«По страничкам произведений Н. Н. Носова» | Головичева Юлия Владимировна. Работа №337732
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств.
Задача современной школы – включить каждого ученика в «процесс добывания знаний». В связи с этим появилась необходимость современного проектирования учебной деятельности, т.е. – технология.
Одна из технологий – развитие критического мышления. Критическое мышление представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую творческую активность, развивает индивидуальность. Методы и приемы развития критического мышления ориентированы на самостоятельную деятельность ученика (индивидуальную, парную, групповую) и органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Дети на уроке работают в четырех звездочках (группах). Это способствует умению слушать и слышать друг друга, принимать совместное решение.
Урок направлен на развитие восприятия и анализа прочитанных произведений, а также прогнозирование его, на коррекцию эмоционально-волевой сферы через задания, которые способствуют прочувствовать, сопереживать героям произведения. Мультимедийные средства использованы для достижения самых разных видов дидактических целей: от введения нового материала до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков, что стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает их творческую активность.
Мультимедийные средства использованы для достижения самых разных видов дидактических целей: от введения нового материала до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков, что стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает их творческую активность.
Головичева Юлия Владимировна (учитель начальных классов)
Урок литературного чтения 3 класс.
«По страничкам произведений Н. Н. Носова»
ГАОУ СО «Гимназия №1» г. Саратов, Октябрьский район, ул. Мичурина 88, тел.23-69-69,
email: sargym1@mail.ru
89271438443, email:ms.golovicheva@mail.ru
Аннотация к уроку
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств.
Задача современной школы – включить каждого ученика в «процесс добывания знаний». В связи с этим появилась необходимость современного проектирования учебной деятельности, т.е. – технология.
Одна из технологий – развитие критического мышления. Критическое мышление представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую творческую активность, развивает индивидуальность. Методы и приемы развития критического мышления ориентированы на самостоятельную деятельность ученика (индивидуальную, парную, групповую) и органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Дети на уроке работают в четырех звездочках (группах). Это способствует умению слушать и слышать друг друга, принимать совместное решение.
Урок направлен на развитие восприятия и анализа прочитанных произведений, а также прогнозирование его, на коррекцию эмоционально-волевой сферы через задания, которые способствуют прочувствовать, сопереживать героям произведения.
Мультимедийные средства использованы для достижения самых разных видов дидактических целей: от введения нового материала до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков, что стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает их творческую активность.
Урок литературного чтения 3 класс.
Тема: «По страничкам произведений Н. Н. Носова»
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям.
Тип урока: Уроки отработки умений и рефлексии.
Задачи урока:
Предметные: учить осознанному чтению, давать характеристику героям и оценку их поступкам, соотносить пословицы и фразеологизмы с содержанием прочитанного; пользоваться словарями, справочниками,
Метапредметные: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;
Личностные: воспитывать доброе отношение друг к другу, толерантность.
Коммуникативные: - выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;
- вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
- строить небольшие монологические высказывания;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
Оборудование: шляпы-закладки трех цветов (золотой, розовый и синий), толковый словарь С.И. Ожегова, портрет Н.Носова, книги Н.Носова, медиапроектор, экран, презентация, ноутбуки с выходом в Интернет, раздаточный материал (карточки с названиями произведений, пословицы и поговорки на звездочки), плакат город Н.Н. Носова, магниты на количество детей.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент
Включение в деловой ритм.
- Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.
Личностные: самоопределение;
Коммуникатив
ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель выявляет уровень знаний, создаёт ситуацию, при которой повторяются ранее усвоенные знания, создаётся ситуация затруднения.
Слайд с просмотром отрывка из кинофильма «Дружок»
- Знакомы ли вам эти герои?
-По мотивам какого произведения поставлен этот фильм?
-А знакомы ли вам другие произведения этого автора?
- Сможете вспомнить эти произведения?
- Так как вы думаете какая тема нашего урока?
-Верно. Слайд (нажим 2 раза)
-В каком же жанре работал этот писатель?
Слайд (нажим 2 раза)
-А чем привлекают произведения Н.Н.Носова?
- А как понять юмористические, объясните.
- А что такое юмор?
