Название статьи:
Планирование индивидуальной и под групповой работы по постановке звуков | Куленко Екатерина Алексеевна. Работа №325810
Дата публикации:
11.12.2023
Автор:
Куленко Екатерина Алексеевна
Описание:
Планирование индивидуальной и подгрупповой работы по постановке звуков. В форме таблицы, перспективное планирование. Подходит для работы учителя-логопеда со старшими дошкольникам и младшими школьниками при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи (сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль), Свистящая и шипящая группа звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц])В публикации представлены приемы, количество часов, содержание работы, виды работ, необходимое оборудование и материалы.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)
Этапы
Кол-во
Содержание работы
Виды работ
Оборуд.,
работы
часов
материалы
1-й этап:
Развитие
общей и
речевой мо-
торики
Количество
часов:
дислалия 5-7;
дизартрия
7-10
— 7-14
А.(1-Зч.)
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)
1) Ходьба.
1) Выполнение гимнастических упражнений
2) Гимнастика рук и ног.
3)Гимнастика туловища.
.
2) Игры по развитию координации и
4) Комплексная гимнастика конечностей и туловища.
туловища)
чувства ритма.
5) Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки.
Б.(1-Зч.)
Развитие мелких движений кистей рук и
1) Выполнение упражнений с воспи-
Ножницы;
пальцев (для дизартриков)
воспит.по заданию логопеда.
трафареты;
1) Упражнения Рыбка, Бинокль, Очки,
2) Работа на логопедических занятиях
мозаики;
Флажок, Веер (для пальцев);
занятиях.
мячи
резиновая груша; пластилин, скакалки
Проба ребро — кулак - ладонь.
2) Вычерчивание фигур.
3)Обведение шаблонов.
4)Вырезание ножницами различных фигур.5) Разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету.
6)Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.
7)Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами
каждой пары.
8)Показывание пальцев по 2 и по 3.
9)Сжимание резиновой груши при одновременном направлении
воздушной струи на определенные цели.
3) Самостоятельная работа, дома.
В.(1-Зч.)
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового
1. Игры, направленные на развитие
Предметные картинки;
внимания и памяти
Игры на развитие зрительного внимания и памяти.
Игры на развитие слухового внимания и памяти.
зрительного внимания и памяти:
•Делай так;
•Что изменилось?;
•Чего не стало?;
•Составление целого предмета
из частей;
• Найди фигурку по подобию;
• Кто больше запомнит, увидит.
картинки, игрушки; дидакти-ческие игры
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
Угадай, чей голос;
Улиточка;
Улови шепот;
Жмурки с голосом;
Где позвонили?;
Скажи, что звучит;
Лягушка.
Скажи, что звучит;
Лягушка
Звучащие игрушки
Звучащие игрушки
Г.(1-3ч.)
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
1.Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
Оскал;
Хоботок;
Хоботок с последующим оскалом;
Трубочка;
раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;
удерживание бумажных трубочек;
комбинированные упражнения под счет
2.Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
язык широкий (лопаткой);
язык узкий (жалом);
поочередное высовывание языка (лопаткой, жалом) 4-5 раз подряд;
поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы;
язык вправо — влево;
втягивание и вытягивание широкого языка;
удерживание языка в состоянии покоя;
присасывание спинки языка к небу;
прищелкивание;
комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.
Примечания:
при парезах наиболее трудным является подъем языка;
для дизартриков — дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных.мышц.
Упражнения перед зеркалом Настенное
(сопряженные и отраженные). зеркало;
Самостоятельные упражнения. индивид.
Отработка артикуляционных зеркала
движений под счет.
Выработка кинестетических ощущений для данного звука.
Отработка
артикуляционных дви
жжений без опоры на
зрительный анализатор.
Имитационные игры
(Моторчик, Рокот
самолета, Барабанчик,
Цоканье лошадки и
др.)
