Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Почему идет дождь и дует ветер? | Антонникова Антонида Николаевна. Работа №209406

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Антонникова Антонида Николаевна
Разработка урока по окружающему миру 1 класс.

Проект учебного занятия по окружающему миру.

Ф.И.О. Антонникова Антонида Николаевна

Тема: Почему идет дождь и дует ветер?

Класс:1 «а»

Планируемые результаты

(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

 

Метапредметные

Регулятивные:

организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля

Познавательные:

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

 

 

 

Предметные: научиться объяснять причины возникновения природных явлений – дождя и ветра; уметь отличать их разновидности

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

расширить знания о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека;

объяснять причины возникновения ветра и дождя.

 

Задачи:

Формировать первичные представления об изменении окружающего мира;Научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра. Научимся различать виды дождя и ветра.

Проблема:

Не сформированы навыки работы в группах

Недостаточный словарный запас

 

Педагогические технологии:

ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.

 

Структура и содержание занятия

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

Iэтап: Мотивация к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте.

- У нас урок окружающего мира.слайд 1

 

Давайте вспомним, какой мультфильм мы смотрели вчера.

 

- Какова главная мысль этой сказки?

Давайте на уроке своей работой, ответами, поведением порадуем друга, чтобы у каждого был хорошее настроение.

 

Слушают, садятся.

 

 

 

 

Крошка Енот.

 

 

 

 

Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться

 

Приветствует учащихся и настроаивает их на работу.

Побуждение

Фронтальная

 

II этап:Актуализация

Знаний.

Цель: Ативизировать познавательные интересы , направленные на освоение новых знаний.

- Давайте вспомним, о чем говорили на прошлых уроках. Слайд 2

1. Ты весь мир обогреваешь,

     И усталости не знаешь,

     Улыбаешься в оконце,

     И зовут тебя все….. 

 Слайд 3

2. Белые цветочки

    Вечером расцветают,

    А утром увядают.      

Слайд 4

3. В голубой станице

    Девица круглолица.

    Ночью ей не спится-

    В зеркало глядится

Две пары хорошо читающих детей получают карточки (нужно вставить вместо точек недостающие слова)

 

Итак ,вспомним , изученную информацию о луне, звездах и солнце.

Аукцион знаний о луне.

-Что такое луна?

-- Какую форму имеет Луна?

- Что больше: Земля или Луна?

- Светит ли Луна?

- Почему Луна выглядит по-разному?

 

- Что означают светлые и темные пятна на поверхности Луны?

- Есть ли вода в Лунных морях

- Как изучалась луна?

 

- Сколько длятся день и ночь на Луне?

- Живут ли на Луне люди? Почему?

 

- До какой температуры нагревается и охлаждается Луна?

- За какое время Луна совершает один круг вокруг земли?

Проверка работы в парах

 

Текст 1.

Солнце – это огромный пылающий … .

Солнце – это ближайшая к Земле … .

Оно создает нам …..

По размерам Солнце ….(больше) Земли.

Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …

Текст 2.

Звезды – это огромные пылающие …

Они кажутся нам маленькими …, потому что находятся ….

Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру).

Звезд на небе очень много, и люди объединили их в ….

На небе можно увидеть большой ковш – это

 

 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают тексты, подставляя пропущенные слова.

(шар)

( звезда)

(свет, день)

….(больше)

 

…(далеко от Земли).

 

 

…..(шары)

(точками)

…(далеко от Земли)

 

…(цвету) и по …(размеру).

 

(созвездия)

…(созвездие Большой Медведицы).

 

Загадывает загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

Определение темы и задач урока

 

- А сейчас сядьте за парты. Опустите головы на руки и послушайте….

Аудиозапись звука дождя

- Что это было?

 

- Ещё раз закройте глазки…

Аудиозапись звука ветра

- А это что?

 

- Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Откройте учебники на с. 36. Прочитайте тему.

- Чему мы научимся? (слова около Муравьишки)

Слушают звуки, закрытыми глазами и определяют звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают

 

Читают: научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповая

Совместное открытие нового знания

Цель: формирование умений реализации новых способов действий, формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

Ребята, вспомните, на Луне бывает дождь? Почему?