- А как нам убедиться кто прав из ребят?
-С каким словарем будем работать?
Работа с толковыми словарями.
- Откройте словари Ожегова, а те у кого нет словарей можно посмотреть в компьютере значение этого слова. (У некоторых на столах ноутбуки с выходом в Интернет).
Слайд (значение слова юмор)
- Следовательно, Н.Н.Носов по-доброму смеётся в своих произведения над героями.
А в каких же произведениях проявляется юмористическое отношение автора к своим героям, назовите. Слайд
- Ребята, но Н. Носов не только умеет посмеяться, но и умеет говорить о серьёзных вещах: о трудолюбии, о честности, о трусости, о хвастовстве, о дружбе, о лени.
Просмотр отрывка из кинофильма «Дружок» по произведению Н.Н. Носова.
- Да,
- Н.Н.Носова «Дружок»
-Знакомы.
- Ответы детей.
- По страничкам произведений Н. Н. Носова
- Сказки, рассказы, повести.
-Эти произведения весёлые смешные, забавные, юмористические.
-В произведениях много юмора.
Размышления детей.
-Посмотреть в словарь
- По толковому словарю Ожегова.
- Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему – либо.
- Живая шляпа, Три охотника, Федина задача…
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познаватель
ные:
-Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
- обеспечивают способность к
познанию окружающего мира: готовность
осуществлять направленный поиск,
обработку и использование информации.
3. Постановка учебной задачи
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Работа в парах.
У вас на столах названия произведений, соотнесите их с теми личностными качествами, о которых Н.Носов говорит в этих рассказах:
Честность Лень Трусость Дружба
Слайд Слайд Слайд Слайд
Трудолюбие Хвастовство
Слайд Слайд
- А какой рассказ можно отнести к двум группам? К каким именно?
-Почему?
- Кто отнёс этот рассказа к хвастовству и почему?
- Дети, а кого называют хвастуном?
- Давайте узнаем точное значение этого слова. Как нам это сделать?
- Кто нашёл, зачитайте. Слайд
Дети ставят перед собой задачу.
Честность Лень
Огурцы На горке
Леденец Федина задача
Трусость Дружба
Живая шляпа Телефон
Затейники Мишкина
Тук- тук- тук каша
Трудолюбие Хвастовство
Огородники 3 охотника
Заплатка Фантазёры
Бобик в гостях у Барбоса
- Фантазёры.
- Здесь говорится и о дружбе, и о хвастовстве.
- Ответы детей.
- Рассуждения детей.
- Обратиться к словарю Ожегова
- Хвастуном - называют того, кто хвастает, а до дела доходит не может сделать то, о чём говорил.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
4.Построение проекта выхода из затруднения.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Так может мы их по-другому назовём?
- Вот автор их фантазёрами назвал, а мы как назовём?
Работа с текстом.
- Прочитайте диалог, где ребята фантазируют. Читать будем по ролям без слов автора.
- А кому-нибудь плохо стало от их фантазий?
- А фантазировать это легко или трудно? Давайте попробуем пофантазировать.
- Каждая звёздочка придумывает какой-нибудь диалог. (Заслушиваем 1- 2- звёздочки)
- Ну, вы тоже настоящие выдумщики!
- Ребята, а в этом рассказе какие ещё качества детей раскрываются? Мальчики выдумщики, а как ещё можно этих детей назвать? Кроме фантазий их что-то ещё связывает?
- Верно! А какой герой этого рассказа не смог придумать историю?
- если не фантастическую, то какую же историю придумал Игорь? Зачитайте.
- Давайте попробуем оценить поступки этих героев.
-Чей же поступок достоин уважения?
- А кто бы поступил точно так же?
- Ребята, мы много прочитали произведений Н. Носова, а для чего мы читали эти произведения? Чему они нас учат?
- На протяжении многих веков народ подмечал проявление человеческих качеств и отражал их в поговорках, пословицах, крылатых выражениях. Вот и я вам хочу сейчас предложить задание в группах (в звёздочках)
(1 и 2 звездочки подбирают рассказы к поговоркам и пословицам; 3 и 4 – к фразеологизмам): выберите и соотнесите произведения Н. Носова 3 и 4 звёздочки с фразеологизмами , а другие звёздочки с пословицами.