2-й этап: Постановка и коррекция звука Количество часов: дислалия 2—5; дизартрия- 5—8
А.(1-3 ч.)
Знакомство с артикуляцией звука
1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков). 6.) Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков).
Зеркала настольные; зеркало настенное; профили звуков; шпатели; игровой материал
Б.(1ч.)
Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); • присоединение голоса(.д - д - д.);. • выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; • вызывание дрожания кончика языка от звуков зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение Балалайка).
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: • игры на выработку вибраторных движений кончика языка; • работа над силой выдоха; • имитационные игры.
Полоски бумаги; карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; лодочки разных размеров; воздушные шарики
В.(1ч.)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1)Игра в болтушку или индюшку: язык высунут и на звук [А] болтается между зубами. 2) .Фырканье лошади, — тип кучерского р
3)Растягивание уздечки в случае бокового произношения.
Г.(1ч.)
Специальные упражнения для звука [Л]: П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]: • Улыбка; • прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); • так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса В то р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: • Качели (для губного [Л]); • Качели с одновременным произнесением А-А-ААА, или ы ы ыыы. Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.
Шпатели логопедические; зонды логопедические массажные; вата; бинт; спирт
Д. (1ч.)
Коррекция звука. Работа над:
• точностью; • чистотой (без вспомогательных движений); • плавностью (без толчков); силой (с напряжением); темпом (от замедленного к быстрому); • достижением устойчивости полученного.
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Е. (1ч)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
1) Работа над голосом: вдох и выдох через рот с последующим силы и высоты голоса;
2) Работа над дыханием:
-Выработка плавного длительного выдоха;
-Работа над силой голоса.
3-й этап: Автома-тизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельностиКоличест-во часов: дислалия 5—10, дизартрия 10—15
А.(1-4ч.)
Работа над звуком 1) Звук в слоге: • открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях 2) Звук в слове: • в начале; • в середине; • в конце; • в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.
1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки к загадкам и скороговоркам
Б.(1-4ч.)
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова.
1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 2) Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определенной последовательности. 3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов. 4) Игра Услышь свое имя.
5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок). б)Отхлопать ритмическую структуру слова.
В. (2-4 ч.)
2) Формирование фонематического анализа
1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков.
Флажки; светофоры, конверты с кружками; предметные картинки
Г. (2-4 ч.)
З) Развитие семантической деятельности
1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом Доскажи словечко3)Составить из букв разрезной азбуки слово. 4)Игра Умный телефон
Наборное полотно; коробка с разрезными буквами, слогами
Д.(2-4ч.)
4) Развитие фонематических представлений
1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2)Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3)Подобрать картинки на заданный звук. 4) Преобразовать слова: • добавить начальный или конечный звук; • изменить гласный или согласный; • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке; • работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки); разгадывать ребусы, шарады
Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Е.(2-4ч.)
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
1)Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: • по опорным словам; • по сюжетным картинкам; • на заданную тему; • придумывание части рассказа 3) Инсценирование сказок. 4) Работа со сказками-фильмами.
Игрушки; сюжётные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; сборники по исправлению недостатков произношения
4-й этап: Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком
Количест-во часов: дислалия 15; дизартрия 20
1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.
2)Введение звука в самостоятельную речь.
Используемая литература:
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - 1999.
Буйко В., Богуславская М., Малышева
Чудо-обучайка. - 2005.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Домашние тетради №5, 6, 7, 8 для закрепления произношения звуков Р, Рь, Л, Ль. - 2008.
Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - 2002.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников.- 1997.
Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. -2002.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие .–1984.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - 1989.
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]
Этапы работы
Кол-во часов
Содержание работы
Виды работ
Оборудование и материалы
1-й этап: “Развитие общей‚ речевой мотори-ки Количество часов: дислалия 5—7; дизартрия 7—14
А.(1-3ч.)
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков): • ходьба; • гимнастика рук и ног; • гимнастика туловища; комплексная гимнастика конечностей и туловища; упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки.