-А почему идет дождь на Земле?

- Как зависит наличие воды от того, что идёт дождь? Какие у вас предположения?

Результаты заложенного опыта

- Вспомните, что мы сделали неделю назад?

- Что вы можете сейчас сказать о количестве воды в стакане?

- Что значит испарилась ?

- Вода испарялась медленно целых 15 дней, потому что её в стакане много, а если капелька маленькая, то испаряется она быстрее.

- Проведем небольшой опыт

Опыт №1

(проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)

Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза 

(2 лужи)

(одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)

– Куда делись капельки воды? 

– Мы видели, как испарялась вода?

– Какая лужа испарилась быстрее?

– Почему?    

– А что в природе  нагревает воду? 

- А если солнца нет, то вода не будет испаряться?

 

Опыт №2

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

-Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Откуда будет вода попадать в облако?

А в нашем опыте вода в облако набирается из блюдца с водой.

Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

- Вот так появляется дождь.

- Кто может рассказать о том, как появляется дождь?

Работа с учебником, с. 36

- Прочитайте задание №1

-работа у доски, нарисовать дождик.

- Проверка

Принести сито, показать как идет дождь – ситничек

 

Дети высказывают свое мнение.

- Там нет воды.

- На земле много воды.

 

 

 

 

 

Дети рассказывают, что налили воды в стакан.

- Она испарилась.

- Улетучилась.

 

 

 

Дети наблюдают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

- Испарились

- Нет

- Которую сушили феном

- Горячий воздух быстрее сушит

- Солнце

- Будет, только медленнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают и делают выводы

- Из рек, озер, морей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети отвечают хором – дождь)

 

 

 

Ученик рассказывает

 

 

Читает сильный ученик. Или по 1 предложению .

 

Находят информацию в учебниках, читают

Первая пара, которая готовы, выходят к доске отвечать, остальные проверяют их по с. 87, «Проверь себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует диалог с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит опыты

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с книгой

 

 

 

 

 

Физминутка

(под музыку «Злая тучка»

слайд

Дети выполняют движения под музыку

Организует отдых детей

 

Здоровьесберегающий

 

 

Открытие нового знания (продолжение)Цель: формирование системы понятий расширение понятийной базы.

 

Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

-Что такое ветер? (предположения детей)

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

-Давайте попробуем

Опыт №3

Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

-Откуда он взялся?

- Значит что такое ветер?

- Почему же дует ветер?

Слайд 12

- Ветер может быть другом человеку, а может быть и врагом.

Прочитайте информацию на листочках, на своих партах.

- Попробуйте объяснить, когда ветер друг, а когда враг?

 

- А теперь рассмотрите рисунки в учебнике с.37

- А может ли человек создать искусственный ветер?

- Зачем создают искусственный ветер?

-Давайте сами сделаем веер.

 

 

Ответы детей

 

 

Предположения детей

 

 

(ответ детей)

 

 

- Ветер

 

- Мы заставили рукой двигаться воздух

Вывод: ветер – это движущийся воздух.

 

Ответы детей

 

Читают со слайда вывод

 

 

 

Дети читают

 

- Друг: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холода- Враг: обрывает провода, срывает крыши с домов

 

рассматривают

 

 

- (вентилятор, сквозняк, веер)

- Чтобы человеку было комфортно по температуре.

Делают веер.

Ведет диалог с детьми, проводит опыт, контролирует детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно-практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише- тише, тише

Деревцо все выше – выше

 

Дети выполняют упражнения

Организует отдых учащихся

здоровьесберегающий

 

Включение в систему знаний повторение

Работа в гуппе, отгадывают кроссворд.

-Проверим. Если у вас такой же ответ – хлопайте, если нет – поднимайте руку

 

Дети решают кроссворд

 

 

Игра «Хлопай…»

 

Поисковый

 

 

 

 

игровой

групповая

Подведение итогов урока

Какова была тема урока?

- Ответили ли мы на вопросы урока?