1 звездочка
(Живая шляпа, Затейники, Телефон, Заплатка, На горке, Дружок, Три охотника).
1.У страха глаза велики.
2. Терпение даёт умение.
3.Берись дружно, не будет грузно.
4. Друзья познаются в беде.
2 звездочка
(Огурцы, Огородники, Тук- тук –тук, Федина задача ,Мишкина каша, Три охотника. )
1. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Робкого и тень страшит.
4. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3 звездочка. СЛАЙД
(Фантазёры, Шарик в гостях у Барбоса, Мишкина каша, Милиционер, Заплатка.)
1. Верится с трудом.
2.Разбираться как свинья в апельсинах..
4 звездочка. СЛАЙД
(Три охотника, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на луне, Заплатка, Федина задача.)
1. Заливаться соловьём.
2. Попасть впросак.
- Что же самое главное в жизни?
-Чему учат нас произведения Н. Носова?
- В жизни много, ребята, бывает ситуаций, когда надо отнестись серьёзно, а где- то с юмором. Но главное в жизни – это любовь и дружба.
-Человеку хорошо, когда он сам любит, и его любят близкие и окружающие. В жизни можно много лишиться, потерять, но любовь и дружба должны остаться с вами всегда!
-Если ты любишь, то и тебя любят. Сейчас самые близкие вам люди – это Ваши родители- мама и папа. Эти люди всегда, всю жизнь будут вас любить и останутся самыми надёжными друзьями!
СЛАЙД + песня Игоря Крутого «Друг» на фоне этой песни:
- Любите и берегите своих близких. Дружите и цените дружбу! Будьте толерантны по отношению друг к другу и людям, окружающим вас! СЛАЙД
Пусть ваши мечты будут самые светлые и чистые! И обязательно сбудутся! Любите! И будьте счастливы вы и ваши близкие!
СЛАЙД
На доске плакат- Город Н. Н. Носова с его произведениями. (Дети выходят по звёздочкам.) СЛАЙД
– Выберите произведения, которые вы хотели бы ещё раз перечитать, а может познакомиться с новыми и поставьте магнитик на это произведение в городе Н. Н. Носова. А затем возьмите шляпу- закладку , оцените себя на уроке:
золотой цвет шляпы обозначает—
« Я отлично работал на уроке!»;
розовый цвет шляпы- «Я хорошо работал!»;
синий цвет шляпы – «Хотелось бы лучше, но сегодня я не раскрылся! »
- На обратной стороне закладки у вас домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любимому произведению Н.Н. Носова.
- Выдумщиками…
Чтение детей.
- Нет.
Ответы детей.
- Дружба! Они -друзья!
- Игорь.
Дети зачитывают историю.
(…Сейчас… до истории с Ирой.)
Игорь Миша и Стасик
.
- Мишин и Стасика.
Доброте, дружбе, толерантности, честности, трудолюбию.
-Дети выходят к доске, прикрепляют рассказы, доказывая, почему это произведение можно отнести к этой поговорке или фразеологизму.
1 звездочка
1.У страха глаза велики.
(Живая шляпа, Затейники).
2. Терпение даёт умение.
(Заплатка).
3.Берись дружно, не будет грузно. (На горке.)
4. Друзья познаются в беде.
(Дружок.)
2 звездочка
1. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. (Огурцы)
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Огородники)
3. Робкого и тень страшит. (Тук- тук -тук)
4. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. (Федина задача)
3 звездочка.
1. Верится с трудом (Фантазёры, Шарик в гостях у Барбоса).
2.Разбираться как свинья в апельсинах. (Мишкина каша).
4 звездочка.
1. Заливаться соловьём.
(Три охотника.)
2. Попасть впросак.
(Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на луне)
- Это отношения с людьми.
- Они учат нас взаимопониманию с людьми, толерантности по отношению друг к другу, дружбе, честности.
- Самооценка детей
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи
Список использованных источников:
Произведения Н.Н. Носова.
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Картинки:
https://yandex.ru/images
/
Кинофильм по мотивам Н.Н. Носова «Дружок»:
http://yandex.ru/video/search?filmId=CFROeybDUXI&text=%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%BA