Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Почему ребенок не говорит? Основные причины отсутствия речи. | Иванькина Ольга Сергеевна. Работа №326170

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Данная статья будет полезна   родителям, которые столкнулись с такой проблемой , как  безречья  ребенка , педагогам и специалистам, которые работают с детьми раннего возраста или с детьми, у которых есть задержка речевого развития. В статье представлены основные причины, по которым происходит отсутствие активной речи детей.  А также приведены примеры разнообразных игр и упражнений ,  которые способствуют вызыванию у малыша первых речевых звуков, слогов, слов. Даны основные рекомендации, благодаря которым работа  будет более эффективна.

 

 

Почему ребенок не говорит?

Аннотация: данная статья будет полезна родителям, которые столкнулись с проблемой безречья ребенка , педагогам и специалистам, которые работают с детьми раннего возраста или с детьми, у которых есть задержка речевого развития. В статье представлены причины, по которым происходит отсутствие активной речи детей. А также приведены примеры игр , упражнений и рекомендация, которые способствуют вызыванию у малыша первых речевых звуков, слогов, слов.

 

Предпосылки к усвоению родного языка являются врожденными. Еще когда ребенок находится в утробе своей матери, он слышит ее родной голос, и уже тогда ребенку доступно получение информации об особенностях родного языка, которым он будет потом пользоваться.

Для успешного овладения родным языком необходимо находиться в данной « речевой среде», то есть должно быть доступно слышать окружающую речь, а также иметь возможность воспроизводить звуки, слоги, слова родного языка.

Особенно важны для развития речи ребенка являются первые три года его жизни. К данному времени ребенок накапливает достаточно большой пассивный и активный словарь, овладевает основными грамматическими формами родного языка. Ребенок овладевает навыками понимания речи. Это импрессивная или внутренняя речь. А также овладевает собственной, «активной» речью. Это экспрессивная речь.

Так почему же некоторые дети , которые достигают соответствующего возраста, не начинают говорить? Или их собственная речь представлена только отдельными звуками или слогами. Это происходит ввиду определенных причин.

При первичной беседе с родителями как правило, звучит следующее утверждение :«Ребенок все понимает, но не говорит. Ему просто лень говорить». Но в действительности это утверждение не всегда верно. В данной статье я хочу обозначить основные причины, по которым происходит задержка речевого развития , вследствие чего ребенок не может пользоваться собственной речью.

Итак, существуют объективные причины, по которым ребенок не только не может пользоваться экспрессивной речью, но у него недостаточно развита и импрессивная, внутренняя речь.

И первая причина, которую я хотела бы обозначить это сниженное понимание обращенной речи.

Важно отметить, что понимание речи всегда предшествует ее активному использованию. Что бы ребенку заговорить самостоятельно, ему необходимо понимать, о чем он будет говорить. Ребенок должен знать названия основных существительных, глаголов. Знать основные формы данных частей речи .

Выделяется пять уровней понимания речи, которые были описаны Н.С. Жуковой.

Нулевой уровень-ребенок не понимает

обращенную речь

или не реагирует на

обращенную

речь.

Сит

уативный уровен

ь-

ребенку доступно понимание простых инструкций в привычной ситуации, часто подкрепленные жестом или зрительной подсказкой. Например, «Иди кушать»

,

«Идем гулять».

В основном, это бытовые ситуации, с которы

ми малыш сталкивается ежедневно и они ему хорошо знакомы. Именно этот уровень вводит родителей в заблуждение, что ребенок хорошо понимает обращенную речь. На самом деле малыш ориентируется на жесты взрослого или выделяет из всего сказанного отдельные слова, которые ему доступны в понимании.

Номинативный уровень. Данный уровень включает в себя знание многих существительных, основных глаголов, основные цвета, формы. Ребенку становятся доступными

понимание более сложных инструкций:

« Иди в комнату и принеси синюю пирамидку».

Ребенок может выполнить данное поручение уже без зрительной подсказки, опираясь только на непосредственное понимание обращенной речи.

Этот уровень понимания речи является стартовым для того, чтобы малыш заговорил. Поэтому так необходимо выводить ребенка на

данный

уровень

.

Предикативный уровень. Ребенок знает много названий действий, различает некоторые основные простые предлоги

, понимает вопросы косвенных падежей; возможно понимание сложных высказываний, но может и не понимать отдельные формы слов (

«

сто

л-

столы

- столов»

)

.

Расчлененный уровень. Ребенок понимает речь в полном объеме.

Исходя из данной классификации, мы видим, что первой ступенью для того, чтобы ребенок заговорил , является номинативный уровень.