1)Выполнение гимнастических упражнений.
2) Игры для развития координации и чувства ритма
Б.(1-3ч.)
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков): • Собираем ягоды, Пальчики здороваются, Пальчики моются, Замочек, Пальцы шагают, Колечко, Гармошка, Бутончик", Зайка• разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету; • складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары; • сжимание резиновой груши при одновременно направлении воздушной струи на определенные цели; • вычерчивание фигур; • обведение шаблонов; • вырезание ножницами различных фигур; • лепка, штриховка, рисование по пунктиру; • показывание пальцев по 2 и по 3.
1)Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 2)Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда. 3)Самостоятельная работа дома.
Ножницы, трафареты, мозаики, мячи, резиновая груша, пластилин скакалка
В. (1-3ч.)
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти
1.) Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: Делай так, Что изменилось?, Чего не стало? Составление целого предмета из частей Найди фигуру по подобию Кто больше запомнит. 2.) Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти: • Угадай, чей голос; • Улиточка; • Улови шепот; • Жмурки с голосом; • Где позвонили?; • Скажи, что звучит; • Лягушка.
Предметные картинки; игрушки; дидактичес-кие игры
Г. (1-3)
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 1) Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: • Лопатка, Блинчик, Лепешка; • Чашечка, Ковшик; • Заборчик, Рупор, Трубочка; • Горка, Киска сердится; • Подуть через соломинку, Шторм в стакане; • удерживание бумажных трубочек; • комбинированные упражнения под счет 2) Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка: • язык широкий (чашечкой); • язык узкий (горкой); • поочередное высовывание языка (лопаткой, жалом) 4—5 раз подряд; • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы; Качели; • втягивание и вытягивание широкого языка; • удерживание языка в состоянии покоя; упражнение в произнесении звуков т-с; • прищелкивание; • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.При м е ч а н и я: при парезах наиболее трудным является подъем языка;
для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно - артикуляторных мышц.
1)Упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные). 2) Самостоятельные упражнения. 3)Отработка артикуляционных движений под счет. 4)Выработка кинестетических ощущений для данного звука. 5) Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. 6)Имитационные игры (Кто дальше загонит мяч, Сдуть снежинку, Загнать мяч в ворота, Тепло — холодно и др.
Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки; кусочки ваты, бумаги
2-й этап: Постановка и коррекция звука Кол-во часов дислалия 2—5; дизартрия 5—8
А. (1-3ч.)
Знакомство с артикуляцией звука.
1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2)Показ профиля данного звука. 3) Показ положения языка кистью руки. . 4) Наглядная демонстрация желобка по сагиттальной линии языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)б) Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков).
Зеркала настоль-ные; зеркало настенное; профили звуков; шпатели; игровой материал
Б. (1 ч.)
Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема т-т-т); • с присоединением голоса(д -д – д); • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки тс-с-с. 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение Ледяная горка).
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: • игры на выработку вибраторных движений кончика языка; • работа над силой выдоха; • имитационные игры.
Полоски бумаги; каранда-ши; пробирки; соломинки разных раз- меров; лодочки разных размеров; воздуш-ные шарики
В.(1 ч.)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно): • игра Ути; • массаж языка в случае бокового произношения.
Г. (1ч.)
Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от Чашечка, от Р.
Шпатели, зонды
Д. (1ч.)
Коррекция звука: Работа над звуком • точностью; • чистотой (без вспомогательных движений); • плавностью (без толчков); • силой (с напряжением); • темпом (от замедленного к быстрому); • достижением устойчивости полученного результата.
Е. (1 ч.)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом: вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса; • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса. 2. Работа над дыханием: выработка плавного длительного выдоха; работа над силой выдоха.
Различение теплой — холодной воздушной струи
3-й этап: Автома-тизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприя-тия, фонематических пред ставлений и аналитик-осинтетической деятельности дислалия —5—10; дизартрия 10—15
А. (1-4 ч.)
Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.
1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5) Работа с деформированным текстом; 6)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки к загадкам и скороговоркам
Б.(1-4ч.)
Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.
1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.
2)Запомнить со слуха и повторитьряд слогов, слов в определеннойпоследовательности.
3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.
4)Игра Услышь свое имя. 5)Удержать в памяти ряды
слогов, слов (воспроизведение показом картинок).
6)Отхлопать ритмическую
структуру слова.
Сигнальные карточки
В.(2-4ч.)
2) Формирование фонематического анализа.
1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков,слогов, слов.
5)Назвать звуки по порядку.
6)Назвать, какой звук стоит перед данным и после него.
Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными
буквами, слогами
Г.(2-4ч.)
3) Развитие синтетической деятельности.
1)Составить из названных звуковслог, слово.
2)Игра с мячом Доскажи словечко.
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
4)Игра Умный телефон
Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными
буквами, слогами
Д. (2-4ч)
4) Развитие фонематических представлений.
Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 4) Преобразовать слова: • добавить начальный или конечный звук; • изменить гласный или согласный; • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке; •работать с использованием схем (вписать буквы в кружки); • разгадать ребусы, шарады
Е.(2-4ч.)
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: по опорным словам; • по сюжетным картинкам; • на заданную тему; • придумывание части рассказа. 3) Инсценирование сказок. 4) Работа со сказками-фильмами
Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настоль-ный театр; сборники по исправлению недостатков произношения
4-й этап: Автомати-зация и дифференци-ация звука в самосто-ятельной речи. Закре-пление звука в речи. Работа над следующим звуком :
дислалия-15;
дизартрия-20
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.
Введение звука в самостоятельную речь.
Используемая литература:
Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – 2008.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради №1, 2, 3, 4 для закрепления произношения звуков С, З, Ц, Сь, Зь, Ч, Щ, Ш, Ж. 2008.
Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки С, Сь,З, Зь, Ц, Ш, Ж. 1996.
Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. -2008.
Теремнова И.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.-2008.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. – 2001.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения -М.: Просвещение, 1989.
Скачать работу
при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)
Этапы
Кол-во
Содержание работы
Виды работ
Оборуд.,
работы
часов
материалы
1-й этап:
Развитие
общей и
речевой мо-
торики
Количество
часов:
дислалия 5-7;
дизартрия
7-10
— 7-14
А.(1-Зч.)
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)
1) Ходьба.
1) Выполнение гимнастических упражнений
2) Гимнастика рук и ног.
3)Гимнастика туловища.
.
2) Игры по развитию координации и
4) Комплексная гимнастика конечностей и туловища.
туловища)
чувства ритма.
5) Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки.
Б.(1-Зч.)
Развитие мелких движений кистей рук и
1) Выполнение упражнений с воспи-
Ножницы;
пальцев (для дизартриков)
воспит.по заданию логопеда.
трафареты;
1) Упражнения Рыбка, Бинокль, Очки,
2) Работа на логопедических занятиях
мозаики;
Флажок, Веер (для пальцев);
занятиях.
мячи
резиновая груша; пластилин, скакалки
Проба ребро — кулак - ладонь.
2) Вычерчивание фигур.
3)Обведение шаблонов.
4)Вырезание ножницами различных фигур.5) Разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету.
6)Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.
7)Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами
каждой пары.
8)Показывание пальцев по 2 и по 3.
9)Сжимание резиновой груши при одновременном направлении
воздушной струи на определенные цели.
3) Самостоятельная работа, дома.
В.(1-Зч.)
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового
1. Игры, направленные на развитие
Предметные картинки;
внимания и памяти
Игры на развитие зрительного внимания и памяти.
Игры на развитие слухового внимания и памяти.
зрительного внимания и памяти:
•Делай так;
•Что изменилось?;
•Чего не стало?;
•Составление целого предмета
из частей;
• Найди фигурку по подобию;
• Кто больше запомнит, увидит.