Слайд 13

- Почему же идёт дождь?

- А почему дует ветер?

- Прочитайте ещё раз об этом в учебнике на стр.37

Дети отвечают

 

 

 

 

Читают вывод (по одному предложению)

контролирует

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

За что вы можете сегодня похвалить себя?

- Чем интересен был урок?

-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. Какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам или тучкам Если на уроке вам было интересно и все понятно раскрасьте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно, непонятно – раскрасьте грустную тучку.

 

- Повесьте на доску свои рисунки

 

Дети отвечают

 

 

 

Дети раскрашивают

Организует диалог

рефлексия

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Урок проводился в 1«а» классе. В классе 27 человека. На уроке присутствовало 27обучающихся.

Обучение ведётся по программе «Школа России», учебно-методический комплект «Школа России», преподавание ведется по учебнику «Окружающий мир», автор: А.А.Плешаков. Учебник соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения.

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?». Тип урока: открытие новых знаний с элементами исследования. Урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении раздела «Почему и зачем?».

Перед собой ставила цель: создать благоприятные условия для изучения новой темы.

Были поставлены цели для обучающихся:

Предметные:

 

формировать представления обучающихся о дожде и ветре и причинах их возникновения;

формировать опыт исследовательской работы.

Метапредметные:

а) познавательные:

- строить сообщения в устной форме о причинах возникновения дождя и ветра и их значении для человека, растений и животных;

ставить и формулировать проблемы;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

устанавливать причинно-следственные связи.

б) регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;

- извлекать информацию, представленную в различных формах;

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

в)коммуникативные:

- дать возможность высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

- участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению при работе в парах;

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои

затруднения.

3.Личностные:

- проявлять положительную мотивацию и интерес к учению;

- формировать умение оценивать свою деятельность

(способность к самооценке) и деятельность товарищей.

Планируемые результаты:

- понять причины возникновения дождя и ветра;

- получить возможность научиться наблюдать за дождём и ветром;

- продолжить работу по наблюдению за погодой.

 

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. Учащиеся сами формировали тему и цель урока, то есть являлись полноправными субъектами образовательного процесса.

Структура урока соответствовала его цели и типу, этапы урока последовательно и логически связаны. Организованное начало, т.е. мотивация деятельности, во многом определило его результат. Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным, оптимальным по темпу.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех обучающихся в учебно-познавательную деятельность.

Содержание урока соответствует требованиям стандарта, учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся первого класса. Изложение изучаемого материала доступно уровню понимания содержания обучающимися. В ходе изложения материала акцент делался на ведущие идеи по данной теме. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленных целей на уроке. Урок целей достиг.

Содержание урока самым тесным образом связано с жизнью и личным опытом обучающихся.

На этапе изучения нового материала перед обучающимися были дважды поставлены проблемы, решить которые они должны были в течение урока. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. В процессе обучения школьники учились овладевать элементами проектной деятельности: работая в парах, проводились опыты под руководством учителя для создания образовательного продукта. Продуктивной деятельности учащихся способствовали и такие методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками – заданиями). На уроке чередовались различные виды деятельности: умственные действия подкреплялись практическими.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. На данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что особенно важно в начальных классах для организации учебной деятельности учащихся (это создание ситуации успеха, создание проблемных ситуаций, яркие образные представления, достаточный наглядный материал, связь с жизнью, использование ИКТ).

Для применения нового знания (первичного закрепления) применяла индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, проявляя интерес к изучаемому.

На протяжении всего урока дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё мнение, не боялись дать неправильный ответ. У обучающихся в достаточной степени сформированы навыки контроля и самоконтроля. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, подобранных заданий и частой сменой деятельности. Запланированный объём урока выполнен.

На уроке имели место здоровьесберегающие технологии: были применены различные виды отдыха, дети имели возможность выполнять ряд заданий, не сидя на месте, а также использовалась веселая физминутка.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников и на стадии рефлексии показать своё эмоциональное восприятие нового материала.

Было отсутствие опыта групповой работы,очень низкий словарный запас детей над этим надо еще поработать .

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×