«Планирование работы по развитию речи в режимных процессах» | Шарова Любовь Витальевна. Работа №317119
В консультации раскрыты вопросы планирования работы по развитию речи в режимных процессах. Рассмотрены приёмы активизации речи.
Известный педагог-дошкольник В. В. Гербова подчёркивает, что серьёзное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребёнка в детском саду уделяется работе по обучению устной речи. В настоящее время острой проблемой становится увеличение числа дошкольников с речевой патологией. Вместе с тем, следует отметить, что по ФГОС выпускник ДОУ должен владеть таким уровнем речевого развития, который позволит ему в дальнейшем успешно социализироваться в школе, осваивать школьную программу.
Планирование и проведение работы по развитию речи в режимных процессах
Известный педагог-дошкольник Вера Викторовна Гербова подчёркивает, что серьёзное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребёнка в детском саду уделяется работе по обучению устной речи. Анализ результатов диагностики речевого развития воспитанников, опыт профессиональной деятельности помогают прийти к пониманию того, что в настоящее время острой проблемой становится увеличение числа дошкольников с речевой патологией. Вместе с тем, следует отметить, что по ФГОС выпускник ДОУ должен владеть таким уровнем речевого развития, который позволит ему в дальнейшем успешно социализироваться в школе, осваивать школьную программу.
Как же эффективно построить работу по развитию речи воспитанников?
Мы с Вами знаем, что речь формируется на специально организованных занятиях: развитие речи, звуковая культура речи, чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром.
Какие же стороны речи у детей должен формировать воспитатель?
Словарь, грамматический строй речи, связная речь (диалогическая, монологическая), звуковая культура речи, которая включает в себя звукопроизношение, фонематические процессы, интонационно-мелодическое оформление речи, речевое дыхание.
В программе для каждой возрастной группы определены примерные уровни речевого развития, последовательность работы над каждой стороной речи, в старших группах разработано содержание подготовки детей к обучению грамоте.
Как показывает практика, из времени пребывания ребенка в детском саду нередко выпадают режимные моменты, которые можно и нужно использовать как средство его речевого, социально-коммуникативного развития.
Какие же это такие режимные моменты?
Одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр, а также можно использовать пятиминутки перед приёмом пищи, после сна.
Задачи по речевому развитию дошкольников в режимных процессах:
Добиваться, чтобы они, дети, умели вслушиваться в речь взрослого, понимали её.
Стимулировать и поощрять речевую активность детей.
Закреплять знания и умения, полученные на занятиях.
В ходе общения с детьми как раннего, так и старшего дошкольного возраста следует добиваться, чтобы они, дети, умели вслушиваться в речь взрослого, понимали её. Для этого нужно учитывать возраст воспитанников. Чем меньше ребёнок, тем чётче, лаконичнее должно строиться обращение, вопрос, необходимо давать время для обдумывания ответа. В более старшем возрасте, конечно, взрослый увеличивает как темп разговорной речи, усложняет грамматическую конструкцию предложения. Вместе с тем, как советуют психологи, не желательно, чтобы в инструкции фразы были длиннее, чем 8 слов. Одним из приёмов проверки насколько точно ребёнок понимает обращённую к нему речь, является выполнение просьб со стороны взрослого.
Важно стимулировать и поощрять речевую активность детей в течение всего времени пребывания их в детском саду.
Приёмы активизации речи.
Речевой образец.
Оречевление действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: Пошли мыть руки, Пора мыть руки, Собираемся на прогулку и пр. Чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого. Особенно это актуально в раннем возрасте.
Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но, и выдержана в определённом темпе, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом, определённой громкости, спокойной, без раздражения, должна быть интонационно выразительной, правильно оформлена грамматически, связной, доступной для понимания воспитанников.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней устранять их. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего направлено на её содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Чтобы знать о несовершенстве собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег.
Вызывание речевого подражания (связанное с практической деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте).
Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими предложениями, производить действия несколько раз подряд, повторением закрепляя сказанное.
Вопросы.
Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Ответы на вопросы, обращения ребёнка не должны быть формальными.
Создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого. Опосредованное общение через игрушку.
Формирование регулирующей функции речи.
Совместное обсуждение с воспитателей ближайших действий сначала педагогом, а потом ребенком (Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.). Комментировать свои действия ребёнок может с опорой на вопросы взрослого (в младшем дошкольном возрасте), алгоритмы (в старшем дошкольном возрасте).
Создание проблемных ситуаций.
Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, и воспитатель кому-то из детей забывает повесить полотенце, дать игрушку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее.
Использование художественного слова.
При планировании речевого развития детей в режимных процессах необходимо закреплять и систематизировать речевые умения детей, полученные на занятиях. Важно обратить внимание, что для каждой возрастной группы нужно учитывать программные требования, последовательность работы над каждой стороной речи.
Важным является и проведение пятиминуток перед обедом или полдником. На одной из них дети в соответствии с перспективным планированием играют в пальчиковые игры, на другой – играют в игры на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания или силы голоса.
В режимные моменты для всех детей предлагаются такие движения, которые уже отработаны на индивидуально-подгрупповых занятиях перед зеркалом. Пальчиковые игры планируются на месяц, учебный год. В режимные процессы можно включать не только обучение новой игре, но и повторению 2-3 игр.