план урока производственного обучения | Ерошкин Михаил Геннадьевич. Работа №312534
Тема занятия (урока) Технология влажно-тепловой обработки (4 часа)
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: отработка навыков работы на оборудовании для влажной теплой обработки (ВТО) швейных изделий, с учетом правил безопасного труда.
Задачи занятия:
Изучить технологию ВТО отдельных деталей и в целом швейных изделий.
Сформировать знания о безопасных правилах труда на оборудовании для выполнения ВТО.
Научить организации рабочего места, безопасной работе на оборудовании для выполнения ВТО и основным приемам работы на них.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию, формировать навыки культуры труда.
Учебно – методическое обеспечение: Раздаточный материал: инструкционную карту по практической работе 3 варианта (приложение В2), дневник занятия (приложение В3).
Оборудование: SPR-MN 2002 (утюг с парогенератором ), утюги электрические (бытовые), плакаты «Швейные машины», образцы швейных материалов, образцы –эталоны выполненных работ.
Используемые методы обучения: словесный (объяснение), частично проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Мастер производственного обучения (ФИО)______Ерошкин михаил Геннадьевич_______
Производственное обучение (Предмет)_по профессии 16909 Портной_______________
Возраст учащихся: класс (группа) ____от 18 ло 50 лет_______________________________
Тема занятия (урока) Технология влажно-тепловой обработки (4 часа)
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: отработка навыков работы на оборудовании для влажной теплой обработки (ВТО) швейных изделий, с учетом правил безопасного труда.
Задачи занятия:
Изучить технологию ВТО отдельных деталей и в целом швейных изделий.
Сформировать знания о безопасных правилах труда на оборудовании для выполнения ВТО.
Научить организации рабочего места, безопасной работе на оборудовании для выполнения ВТО и основным приемам работы на них.
Воспитывать бережное отношение к оборудованию, формировать навыки культуры труда.
Учебно – методическое обеспечение: Раздаточный материал: инструкционную карту по практической работе 3 варианта (приложение В2), дневник занятия (приложение В3).
Оборудование: SPR-MN 2002 (утюг с парогенератором ), утюги электрические (бытовые), плакаты Швейные машины, образцы швейных материалов, образцы –эталоны выполненных работ.
Используемые методы обучения: словесный (объяснение), частично проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Этапы работы
1.Организационный момент (10мин), включающий:
- прием доклада о прибытии учащихся на занятие
- осмотр внешнего вида.
- сообщение темы занятия - ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАЖНО-ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ
и цель, которая должна быть достигнута - ОТРАБОТКА НАВЫКОВ РАБОТЫ НА ОБОРУДОВАНИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИИ ВТО, С УЧЕТОМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала) (20мин),, включающий:
Цель Актуализация прежних знаний (5 мин) Фронтальный опрос:
Мп\о: Дайте ответы на вопросы:
Вопрос№1 Назовите группы оборудования для ВТО
Ответы учащихся: (1. Универсально- прессовые; 2. Специально- прессовые, 3. Гладильные столы,4. Утюги,5. Вспомогательное и прочее оборудование)
Вопрос №2 Как различаются утюги по принципу работы
Ответы учащихся: (1. паровые,2. Электрические, 3. Паро-электрические)
Ворос№3 Чем отличаются натуральные и искусственные волокна
Ответы учащихся: (натуральные- изготавливаются из натуральных материалов (шерсть, хлопок, бамбук и тд), а искусственные – это химические составляющие вещества)
Мп\о: Ответы даны верно, сегодня на занятии мы продолжим тему Выполнение влажно-тепловой обработки деталей и изделий и рассмотрим различные условия выбора технологии ВТО для разных видов тканей и изделий. Для правильного понимания процесса ВТО, нам необходимы знания профессиональной терминологии - Вы получили домашнее задание на предыдущем занятии (приложение В1), прошу сложить на край стола для проверки.
Оценка за работу выставляется по пятибалльной системе – 5 балла
5 баллов - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений.
4- балла - дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки.
3 балла - ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. учащийся не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины.
2 баллов – ответ недостаточный по объему, нелогичный, допущено большое кол-во ошибок
3. Изучение нового учебного материала(45мин),. Данный этап предполагает:
Цель: Изучить технологию ВТО отдельных деталей и в целом швейных изделий на примере оборудования кабинета производственного обучения: SPR-MN 2002 (утюг с парогенератором), утюгов электрических. Научить правильной организации рабочего места при выполнении ВТО.
М п/о: Рабочим местом для выполнения влажно-тепловой обработки (ВТО) является утюжильная доска- обратите внимание в кабинете имеются два типа гладильной доски: 1. Сборно-разборная и 2. Стационарная.
Как Вы считаете, какая модель лучше?
Ответы учащихся: ( сборная и второй ответ –стационарная)
М п/о: Поясните почему ( дайте развернутый ответ)
Мастер производственного обучения фиксирует ответы на доске, а затем обобщает, выделяя ошибочные мнения и корректируя правильные, формируя знания о вариантах выбора оборудования под конкретное производство.
При влажно-тепловой обработке утюгом применяют различные колодки, которые изготавливают из древесины твёрдых пород (дуб, клён, берёза). Формы и размеры их зависят от характера выполняемых операций и вида изделий. Демонстрация натуральных образцов из дуба, для проглаживания деталей рукава.