Как же происходит процесс становления понимания речи у маленького ребенка? Весь первый год жизни малыша происходит развитие фонематического восприятия, слухового внимания. Сначала ребенок учится реагировать на неречевые шумы (вздрагивает при посторонних звуках, появляется комплекс оживления). Потом он начинает отличать неречевые шумы от звуков речи ( возникает комплекс оживления, когда близкий человек начинает общаться с малышом). Но пока ребенок еще не различает фонемы родного языка. Затем он учится дифференцировать неречевые шумы между собой. И пока этот этап развития не будет пройден, ребенок не сможет научиться вслушиваться в фонемы родного языка. Поэтому так важно в первый год жизни ребенка привлекать его слуховое внимание к разнообразным неречевым шумам, учить вслушиваться в различные неречевые звуки: звонок телефона, звон колокольчика, стук каблуков, хлопок дверцей шкафа, шум воды из крана, шуршание бумаги и др. Это очень важный этап в формировании понимания речи. Только после того, как малыш научится вслушиваться и различать неречевые шумы, он сможет различать фонемы родного языка, сможет понимать речь взрослого.

В норме, слуховое восприятие заканчивает формироваться к двум годам. Как уже было выше сказано, пониманию обращенной речи ( фонем) предшествует большой этап формирования слухового внимания, что в свою очередь ведет к благополучному накапливанию пассивного словаря, который необходим для дальнейшего речевого развития.

Приведу примеры заданий и игр, которые помогут в формировании и развитии слухового внимания.

Очень важно соблюдать последовательность в выполнении предложенных заданий, так как данная последовательность построена с учетом формирования слухового внимания в онтогенезе. И каждый следующий пункт базируется на усвоенном предыдущем.

1. Игры на поиск источника звука. Следует помнить, что мы предлагаем непосредственно неречевые звуки (беспрерывно звучащая музыка, звон колокольчика, звучащая игрушка и др.). На первых этапах взрослый может вместе с ребенком искать источник звука, показывая, как правильно это делать. В дальнейшем предлагается ребенку это делать самостоятельно. Проведение игры:

А) Взрослый включает звучащую игрушку и прячет в доступном для ребенка месте. Малыш должен по звуку определить место нахождения данной игрушки. Желательно, чтобы ребенок не видел, куда взрослый прячет звучащий предмет.

Б) Ребенку закрывают глаза повязкой. Взрослый звучащим предметом подходит к ребенку с разных сторон. Малыш должен показать, с какой стороны он слышит звук.

2. Формирование условно двигательной реакции на звук. Учим ребенка реагировать на конкретный звук. Необходимо использовать различные предметы, которые издают звуки (звонок, колокольчик, погремушку, кнопочный выключатель, свисток, дудочка и др.). А также желательно использовать как можно больше действий, которые должен выполнять ребенок: бежать, прыгать, стучать, переливать воду, хлопать, сыпать крупу и др.

Взрослый дает инструкцию: «Пока я звеню колокольчиком, ты танцуй». Ребенок должен танцевать, пока звенит колокольчик. Примеры заданий :

« Пока я дую в дудочку, ты сыть песок».

« Пока я гремлю в погремушку, ты лей воду».

« Пока я стучу молоточком, беги вокруг стульчика». Как только взрослый перестает издавать звук предложенным предметом, малыш должен прекратить выполнять заданное действие.

Сначала источник звука находится в пределах видимости ребенка. На более продвинутом уровне источник звука убирается из поля видимости ребенка, так как необходимо добиваться, чтобы ребенок ориентировался только на свой слух.

3. Дифференциация неречевых шумов. Этот этап чрезвычайно важен, так как непосредственно он предшествует пониманию ребенком речи. Чтобы приступить к играм данного этапа, у ребенка должна быть обязательно сформирована подражательная деятельность и познавательный интерес ( в норме это формируется к двум годам).

А) Перед ребенком взрослый выкладывает знакомые предметы: погремушка, колокольчик, барабан, дудочка, свисток, лист бумаги, который можно смять, ключи, молния, молоточек и др. Взрослый показывает ребенку данные предметы. Важно, чтоб с ребенком была проведена предварительная работа по тому, какой звук издает каждый предмет. На первых порах можно начинать с небольшого количества игрушек. Достаточно будет трех. Постепенно можно увеличивать их количество. Предметы закрываются ширмой, чтобы малыш не видел, какой предмет использует взрослый. Инструкция: «Угадай, что звучит?» Затем ширма убирается, и ребенок показывает, какой предмет звучал.

Б) Другой вариант данной игры предполагает, что у взрослого и у ребенка находятся по одинаковому комплекту звучащих предметов. Малыш должен показать у себя тот предмет, которым издает звук взрослый.

В) Можно усложнить задание и звучать по очереди двумя предметами. «Что ты слушал сначала, а что потом?»

