Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Планирование и отчётность в системе дополнительного образования | Луйк Светлана. Работа №352193

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье предоставлена основаная  практически значимая информаци о планировании, оформлении отчётной документации, анализе занятий и самооценке деятельности педагогических работников учреждения дополнительного бразования. Статья предназначня для начнающих и молодых специалистов, работающих в системе ДО.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОТЧЁТНОСТЬ В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Автор - Луйк Светлана Самимовна.

Универсальная структура любого планирования включает в себя следующие составляющие:

анализ итогов работы за предыдущий период;

цели и задачи на следующий временной период;

систему мероприятий по достижению целей;

сроки выполнения;

необходимые условия выполнения.

предполагаемые результаты выполнения;

ответственное за выполнение лицо;

отметки о выполнении

Однако в системе дополнительного образования форма планирования не имеет строгих рамок, поэтому педагог выбирает удобный для него способ ведения документации. Календарный план работы, охватывающий все аспекты педагогической деятельности, можно оформить в виде таблицы. Обычно его составляют на год, предваряют кратким анализом работы за предыдущий период и задачами на новый учебный год.

Любое планирование предполагает оценку его выполнения, отражение результатов. Критерии оценки результатов профессиональной педагогической деятельности специфичны и многомерны, так как охватывают личностные изменения как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога, а также динамику отношений «педагог-обучающиеся» и «педагог-родители обучающихся».

Анализ качества учебно-воспитательного процесса, динамика развития личности ребенка, показатели профессионального роста педагога, формирование межличностных отношений участников педагогического процесса являются исходными пунктами для создания системы мониторинга результатов деятельности педагога[1].

Цель такого мониторинга:

выяснить, насколько прогноз совпадает с реальностью;

сравнить полученные результаты с теми, что были достигнуты в прошлые периоды;

обнаружить и решить наиболее острые проблемы;

проанализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

Мониторинг обычно ведется методической или административной службой ОУ. Согласно плану внутреннего контроля в ОУ в течение учебного года проверяются разные аспекты деятельности педагога:

Организационные условия работы творческого объединения.

Выполнение образовательной программы.

Качество преподавания.

Содержание воспитательной работы.

Контингент обучающихся творческого объединения.

Умения и навыки воспитанников творческого объединения.

Уровень индивидуального развития воспитанников.

 Формы мониторинга: проверка журналов, посещение занятий и воспитательных мероприятий, анализ программно-методического обеспечения образовательного процесса и т.д. По окончании учебного года (а иногда и чаще) запрашивается документация – отчеты, аналитические справки, протоколы и др.

Сам педагог также должен уметь анализировать результаты своей деятельности (владеть методиками самоанализа). Самоанализ – самостоятельное определение педагогом достоинств и недостатков собственной профессионально-педагогической деятельности, проблем и перспектив развития детского объединения. Основные компоненты самоанализа: самоконтроль, самодиагностика, осознание педагогом своих затруднений и самооценка.

Самоконтроль - начальная стадия самоанализа. Контроль помогает устанавливать несоответствие между предполагаемым и фактическим результатом.

Самодиагностика – это получение систематической оперативной информации для самоанализа причин затруднений в профессиональной деятельности. Такими причинами могут быть:

Отсутствие повышения уровня профессионализма педагога через курсовую подготовку, семинары и самообразование, проектирование образовательной программы, не соответствующей соц. заказу, отсутствие разработанных компонентов учебно-методического комплекса и т. д.

Недостаточное использование современных методов и форм обучения, методик оценки результата реализации образовательной программы и т.д.

Отсутствие или уменьшение количества достижений коллектива в конкурсах и фестивалях, отсутствие поступления учащихся в ОУ по профилю объединения, низкая сохранность контингента и

т.д

Развернутый самоанализ предполагает освещение следующих аспектов деятельности:

педагогический стаж, продолжительность работы в данном учреждении;

образование, повышение квалификации;

основополагающие идеи и принципы построение собственной

профессиональной  деятельности

;

характеристика образовательной программы, ее целей и задач, обоснование выбора содержания, форм и методов работы с воспитанниками;

описание технологий и методик обучения, воспитания и развития;

анализ сохранности контингента и причин отсева воспитанников;

 пути и способы решения проблем сохранности контингента;

приоритетные направления воспитательной работы;

характеристика детского коллектива (система межличностных отношений, организация деятельности, традиции и т. д.);

анализ

результативности  образовательной

деятельности (результаты обучения, воспитания и развития);

использование методов педагогической диагностики (каких);

организация работы с родителями, связи с социумом и общественностью;

анализ эффективности собственной педагогической деятельности, влияние условий и факторов, установление

причинно

–следственных связей;

определение проблем, путей и способов их решения;

самообразование, повышение профессионального уровня, овладение актуальными педагогическими знаниями, развитие общей эрудиции, личностных качеств;

участие в методической работе учреждения (МО, методический совет, проблемная группа, экспертная группа);

взаимопосещение занятий, обобщение и обмен опытом;

участие в методических семинарах, мероприятиях разного уровня.

Качество оформления аналитической документации является одним из важных показателей уровня профессионализма педагога.

Практика показывает, что необходимость расширенного самоанализа возникает нечасто (например, при прохождении процедуры аттестации – 1 раз в 5 лет). Гораздо чаще педагогу приходится писать разные отчеты, которые также требуют навыка самоанализа.

Наиболее объемной формой анализа-отчета является ежегодный анализ работы, который выполняется в конце учебного года. В него также включаются все аспекты деятельности педагога, но в сжатой форме.

Практика показывает, что учреждения, где реализуются дополнительные образовательные программы, осуществляют мониторинг качества профессиональной деятельности педагогов именно на основании показателей эффективности.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом. Структура портфолио представлена разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории. [5]

Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы.

Лишь у мастера можно научиться мастерству, воспитать личность может только другая личность. Отсюда – высокие требования к личностным качествам педагога.

Он должен

быть чутким и доброжелательным;

понимать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

обладать широким кругом интересов и умений;

быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

быть активным;

обладать чувством юмора;

располагать творческим потенциалом;

проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

К профессионально значимым качествам относятся:

педагогическая направленность - доминирующая система мотивов, определяющая поведение педагога и его отношение к профессии;

педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;

педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;

педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская деятельность;

освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщение собственного педагогического опыта;

использование ИКТ.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×