Планирование уроков литературы по изучению поэмы А.А. Блока «Двенадцать» | Байдина Алина Сергеевна. Работа №330795
Аннотация: статья посвящена организации уроков литературы по изучению поэмы А. Блока «Двенадцать». В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков литературы, причины возникновения ошибок у учеников на предмет изучения д по изучению данной темы, примеры заданий и вопросов.
Ключевые слова: поэма, анализ.
Поэма «Двенадцать». Последней поэме А. Блока уделено немало места и в учебнике, и в методической литературе. В практике сложились в основном два пути изучения этого произведения: либо комментированное чтение с последующим обобщением важнейших аспектов его содержания и художественного своеобразия, либо комплексный анализ поэмы, которому предшествует ее самостоятельное чтение.
Автор:
Байдина Алина Сергеевна
4 курс, 44.03.05 Педагогическое образование
Профили «Русский язык» и «Литература»
ФГОУ ВО СГПИ
г. Ставрополь, Российская Федерация
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры русской и
мировой литературы и
технологий обучения
Трембикова Алевтина Александровна
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ А.А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
Аннотация: статья посвящена организации уроков литературы по изучению поэмы А. Блока «Двенадцать». В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков литературы, причины возникновения ошибок у учеников на предмет изучения д по изучению данной темы, примеры заданий и вопросов.
Ключевые слова: поэма, анализ.
Поэма «Двенадцать». Последней поэме А. Блока уделено немало места и в учебнике, и в методической литературе. В практике сложились в основном два пути изучения этого произведения: либо комментированное чтение с последующим обобщением важнейших аспектов его содержания и художественного своеобразия, либо комплексный анализ поэмы, которому предшествует ее самостоятельное чтение.
Следует помнить, что поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений Блока, поэтому необходимо предоставить ученикам свободу ее прочтения, интерпретации отдельных образов и мотивов, даже если их точка зрения не совпадает с позицией авторов учебника.
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности.
Оборудование урока: иллюстрации к поэме;
различные издания «Двенадцати».
Ход урока
Вступительное слово учителя. Блок восторженно принял революцию «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами» - вспоминали близко знавшие его люди.
3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге, на левой внутренней полосе, была напечатана поэма «Двенадцать». Это была первая поэма о революции.
Газет не хватало, и их расклеивали на улицах, а прохожие останавливались и читали.
Поэма Блока стала злобой дня. Контрреволюционно настроенные литераторы искали в ней издевку, скрытую иронию. Но вслед за «Двенадцатью» Блок опубликовал стихотворение «Скифы», в котором приветствовал революцию.
На Блока обрушился шквал бешеной ругани, грязной клеветы, прямых угроз. Его вчерашние почитатели, соратники. «друзья» стали злобно травить его. Сергей Есенин вспоминает:
«Возмездье достигло рока.
Рассыпались звенья кольца.
Тогда Мережковские Блока
Считали за подлеца.
«Двенадцать» вовсю гремело,
И разве забудет страна,
Как ненавистью вскипела
Российская наша шпана?»
Блок стойко пережил нападки, держался мужественно и непоколебимо. «Всем телом, всем сердцем, всем дознанием – слушайте Революцию»,– призывал он в статье «Интеллигенция и революция».
Через неделю после публикации поэмы «Двенадцать» Блок получил письмо от двух начинающих поэтесс, бывших его восторженных поклонниц, курсисток:
«Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
И Вам не стыдно? Пощадите свои первые три книжки, «Розу и крест» и «Соловьиный сад»!
И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытье,
Их шипы, точно руки из сада,
Уцепились за платье мое,
Как бесконечно жаль, что Вы не остались за оградой, высокой и длинной... Так оплевать себя».
На этом письме Блок сделал пометку: «Что за глупости?» Курсистки были неумные, сбитые с толку обывательницы. Но многие известные писатели (Вячеслав Иванов, Г. Чулков) вели себя не умнее. Они не подавали Блоку руки. Не поняли и потому не приняли поэму И. Бунин, пушкинист П. Е. Щеголев, литературовед Ф. Ф. Зелинский. Зато рабочие восторженно приветствовали ее. Любовь Дмитриевна несколько раз выступала с чтением поэмы в переполненных аудиториях. Отдельные стихи из поэмы появились на плакатах.
В день первой годовщины Октября Блок видел на кумачовых полотнищах:
«Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!»
Безоговорочно высокой была оценка «Правды».
Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.
Изучение поэмы «Двенадцать» путем эвристической беседы, подготовленной домашним заданием.
В сильном классе можно обойтись без комментированного чтения. Учащиеся получают задание прочитать поэму самостоятельно и ответить на вопросы (задания выполняются в группах):
- Как из конкретных образов в поэме вырастает Символическая картина революции?
- Чьи голоса звучат в поэме?
- Как изображен старый мир в этом произведении?
- Однородна ли красногвардейская масса в Представлении Блока?
- Как противопоставлены друг другу Ванька и Петруха в их отношении к товарищам, к Катьке и к революции?
- - Какое место в поэме занимает душевная драма Петрухи?
Почему к концу поэмы дорога, по которой идут двенадцать, становится все более трудной, а их шаг – все более мощным и единым?
- Как Блок изобразил в поэме цели и характер Октябрьской революции?