Операции ВТО выполняют стоя, при этом расстояние от обрабатываемого предмета до глаз должно быть 35 – 45 см.
Вопрос Почему?
Ответы учащихся: -требования Т/Б
М п/о: Молодцы. Далее, прежде чем приступить к утюжильным работам, необходимо проверить нагрев утюга на лоскутке той ткани, которую нужно утюжить.
Швейные изделия следует утюжить сначала с изнанки, а затем с лицевой стороны. Складки лучше утюжить с лицевой стороны, чтобы они не разошлись. Утюжить следует по прямой нитке: долевой или поперечной. При утюжке по косой нитке можно деформировать изделие, испортить его вид. С помощью пара можно обновить поношенное или сильно мятое изделие, развесив его над тазом с кипятком для равномерного увлажнения, а затем, ещё влажное, отутюжить его. При ВТО отдельные участки изделия могут приобрести нежелательный блеск или глянец (ласы). Это результат образования плотно сжатых площадок из волокон, которые в процессе утюжки фиксируются (закрепляются) в определённом положении. Появление лас зависит от температуры утюга и структуры обрабатываемых деталей. После окончания ВТО готовые изделия должны быть просушены и охлаждены в подвешенном состоянии до полного закрепления приданной им формы.
4. Практическая работа(120мин)
Цель: овладение основными приемами работы на оборудовании при ВТО с разными материалами соблюдая правила техники безопасности.
Вводный инструктаж: учащимся объясняются правила организации и техники безопасности работы на оборудовании ВТО.
При работе ВТО необходимо следовать правилам техники безопасности.
1. Опасности в работе: возгорание шнура; ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура; поражение электрическим током.
2. Что нужно сделать до начала работы:
Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
Проверить наличие резинового коврика.
3. Что нужно делать во время работы:
Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
Ставить утюг на специальную подставку;
Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не нагревался;
Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
Выключить утюг;
Поставить его на специальную подставку.
После проведения инструктажа учащиеся расписываются в Журнале инструктажа по ТБ.
Мп\о раздаёт инструкционную карту по практической работе (приложение В2), натуральные образцы материала для выполнения задания.
Содержание работы:
1. Организация рабочего места для выполнения работ ВТО.
2. Выполнение различных операций ВТО с натуральными, искусственными, химическими и смесевыми образцами тканей согласно инструкционной карте.
Текущий инструктаж: Контроль выполнения работы в соответствиями с правилами Т/Б и в определенной последовательности. (100мин),
Заключительный инструктаж: закрепить знания и полученные навыки при выполнении ВТО швейных материалов. (20мин), в игровой форме:
Ответьте либо ДА либо НЕТ на вопрос……
Требования, предъявляемые к выполнению ВТО
1. Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани. - ДА
2. Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он. -ДА
3. При выполнении ВТО обрабатываемый участок детали или изделия располагают по центру доски – НЕТ (ближе к работающему).
4. При выполнении каждой машинной операции обработанный участок детали или изделия увлажняют и утюжат до полного высыхания ткани. - ДА
5. Изделие утюжат справа налево или слева на право как удобно- НЕТ (по направлению долевой нити и справа на лево).
6. Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном или подвешенном виде. -ДА.
5. Закрепление учебного материала (35мин), предполагающее:
Ответ учащихся на вопросы:
Для проверки знаний предлагается ответить:
№1:Почему перед утюжкой необходимо проверить, правильно ли установлен на утюге диск терморегулятора по отношению к указателю названия тканей?
-ответ учащихся: В случае превышения допустимой температуры нагревания материала нарушается прочность и износостойкость материала (появляются ласы, подпалины материала и т.п.)
№2:Что называют ВТО и для чего ее используют?
-ответ учащихся: Часть технологического процесса изготовления одежды. Назначение- придание объемно-пространственной формы изделия, обработка швов , окончательная отделка изделия, склеивание изделий
№3: Назовите опасные и вредные факторы при эксплуатации оборудования для ВТО
- термические травмы (ожоги различной степени о греющую поверхность или паром), поражение электрическим током (электро ожег различных степеней, электороофтальмия глаз, электро-химическая травма-гидролиз крови, электро-шок различных степеней).
Мп\о оценивает практические навыки и теоретические знания, приобретённые учащимися на занятии. Выставление оценок.
Оценка за работу выставляется по пятибалльной системе – 5 балла
5 баллов – практическое задание выполнено верно, все образцы без дефектов, даны полные, развернутые ответы на поставленные вопросы.
4- балла - практическое задание выполнено верно, все образцы без дефектов, даны полные, развернутые ответы на поставленные вопросы, могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки.
3 балла - практическое задание выполнено верно, но могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки. все образцы без дефектов, ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу,
2 баллов – практическое задание выполнено неверно, образцы имеют дефекты и брак ответ нелогичный, допущено большое кол-во ошибок.
Анализ работ учащимися.
Учащиеся заполняют и сдают листы самоконтроля - ДНЕВНИК учащихся. Приложение В3
6. Задание на дом (10мин), включающее:
Используя приобретенные знания на занятии и теоретический материал составьте кроссворд по теме Технология влажно-тепловой обработки (не менее 10 вопросов)