развлечение «День защитника Отечества».
Выставка детского творчества.
Март
Знакомство с праздником «Международный женский день».
Изготовление открыток.
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа.
1. Беседа «Все работы хороши».
2. Д/И «Кому что нужно».
3. Чтение художественной литературы. 4. Продуктивная изобразительная деятельность.
Праздник «8 Марта».
Апрель
Знакомство с достопримечательностями Предгорного района.
Рассматривание фотографий.
Беседа «Улица, на которой находится мой детский сад».
Рисование «Мой детский сад».
Май
Знакомство с праздником «День победы».
Чтение художественной литературы.
Изготовление открыток ко дню Победы.
Развлечение «День Победы».
Работа с родителями:
Сентябрь
Знакомство с особенностями образовательной работы на учебный год. Родительское собрание (групповое).
Октябрь
Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
Анкетирование «Актуальность патриотического воспитания в семье».
Ноябрь
Предложить изготовить кормушки из подручных материалов.
Акция «Поможем птицам».
Декабрь
Привлечь к совместной творческой деятельности.
Февраль
Дать советы по формированию патриотических чувств в семье.
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Март
Привлечение родителей к празднику «8 Марта».
Май
Привлечь родителей к совместной творческой деятельности.
Выставка рисунков «Мы – наследники Победы».
Самореализация
Отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Выступление на педагогическом совете.
Вывод: Патриотическое воспитание современных дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Были намечены основные направления деятельности: «Моя семья», «Я и детский сад», «Город, в котором я живу», «Моя страна», «Я и природа», «Народная культура и традиции», «Знакомство с трудом взрослых», с использованием разнообразных форм и методов работы. Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Дети этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и могут стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
План самообразования по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Срок реализации: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024г
Воспитатель : Занозина С.А
Актуальность:
В настоящее время в системе российского образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения. Обращение к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса, уважения современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества.
Первые годы жизни ребёнка имеют большое значение в становлении его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Организация работы по патриотическому воспитанию детей остается одним из актуальных направлений деятельности современного дошкольного образования.
Нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель работы:
Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, город.
Предполагаемый результат
Ребенок 6–7 лет. :
- Знает свой домашний адрес, название района, города, страны.
- Имеет представление о символике города, страны, называет имя президента.
- Знает название близлежащих улиц.
- Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.
- Узнает на фотографиях достопримечательности города, района, умеет рассказывать о них.
- Знает профессии своих родителей.
- Знает правила поведения в природе.
- Знает и называет предметы народного декоративно-прикладного искусства.
- Различает некоторые рода войск.
Этапы реализации программы самообразования
Изучение методической литературы:
1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной», 2011г.
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека», 1990г.
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье», 2005г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России», 2016г.
5. Арапова-Пискарева Н. А. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, 2004г.
Работа с детьми:
Сентябрь
Экскурсия по детскому саду.
Беседа «Кто работает в детском саду».
Беседа «Как мы играем в детском саду».
Чтение пословиц и поговорок о дружбе.
Продуктивная изобразительная деятельность.
Октябрь
Беседа «Станица, в которой я живу».
Знакомство с символикой нашего города.
Рисование «Герб Ставропольского края».
Беседа «Русские матрешки».
Ноябрь
Знакомство с праздниками «Всемирный день ребенка», «День матери».
1. Беседа «Моя семья».
2. Рисование «Мамочка моя».
3. Рисование «Моя семья».
4. Составление рассказов о семье.
Выставка детских рисунков.
Декабрь
Знакомство с традициями празднования нового года.
Знакомство с зимними забавами и развлечениями.
Рисование «Наша нарядная елка».
Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка».
Чтение и заучивание новогодних стихотворений.
Январь
Знакомство с народным праздником Рождество, с традициями празднования Рождества.
Беседа «Где я живу, зачем нужно знать свой адрес».
Продуктивная изобразительная деятельность.
Развлечение «Русские святки».
Выставка детского рисунка «Дом в котором я живу».
Февраль
Знакомство с государственным праздником «День защитника Отечества».
Знакомство с военными профессиями.
Чтение художественной литературы.
Развлечение «День защитника Отечества».
Выставка детского творчества.
Март
Знакомство с праздником «Международный женский день».
Изготовление открыток.
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа.
1. Беседа «Все работы хороши».
2. Д/И «Кому что нужно».
3. Чтение художественной литературы.
4. Продуктивная изобразительная деятельность.
Праздник «8 Марта».
Апрель
Знакомство с достопримечательностями Предгорного района.
Рассматривание фотографий.
Беседа «Улица, на которой находится мой детский сад».
Рисование «Мой детский сад».
Май
Знакомство с праздником «День победы».
Чтение художественной литературы.
Изготовление открыток ко дню Победы.
Развлечение «День Победы».
Работа с родителями:
Сентябрь
Знакомство с особенностями образовательной работы на учебный год. Родительское собрание (групповое).
Октябрь
Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.
Анкетирование «Актуальность патриотического воспитания в семье».
Ноябрь
Предложить изготовить кормушки из подручных материалов.
Акция «Поможем птицам».
Декабрь
Привлечь к совместной творческой деятельности.
Февраль
Дать советы по формированию патриотических чувств в семье.
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
Март
Привлечение родителей к празднику «8 Марта».
Май
Привлечь родителей к совместной творческой деятельности.
Выставка рисунков «Мы – наследники Победы».
Самореализация
Отчет о проделанной работе по теме самообразования.
Выступление на педагогическом совете.
Вывод: Патриотическое воспитание современных дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Были намечены основные направления деятельности: «Моя семья», «Я и детский сад», «Город, в котором я живу», «Моя страна», «Я и природа», «Народная культура и традиции», «Знакомство с трудом взрослых», с использованием разнообразных форм и методов работы. Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Дети этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках. Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и могут стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.