картинки, игрушки; дидакти-ческие игры
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
Угадай, чей голос;
Улиточка;
Улови шепот;
Жмурки с голосом;
Где позвонили?;
Скажи, что звучит;
Лягушка.
Скажи, что звучит;
Лягушка
Звучащие игрушки
Звучащие игрушки
Г.(1-3ч.)
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
1.Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
Оскал;
Хоботок;
Хоботок с последующим оскалом;
Трубочка;
раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;
удерживание бумажных трубочек;
комбинированные упражнения под счет
2.Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
язык широкий (лопаткой);
язык узкий (жалом);
поочередное высовывание языка (лопаткой, жалом) 4-5 раз подряд;
поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы;
язык вправо — влево;
втягивание и вытягивание широкого языка;
удерживание языка в состоянии покоя;
присасывание спинки языка к небу;
прищелкивание;
комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.
Примечания:
при парезах наиболее трудным является подъем языка;
для дизартриков — дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных.мышц.
Упражнения перед зеркалом Настенное
(сопряженные и отраженные). зеркало;
Самостоятельные упражнения. индивид.
Отработка артикуляционных зеркала
движений под счет.
Выработка кинестетических ощущений для данного звука.
Отработка
артикуляционных дви
жжений без опоры на
зрительный анализатор.
Имитационные игры
(Моторчик, Рокот
самолета, Барабанчик,
Цоканье лошадки и
др.)
2-й этап: Постановка и коррекция звука Количество часов: дислалия 2—5; дизартрия- 5—8
А.(1-3 ч.)
Знакомство с артикуляцией звука
1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков). 6.) Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков).
Зеркала настольные; зеркало настенное; профили звуков; шпатели; игровой материал
Б.(1ч.)
Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); • присоединение голоса(.д - д - д.);. • выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; • вызывание дрожания кончика языка от звуков зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение Балалайка).
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: • игры на выработку вибраторных движений кончика языка; • работа над силой выдоха; • имитационные игры.
Полоски бумаги; карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; лодочки разных размеров; воздушные шарики
В.(1ч.)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1)Игра в болтушку или индюшку: язык высунут и на звук [А] болтается между зубами. 2) .Фырканье лошади, — тип кучерского р
3)Растягивание уздечки в случае бокового произношения.
Г.(1ч.)
Специальные упражнения для звука [Л]: П е р в ы й с п о с о б: вызывание межзубного [Л]: • Улыбка; • прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); • так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса В то р о й с п о с о б: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: • Качели (для губного [Л]); • Качели с одновременным произнесением А-А-ААА, или ы ы ыыы. Т р е т и й с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.
Шпатели логопедические; зонды логопедические массажные; вата; бинт; спирт
Д. (1ч.)
Коррекция звука. Работа над:
• точностью; • чистотой (без вспомогательных движений); • плавностью (без толчков); силой (с напряжением); темпом (от замедленного к быстрому); • достижением устойчивости полученного.
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Е. (1ч)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
1) Работа над голосом: вдох и выдох через рот с последующим силы и высоты голоса;
2) Работа над дыханием:
-Выработка плавного длительного выдоха;
-Работа над силой голоса.
3-й этап: Автома-тизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельностиКоличест-во часов: дислалия 5—10, дизартрия 10—15
А.(1-4ч.)
Работа над звуком 1) Звук в слоге: • открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях 2) Звук в слове: • в начале; • в середине; • в конце; • в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.
1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки к загадкам и скороговоркам
Б.(1-4ч.)
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова.
1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 2) Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определенной последовательности. 3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов. 4) Игра Услышь свое имя.
5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок). б)Отхлопать ритмическую структуру слова.
В. (2-4 ч.)
2) Формирование фонематического анализа
1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков.
Флажки; светофоры, конверты с кружками; предметные картинки
Г. (2-4 ч.)