Ответы могут оказаться разноречивыми. Оживленные споры вызывают, как правило, четвертый, пятый и шестой вопросы.
После выступления каждой группы, выбирается ряд таблиц и схем, составленных учащимися, которые наиболее точно передают авторский замысел поэмы.
Урок 2. Цель урока: познакомить с одним из самых спорных произведений А.А.Блока, показать многовариантность толкования поэмы, выявить индивидуальные признаки текста в словарно-образной системе, в композиции, в ритмике. Дать свое толкование образа Христа.
Оснащение урока: портрет А. Блока, контрольный лист на каждого ребенка, фонотека (отрывок из поэмы «Двенадцать»), опорные схемы: «Динамика цвета», «Художественное пространство».
Ход урока:
Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где предлагается система литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве формы и содержания.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
1. Прочитать поэму А. Блока «Двенадцать». Прояснить по словарю дефиниции слов: вития, кондовая Русь, иконостас, анафема, осанна; выяснить, что означает бубновый туз на спине.
2. Работа с текстом. Прочитайте поэму. Что является ее доминантой? Выпишите доминантный ряд на уровне образов, художественных деталей, лексики.
3. Выделите противостоящую доминанте оппозицию. Перечитайте первую главу. Выпишите оппозиционный ряд. Прокомментируйте: каково отношение автора к старому миру, где и как проявляется авторская позиция, какими увидел Блок «апостолов» революции.
4. Через призму доминанты и оппозиции рассмотрите художественное пространство поэмы, ограниченное оно или открытое?
5. Каким образом доминанта и оппозиция пересекаются композиционно?
6. Прослушайте поэму «Двенадцать» в исполнении Дмитрия Журавлева. Попытайтесь услышать «музыку революции», ту музыку, которую слышал Блок. Включите воображение. В выписанном вами доминантном ряде подчеркните то, что услышали, допишите те слова, которых не заметили при чтении, но которые, безусловно, доминируют в поэме. Выделите в доминантном и оппозиционном рядах сквозные образы. Где их оказалось больше? Почему? Есть ли среди них слова-символы?
7. Подтвердите цитатами из текста, что ритм поэмы (по мнению Л.И. Тимофеева) вбирает в себя:
– и разговорный свободный стих
– и фольклорный ритм частушки
– и интонацию мещанского романса
– и пафос революционного лозунга
– и уличный язык голытьбы
– и припев революционной песни
– и ритм державного шага.
Что доминирует в ритмике?
8. Какой цвет преобладает в поэме Блока? Одинакова ли его интенсивность от начала к концу поэмы? Выскажите свои предположения по этому поводу.
9. Самый сложный и спорный образ поэмы – это образ Христа. Куда бы вы отнесли этот образ: к доминанте или к оппозиции? Познакомьтесь с двумя-тремя критическими статьями из предложенного списка. Выскажите свою точку зрения.
10. «Анафему» или «осанну» пропел Блок Октябрьской революции?
Слово учителя.
Предметом нашего пристального внимания сегодня будет поэма Александра Блока «Двенадцать». Она продолжает тему прошлого урока «Стихи Блока о России». «Двенадцать» - это первый значительный отклик в художественной литературе на события 1917 года.
К. Чуковский писал о Блоке: «Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы, словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно какое-нибудь объяснение было нельзя, так как писал ее сложный человек, со своим восприятием мира. Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут толковать еще тысячу раз».
Сегодня на уроке мы с вами попробуем дать свое толкование этой поэмы, внимательно исследуя текст в единстве его формы и содержания по плану контрольного листа.
Прояснив значения слов, устранив «шумы» и «помехи» в восприятии содержания произведения, просим учащихся прочитать выписанный «доминантный ряд». Звучит он примерно так: двенадцать, державный шаг, черная злоба, святая злоба, Петька, бубновый туз, «уж я ножичком полосну», черный ветер, вьюга, винтовок черные ремни…Оппозиционный ряд, как правило, включает в себя меньше слов: старушка, вития, буржуй на перекрестке, «загонят в гроб», «барыня в каракуле» и т. д.
Это задание дает возможность учителю судить о восприятии учащимися текста художественного произведения. Эстетически развитый читатель заметит не только лежащее на поверхности, но и такие слова, как «без креста», «трах-тах-тах», «без имени святого», «ничего не жаль». Предложение включить в доминантный ряд строки «Впереди – Исус Христос» рождает очередную литературную задачу: на чьей стороне Христос? К доминанте или к оппозиции отнесем этот образ?
Прежде чем знакомить учащихся с критическими статьями, дающими толкование образа Христа, внимательно выслушаем мнение самих ребят.
Говоря о художественном пространстве поэмы, необходимо отметить масштаб поэмы – от «на всем божьем свете» до «переулочки глухие» и до конкретного человека, а затем вновь ввысь, туда, где «Нежной поступью надвюжной…Впереди – Исус Христос». «Блоку удалось сказать больше, чем он хотел. Пытаясь сказать о сегодняшнем, он сказал о вечном». -прокомментировала одна из учениц.
Остальные задания контрольного листа обычно не вызывают затруднений Использование контрольного листа помогает организовать самостоятельную работу учащихся дома при подготовке к уроку. Ученику заранее становится известен ход урока.