Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Фатеева Наталья Анатольевна. Работа №345396

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена значению пластилинографии как эффективного метода развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные этапы и принципы работы с пластилином, а также его влияние на общее развитие ребенка. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям для педагогов дополнительного образования, направленным на интеграцию пластилинографии в образовательный процесс.

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Фатеева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБУ дополнительного образования

"Центр детского и юношеского творчества города Мариуполя"

 

Аннотация: Статья посвящена значению пластилинографии как эффективного метода развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Рассматриваются основные этапы и принципы работы с пластилином, а также его влияние на общее развитие ребенка. Особое внимание уделяется методическим рекомендациям для педагогов дополнительного образования, направленным на интеграцию пластилинографии в образовательный процесс.

Ключевые слова: пластилинография, мелкая моторика, дети дошкольного возраста, развитие, методика, творчество, педагогика.

 

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом общего развития и подготовки к обучению в школе. Мелкая моторика включает в себя движения, которые осуществляются мелкими мышцами рук и пальцев. Она напрямую влияет на координацию движений, ловкость, а также на формирование таких важных навыков, как письмо, рисование, работа с мелкими предметами. В этом контексте пластилинография выступает как одно из самых эффективных и увлекательных средств развития мелкой моторики у детей.

Пластилинография — это искусство создания объемных фигур и композиций из пластилина. Этот процесс не только увлекателен для детей, но и представляет собой целый комплекс полезных действий, способствующих развитию моторных навыков. Работая с пластилином, дети учатся формировать различные фигуры, лепить, разминать и раскатывать материал, что непосредственно воздействует на развитие тонких двигательных навыков и координации.

Одной из ключевых особенностей пластилинографии является её доступность. Пластилин — это безопасный и легкий в использовании материал, который можно использовать в любом возрасте. Дети легко осваивают основные техники работы с ним, а результат их творческой деятельности всегда радует и вдохновляет. Таким образом, занятие пластилинографией становится не только образовательным, но и эмоционально удовлетворяющим процессом.

Для организации занятий по пластилинографии важно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей. Педагог может предложить различные темы для лепки, такие как создание фигурок животных, людей, предметов окружающего мира или сказочных персонажей. Темы можно выбирать с учетом сезона, праздников или других значимых событий, что сделает занятия более актуальными и интересными для детей.

Методика проведения занятий по пластилинографии должна включать в себя несколько этапов. На первом этапе важно создать атмосферу доверия и комфорта, чтобы дети чувствовали себя свободно и раскрепощенно. Педагог может начать с небольшого рассказа о пластилинографии, показать примеры работ, которые могут быть выполнены, и предложить детям выбрать тему для лепки. Это поможет вызвать у них интерес и желание участвовать в занятии.

На втором этапе педагог демонстрирует основные техники работы с пластилином. Он может показать, как правильно разминать и раскатывать пластилин, как соединять элементы, чтобы они не разваливались, и как придавать фигуркам нужную форму. Важно, чтобы педагог показывал и объяснял действия последовательно, позволяя детям повторять их за ним. В процессе демонстрации можно задавать вопросы, поощрять детей к высказыванию своих идей и предложений, что способствует развитию их творческого мышления.

Третий этап включает в себя самостоятельную работу детей. Здесь важно предоставить детям свободу выбора и возможности для самовыражения. Педагог должен наблюдать за работой детей, помогать им, если у кого-то возникают трудности, и подбадривать их в процессе лепки. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его работа ценится и что он может гордиться результатами своего творчества. Педагог может организовать выставку готовых работ, что будет способствовать формированию у детей чувства достижения и радости от совместной деятельности.

Одним из преимуществ пластилинографии является то, что она развивает не только мелкую моторику, но и другие важные навыки. В процессе работы с пластилином дети учатся проявлять терпение и усидчивость, развивают воображение и креативность. Создание фигурок из пластилина требует от детей внимательности и сосредоточенности, что также положительно сказывается на их способности к обучению в дальнейшем.

Пластилинография может быть использована не только как отдельное занятие, но и как элемент интеграции в другие образовательные области. Например, при изучении тем по окружающему миру можно предложить детям слепить животных или растения, что поможет им закрепить полученные знания в практической деятельности. В рамках занятий по художественному творчеству можно организовать совместное создание больших объемных композиций, что способствует развитию командной работы и взаимодействия между детьми.

Важно отметить, что занятия по пластилинографии могут иметь и терапевтический эффект. Пластилин обладает расслабляющими свойствами, и работа с ним может помочь детям снять стресс и напряжение. В процессе лепки дети учатся выражать свои эмоции, что также важно для их психоэмоционального развития.

Не менее значимо и то, что пластилинография способствует развитию социальных навыков. Во время занятий дети учатся работать в группе, взаимодействовать друг с другом, делиться материалами и идеями. Они учатся слушать друг друга и уважать мнения сверстников, что является важной основой для формирования позитивного общения и дружеских отношений.

Подводя итог, можно сказать, что пластилинография представляет собой эффективное средство для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Работая с пластилином, дети не только развивают свои физические навыки, но и улучшают эмоциональное состояние, учатся взаимодействовать с окружающими, раскрывают свои творческие способности. Включение пластилинографии в образовательный процесс способствует созданию интересной и увлекательной образовательной среды, где каждый ребенок может проявить свои таланты и способности. Педагоги дополнительного образования, используя данный метод, могут значительно обогатить процесс обучения и помочь детям в их всестороннем развитии.

 

Список литературы

 

Малахова Л.Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми / Л.Н. Малахова, И.И. Фрезе, Т.Н.

Копнина

// Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4. - С. 4144.

Тюмеева

Г.Л., Решетникова Т.Д., Ниязова К.Г., Сабирова И.Ю.,

Кардаполова

Н.А. Пластилинография как педагогическая технология развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современное педагогическое образование. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plastilinografiya-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo (дата обращения: 29.09.2024).

Уразова К.А., Галкина Н.А. Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста // Современное педагогическое образование. 2023. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/plastilinografiya-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×