Планирование и отчётность в системе дополнительного образования | Луйк Светлана. Работа №352193
В статье предоставлена основаная практически значимая информаци о планировании, оформлении отчётной документации, анализе занятий и самооценке деятельности педагогических работников учреждения дополнительного бразования. Статья предназначня для начнающих и молодых специалистов, работающих в системе ДО.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТЧЁТНОСТЬ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор - Луйк Светлана Самимовна.
Универсальная структура любого планирования включает в себя следующие составляющие:
анализ итогов работы за предыдущий период;
цели и задачи на следующий временной период;
систему мероприятий по достижению целей;
сроки выполнения;
необходимые условия выполнения.
предполагаемые результаты выполнения;
ответственное за выполнение лицо;
отметки о выполнении
Однако в системе дополнительного образования форма планирования не имеет строгих рамок, поэтому педагог выбирает удобный для него способ ведения документации. Календарный план работы, охватывающий все аспекты педагогической деятельности, можно оформить в виде таблицы. Обычно его составляют на год, предваряют кратким анализом работы за предыдущий период и задачами на новый учебный год.
Любое планирование предполагает оценку его выполнения, отражение результатов. Критерии оценки результатов профессиональной педагогической деятельности специфичны и многомерны, так как охватывают личностные изменения как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога, а также динамику отношений «педагог-обучающиеся» и «педагог-родители обучающихся».
Анализ качества учебно-воспитательного процесса, динамика развития личности ребенка, показатели профессионального роста педагога, формирование межличностных отношений участников педагогического процесса являются исходными пунктами для создания системы мониторинга результатов деятельности педагога[1].
Цель такого мониторинга:
выяснить, насколько прогноз совпадает с реальностью;
сравнить полученные результаты с теми, что были достигнуты в прошлые периоды;
обнаружить и решить наиболее острые проблемы;
проанализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.
Мониторинг обычно ведется методической или административной службой ОУ. Согласно плану внутреннего контроля в ОУ в течение учебного года проверяются разные аспекты деятельности педагога:
Организационные условия работы творческого объединения.
Выполнение образовательной программы.
Качество преподавания.
Содержание воспитательной работы.
Контингент обучающихся творческого объединения.
Умения и навыки воспитанников творческого объединения.
Уровень индивидуального развития воспитанников.
Формы мониторинга: проверка журналов, посещение занятий и воспитательных мероприятий, анализ программно-методического обеспечения образовательного процесса и т.д. По окончании учебного года (а иногда и чаще) запрашивается документация – отчеты, аналитические справки, протоколы и др.
Сам педагог также должен уметь анализировать результаты своей деятельности (владеть методиками самоанализа). Самоанализ – самостоятельное определение педагогом достоинств и недостатков собственной профессионально-педагогической деятельности, проблем и перспектив развития детского объединения. Основные компоненты самоанализа: самоконтроль, самодиагностика, осознание педагогом своих затруднений и самооценка.
Самоконтроль - начальная стадия самоанализа. Контроль помогает устанавливать несоответствие между предполагаемым и фактическим результатом.
Самодиагностика – это получение систематической оперативной информации для самоанализа причин затруднений в профессиональной деятельности. Такими причинами могут быть:
Отсутствие повышения уровня профессионализма педагога через курсовую подготовку, семинары и самообразование, проектирование образовательной программы, не соответствующей соц. заказу, отсутствие разработанных компонентов учебно-методического комплекса и т. д.
Недостаточное использование современных методов и форм обучения, методик оценки результата реализации образовательной программы и т.д.
Отсутствие или уменьшение количества достижений коллектива в конкурсах и фестивалях, отсутствие поступления учащихся в ОУ по профилю объединения, низкая сохранность контингента и
т.д
Развернутый самоанализ предполагает освещение следующих аспектов деятельности:
педагогический стаж, продолжительность работы в данном учреждении;
образование, повышение квалификации;
основополагающие идеи и принципы построение собственной
профессиональной деятельности
;
характеристика образовательной программы, ее целей и задач, обоснование выбора содержания, форм и методов работы с воспитанниками;
описание технологий и методик обучения, воспитания и развития;
анализ сохранности контингента и причин отсева воспитанников;
пути и способы решения проблем сохранности контингента;
приоритетные направления воспитательной работы;
характеристика детского коллектива (система межличностных отношений, организация деятельности, традиции и т. д.);
анализ
результативности образовательной
деятельности (результаты обучения, воспитания и развития);
использование методов педагогической диагностики (каких);
организация работы с родителями, связи с социумом и общественностью;
анализ эффективности собственной педагогической деятельности, влияние условий и факторов, установление
причинно
–следственных связей;
определение проблем, путей и способов их решения;
самообразование, повышение профессионального уровня, овладение актуальными педагогическими знаниями, развитие общей эрудиции, личностных качеств;
участие в методической работе учреждения (МО, методический совет, проблемная группа, экспертная группа);
взаимопосещение занятий, обобщение и обмен опытом;
участие в методических семинарах, мероприятиях разного уровня.
Качество оформления аналитической документации является одним из важных показателей уровня профессионализма педагога.
Практика показывает, что необходимость расширенного самоанализа возникает нечасто (например, при прохождении процедуры аттестации – 1 раз в 5 лет). Гораздо чаще педагогу приходится писать разные отчеты, которые также требуют навыка самоанализа.
Наиболее объемной формой анализа-отчета является ежегодный анализ работы, который выполняется в конце учебного года. В него также включаются все аспекты деятельности педагога, но в сжатой форме.
Практика показывает, что учреждения, где реализуются дополнительные образовательные программы, осуществляют мониторинг качества профессиональной деятельности педагогов именно на основании показателей эффективности.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом. Структура портфолио представлена разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории. [5]
Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы.
Лишь у мастера можно научиться мастерству, воспитать личность может только другая личность. Отсюда – высокие требования к личностным качествам педагога.
Он должен
быть чутким и доброжелательным;
понимать потребности и интересы детей;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
обладать широким кругом интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
быть активным;
обладать чувством юмора;
располагать творческим потенциалом;
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
К профессионально значимым качествам относятся:
педагогическая направленность - доминирующая система мотивов, определяющая поведение педагога и его отношение к профессии;
педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская деятельность;
освоение новых педагогических технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
обобщение собственного педагогического опыта;
использование ИКТ.