Пластилинография как средство развития осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения ☼
Автор: Селихова Анастасия Викторовна
Осязание и мелкая моторкика, очень важны для для дошкольника с нарушением зрения, так как компенсируют его познавательные и контролирующие функции.Однако, как отмечают Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова, чаще всего у детей с нарушением зрения преобладает низкий уровень развития осязания и моторики.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Селихова Анастасия Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Осязание и мелкая моторика, по мнению Л. И. Плаксиной, Л. В. Мясниковой и др., очень важны для дошкольника с нарушением зрения, так как компенсируют его познавательные и контролирующие функции [4].
Однако, как отмечают Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова, чаще всего у детей с нарушением зрения преобладает низкий уровень развития осязания и моторики. Это происходит вследствие того, что дети с патологиями зрения рассчитывают на визуальную ориентировку, не осознавая роли тактильной чувствительности как средства замещения недостаточности зрительной информации. Происходит задержка развития осязания и моторной готовности рук к письму, что негативно влияет на формирование предметнопрактической деятельности [1, 3].
Анализ методической литературы по проблеме исследования показал, что развитию тонких движений рук и тактильной чувствительности способствуют разнообразные игры и упражнения (пальчиковые игры, самомассаж, игры с песком и водой, шнуровки и т. п.), а также предметно-практическая деятельность, в частности работа с пластическими материалами [1, 2, 3].
Пластилинография − это одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоского или рельефного изображения с помощью мягких материалов путем их размазывания по поверхности. В процессе работы с пластическими материалами у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, согласованность движений обеих рук, движения пальцев дифференцируются, развивается тактильная чувствительность [4].
В нашем исследовании мы ставили цель определить эффективность использования пластилинографии в развитии осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Эта цель достигалась путем опытно-экспериментальной работы, которая состояла из 3-х этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Журавлик» города Абакан. В исследование приняло участие 16 детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для выявления уровня развития осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения были использованы диагностические задания, разработанные Л. Б. Осиповой.
Анализ результатов эмпирических данных показал, что у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения преобладает низкий уровень развития осязания и мелкой моторики.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы также проанализировали основную общеобразовательную программу детского сада, журнал взаимодействия специалистов, планы образовательной работы, предметно-пространственную среду группы.
Исходя из полученных эмпирических данных, мы составили план формирующего этапа эксперимента с целью развития осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством пластилинографии. Работа с детьми проводилась систематически в рамках совместной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности.
При выполнении пластилинографии использовался различный пластилин, способствующий развитию тактильной чувствительности дошкольников, предлагались разнообразные виды и приемы пластилиновой живописи.
Создание образов осуществлялось на основе перцептивных действий (ощупывание, обследование по контуру) с открытыми и закрытыми глазами. Обследование предмета или изображения проводилось обеими руками (правая рука − поисковая, левая − контролирующая). Пластические образы создавались пальцами и вспомогательными инструментами (стек, пластмассовые шприцы без игл и др.)
Для выявления эффективности использования пластилинографии в развитии осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения нами был проведен контрольный этап эксперимента. Для этого использовались аналогичные задания, что и на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы.
Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о динамических изменениях в показателях уровня развития осязания и мелкой моторики у воспитанников. Позитивная динамика в развитии осязания и мелкой моторики наблюдается у 8 детей, что составляет 50%.
Таким образом, уровень развития осязания и мелкой моторики у детей на контрольном этапе эксперимента относительно констатирующего этапа повысился, что доказывает наше предположение об эффективности использования пластилинографии в развитии осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Библиографический список
Андрющенко Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я.
Ратанова
. Челябинск: Цицеро, 2009. 96 с.
Мясникова
Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения / Л. В.
Мясникова
. Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. 19 с.
Осипова Л. Б Условия развития осязания и мелкой моторики как средства развития зрительной недостаточности: монография / Л. Б. Осипова. Челябинск: Цицеро, 2011. 112 с.
Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования
/ С. В. Погодина. М.: Академия, 2014. 352 с.
© Селихова А. В., 2020