З) Развитие семантической деятельности
1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом Доскажи словечко3)Составить из букв разрезной азбуки слово. 4)Игра Умный телефон
Наборное полотно; коробка с разрезными буквами, слогами
Д.(2-4ч.)
4) Развитие фонематических представлений
1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2)Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3)Подобрать картинки на заданный звук. 4) Преобразовать слова: • добавить начальный или конечный звук; • изменить гласный или согласный; • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке; • работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки); разгадывать ребусы, шарады
Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Е.(2-4ч.)
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
1)Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: • по опорным словам; • по сюжетным картинкам; • на заданную тему; • придумывание части рассказа 3) Инсценирование сказок. 4) Работа со сказками-фильмами.
Игрушки; сюжётные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; сборники по исправлению недостатков произношения
4-й этап: Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком
Количест-во часов: дислалия 15; дизартрия 20
1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.
2)Введение звука в самостоятельную речь.
Используемая литература:
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - 1999.
Буйко В., Богуславская М., Малышева
Чудо-обучайка. - 2005.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Домашние тетради №5, 6, 7, 8 для закрепления произношения звуков Р, Рь, Л, Ль. - 2008.
Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - 2002.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников.- 1997.
Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. -2002.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие .–1984.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - 1989.
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]
Этапы работы
Кол-во часов
Содержание работы
Виды работ
Оборудование и материалы
1-й этап: “Развитие общей‚ речевой мотори-ки Количество часов: дислалия 5—7; дизартрия 7—14
А.(1-3ч.)
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков): • ходьба; • гимнастика рук и ног; • гимнастика туловища; комплексная гимнастика конечностей и туловища; упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки.
1)Выполнение гимнастических упражнений.
2) Игры для развития координации и чувства ритма
Б.(1-3ч.)
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков): • Собираем ягоды, Пальчики здороваются, Пальчики моются, Замочек, Пальцы шагают, Колечко, Гармошка, Бутончик", Зайка• разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету; • складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары; • сжимание резиновой груши при одновременно направлении воздушной струи на определенные цели; • вычерчивание фигур; • обведение шаблонов; • вырезание ножницами различных фигур; • лепка, штриховка, рисование по пунктиру; • показывание пальцев по 2 и по 3.
1)Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда. 2)Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда. 3)Самостоятельная работа дома.
Ножницы, трафареты, мозаики, мячи, резиновая груша, пластилин скакалка
В. (1-3ч.)
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти
1.) Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти: Делай так, Что изменилось?, Чего не стало? Составление целого предмета из частей Найди фигуру по подобию Кто больше запомнит. 2.) Игры направленные на развитие слухового внимания и памяти: • Угадай, чей голос; • Улиточка; • Улови шепот; • Жмурки с голосом; • Где позвонили?; • Скажи, что звучит; • Лягушка.
Предметные картинки; игрушки; дидактичес-кие игры
Г. (1-3)
Развитие подвижности артикуляционного аппарата 1) Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: • Лопатка, Блинчик, Лепешка; • Чашечка, Ковшик; • Заборчик, Рупор, Трубочка; • Горка, Киска сердится; • Подуть через соломинку, Шторм в стакане; • удерживание бумажных трубочек; • комбинированные упражнения под счет 2) Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка: • язык широкий (чашечкой); • язык узкий (горкой); • поочередное высовывание языка (лопаткой, жалом) 4—5 раз подряд; • поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы; Качели; • втягивание и вытягивание широкого языка; • удерживание языка в состоянии покоя; упражнение в произнесении звуков т-с; • прищелкивание; • комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.При м е ч а н и я: при парезах наиболее трудным является подъем языка;
для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно - артикуляторных мышц.
1)Упражнения перед зеркалом (сопряженные и отраженные). 2) Самостоятельные упражнения. 3)Отработка артикуляционных движений под счет. 4)Выработка кинестетических ощущений для данного звука. 5) Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор. 6)Имитационные игры (Кто дальше загонит мяч, Сдуть снежинку, Загнать мяч в ворота, Тепло — холодно и др.
Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки; кусочки ваты, бумаги
2-й этап: Постановка и коррекция звука Кол-во часов дислалия 2—5; дизартрия 5—8
А. (1-3ч.)
Знакомство с артикуляцией звука.
1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2)Показ профиля данного звука. 3) Показ положения языка кистью руки. . 4) Наглядная демонстрация желобка по сагиттальной линии языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)б) Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков).
Зеркала настоль-ные; зеркало настенное; профили звуков; шпатели; игровой материал
Б. (1 ч.)
Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема т-т-т); • с присоединением голоса(д -д – д); • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки тс-с-с. 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение Ледяная горка).
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики: • игры на выработку вибраторных движений кончика языка; • работа над силой выдоха; • имитационные игры.
Полоски бумаги; каранда-ши; пробирки; соломинки разных раз- меров; лодочки разных размеров; воздуш-ные шарики
В.(1 ч.)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно): • игра Ути; • массаж языка в случае бокового произношения.
Г. (1ч.)
Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от Чашечка, от Р.
Шпатели, зонды
Д. (1ч.)
Коррекция звука: Работа над звуком • точностью; • чистотой (без вспомогательных движений); • плавностью (без толчков); • силой (с напряжением); • темпом (от замедленного к быстрому); • достижением устойчивости полученного результата.
Е. (1 ч.)
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно) 1. Работа над голосом: вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса; • произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса. 2. Работа над дыханием: выработка плавного длительного выдоха; работа над силой выдоха.
Различение теплой — холодной воздушной струи
3-й этап: Автома-тизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприя-тия, фонематических пред ставлений и аналитик-осинтетической деятельности дислалия —5—10; дизартрия 10—15
А. (1-4 ч.)
Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.
1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5) Работа с деформированным текстом; 6)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки к загадкам и скороговоркам
Б.(1-4ч.)
Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений
1) Узнавание звука на фоне слога, слова.
1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.
2)Запомнить со слуха и повторитьряд слогов, слов в определеннойпоследовательности.
3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.
4)Игра Услышь свое имя. 5)Удержать в памяти ряды
слогов, слов (воспроизведение показом картинок).
6)Отхлопать ритмическую
структуру слова.
Сигнальные карточки
В.(2-4ч.)
2) Формирование фонематического анализа.
1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков,слогов, слов.
5)Назвать звуки по порядку.
6)Назвать, какой звук стоит перед данным и после него.
Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными
буквами, слогами
Г.(2-4ч.)
3) Развитие синтетической деятельности.
1)Составить из названных звуковслог, слово.
2)Игра с мячом Доскажи словечко.
3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
4)Игра Умный телефон
Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными
буквами, слогами
Д. (2-4ч)
4) Развитие фонематических представлений.
Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 4) Преобразовать слова: • добавить начальный или конечный звук; • изменить гласный или согласный; • назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке; •работать с использованием схем (вписать буквы в кружки); • разгадать ребусы, шарады
Е.(2-4ч.)
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: по опорным словам; • по сюжетным картинкам; • на заданную тему; • придумывание части рассказа. 3) Инсценирование сказок. 4) Работа со сказками-фильмами
Игрушки, сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настоль-ный театр; сборники по исправлению недостатков произношения
4-й этап: Автомати-зация и дифференци-ация звука в самосто-ятельной речи. Закре-пление звука в речи. Работа над следующим звуком :
дислалия-15;
дизартрия-20
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.
Введение звука в самостоятельную речь.
Используемая литература:
Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – 2008.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради №1, 2, 3, 4 для закрепления произношения звуков С, З, Ц, Сь, Зь, Ч, Щ, Ш, Ж. 2008.
Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки С, Сь,З, Зь, Ц, Ш, Ж. 1996.
Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. -2008.
Теремнова И.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.-2008.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. – 2001.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения -М.: Просвещение, 1989.