Планирование по самообразованию | Гунилова Наталья Ивановна. Работа №310260
Экономическое воспитание нужно начинать не позднее 5 лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение отношения к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Цель; совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям 5-6 лет войти в социально- экономическуюжизнь, способствовать формированию основ финансовой граммотности у детей данного возраста.
Способствовать формированию первоначальных предстовлений о деньгах.
МБДОУ Большеболдинский детский сад «Сказка»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
Гунилова Н.И
2022-2023г.
Актуальность темы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Условия реализации: дети, воспитатель, родители.
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.
Срок реализации: 2022-2023г.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
участие в педсоветах, семинарах;
повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги;
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет
хозяйство.
).
Развивающая предметно-пространственная среда:
картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
изготовление макета банкомата
;
приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
приобретение и изготовление дидактических игр.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
Участие в методической работе детского сада
Дата
Тема
Форма участия
Декабрь
2022г.
«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы»
занятие
Февраль
2023г.
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
Буклет
Май
2023г.
«Экономическое развитие дошкольников»
Выступление на педсовете
План работы с детьми, с педагогами, с родителями на 2022-2023г.
№ п/п
Месяц
План работы с детьми, педагогами, родителями
1.
Сентябрь
1. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».
2. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.
3. Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2.
Октябрь
1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»
2. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»
3. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»
3.
Ноябрь
1. Квест – игра «Путешествие Буратино»
2. Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности»
3. Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»
4.
Декабрь
1. Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».
2. Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»
3. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»
5.
Январь
1. С/р «Магазин», Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.
2.Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»
3. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»
6.
Февраль
1. Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»
2.Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»
3. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»
7.
Март
1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет»
2. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»
3. Буклет «История о дереве и человеке»
8.
Апрель
1. КВН «Путешествие в денежную страну»
2. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»
3. Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»
9.
Май
1. Формировать представление детей о рекламе.
С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
2.Отчёт- презентация
3. Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Тема
Содержание работы
Наши потребности.
Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского.
Показ сказки «Как коза избушку построила».
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Игра «Заветные желания».
Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;
Развлечение «Путешествие» (потребности человека)
Труд-продукт-товар.
Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.
Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;
Знакомство детей с понятием «династия»;
Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»
Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;
Игра по картинкам «Назови профессию»;
Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»;
Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»
Почему все взрослые работают?
Беседа о необходимости трудиться;
Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции);
Игра «Кто больше назовет профессий».
Работа и заработок.
Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке;
Выполнение заданий на листках «Профессии».
Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».
Когда продукт труда превращается в товар.
Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов;
Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;
Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);
Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.
Ценность и украшение товара – его качество.
Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);
Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;
Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?)
В гостях у сказки.
Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме
Менеджер – интересная профессия.
Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;
Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;
Вспоминаем поговорки и пословицы о труде
Игровое занятие.
Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)
Сколько заработал – столько купил.
Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;
Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления)
Игровое занятие.
Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано
Что такое реклама?
Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;
Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);
Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.
Кто делает рекламу?
Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;
Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»;
Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.
Реклама в сказках.
Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного.
Если бы у меня было собственное дело.
Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия);
Придумываем рекламу своего предприятия;
Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама»
Новогодние каникулы
Что такое деньги.
Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;
Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);
Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;
Деньги счет любят.
Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Как правильно распоряжаться деньгами.
Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Игровые занятия.
Игровое занятие «Где? Что? По чем?»
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»
Бюджет семьи.
Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»;
Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»
В гостях у сказки.
Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы;
Показ спектакля «Муха-Цокотуха»
Подведение итогов.
Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;
Игра «Семейный бюджет».
Что такое экономика.
Игра-беседа «Экономика и человек»;
Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;
Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»
Бизнес и капитал.
Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;
Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка»
Игровые занятия.
Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;
Экономическая игра «КВН»
Игровые занятия.
Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)
Что такое налоги и почему их надо платить.
Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение практических занятий по теме
Бартер.
Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;
Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;
Игровая ситуация «Бартер»;
Дидактическая игра «Бартер»
Выгода и убыток.
Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль;
Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;
Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи
Благотворительная деятельность. Меценаты.
Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;
Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду.
Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
Благотворительность. Практические занятия.
Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»
Итоговое занятие.
Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.