Данный вид работы очень интересен и многообразен. Необходимо предлагать разные действия с различными предметами. Тем самым насыщать пассивный словарь малыша, расширять его жизненный опыт. Чем больше ребенок на практике выполнит различных манипуляций с предметами, тем качественней и прочнее усвоит названия предметов и действий. Можно предлагать отгадать «мишке» или «зайчику» , какой предмет звучит. Или соотносить звучащий предмет с его изображением на картинке.

Итог: финальный этап понимания речи (понимание значения существительных, глаголов) становится возможным только после того, как ребенку станет доступно дифференцировать неречевые шумы, когда он научится отличать голос человека от неречевых шумов. И только потом малышу станет доступно вслушиваться и слышать голос человека. И в этом голосе человека он начнет вычленять и искать знакомые слова, которые формируются в пассивном словаре при помощи многократного их повторения.

Еще одна причина, по которой может отсутствовать активная речь это недостаточное развитие артикуляционного аппарата ( артикуляционного праксиса) .

Наша речь состоит из последовательных, целенаправленных артикуляционных движений. Человек хорошо чувствует свои органы артикуляции ( губы, язык), может без труда ими управлять. Нам не составляет никакого труда произнести разнообразные слова, словосочетания, мы не задумываемся о том, как нам надо расположить наши органы артикуляции для их произнесения. Для малыша с нарушением развития органов артикуляции , при нарушении чувствительности данных органов , возникает серьезная проблема либо в переключении одной артикуляционной позы на другую, либо проблема в принятии определенной артикуляционной позы. Такое нарушение называется артикуляционной диспраксией.

Существует миф, который я хочу развеять: «для того, что бы ребенок заговорил, он должен внимательно смотреть на рот взрослого, когда тот общается с малышом. Он насмотрится и начнет сам говорить». Это справедливо частично. Так как тем самым, взрослый привлекает внимание ребенка к своему рту, и показывает, что это именно вербальная форма общения, что звуки выходят изо рта. И если это простая артикуляция , например , звук м-м-м-м, п-п-п-п, то привлечение внимания ко рту взрослого достаточно, что бы ребенок смог повторить данную артикуляцию. Но в этом приеме нет смысла , когда речь идет о сложных артикуляционных укладах или переключении с одной артикуляционной позы на другую. Например, к артикуляции в сложных словах, где присутствуют множественные переключения артикуляционных поз. Например, кро-ко-дил, ве-ло-си-пед и др.

Поэтому, чтобы малыш заговорил ему недостаточно просто смотреть как взрослый произносит слова, необходимо учить ребенка пользоваться своими органами артикуляции. Это достигается через разнообразные артикуляционные игры и артикуляционную гимнастику, которые должны проводиться ежедневно и систематически. Для маленького ребенка не доставляет интереса выполнение артикуляционных упражнений. Поэтому необходимо проявить творческий подход и использовать игровые приемы в проведении данного вида деятельности. И когда малыш начинает хорошо ощущать собственные губы, язык, щеки, то происходит осознание того, что ими можно произносить разнообразные звуки, слоги, слова. И при разном положении языка и губ получаются разные звуки. Что в свою очередь, развивает интерес у ребенка к самому процессу говорения.

Очень важно отметить , что развитию артикуляционного аппарата предшествует развитие соматогнозиса, т.е. восприятие собственного тела. Чтобы ребенок заговорил, его моторное развитие должно быть на уровне не младше двух лет. Поэтому, если у ребенка сильное отстает моторное развитие, то необходимо в занятия включать игры на развитие общей моторики и мелкой моторики. В развитии мелкой моторики большую роль играет сформированность сначала щипкового захвата ( к первому году жизни ребенка), а затем пинцетного захвата ( к третьему году жизни). Пока не сформированы данные захваты, у ребенка недостаточно сформирован соматогнозис, что естественно, ведет и к задержке речевого развития.

Итог: недоразвитие крупной и мелкой моторики говорит о нарушенном формировании соматогнозиса. Следовательно, появляются проблемы с артикуляционным праксисом ( ребенок плохо чувствует губы и язык) .А это приводит к диспраксии.

Игры на развитие мелкой моторики

Рисовать пальчиками по песку, крупе, красками.

Рвать или сминать бумагу.

Работа с пластилином или глиной.

Откручивать и закручивать крышки от баночек.

Брать со стола небольшие фишки и класть их в баночку.

Раскапывать картинку или

маленькую игрушку засыпанную крупой.

Игры-шнуровки или нанизывание деревянных бусинок на шнурок.

Игры на развитие крупной моторики

Учить перешагивать через препятствия;

Учить подниматься и спускаться по лестнице чередуя ноги, держась за перила;

Учить ездить на трехколесном велосипеде

(

с 2,5 лет);

Учить перепрыгивать через предмет, не задевая его;

Учить прыгать на двух ногах

(

с трех лет);

Игры и упражнения для развития артикуляционной моторики- артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка определенных артикуляционных укладов, необходимых для правильного произнесения звуков родного языка.

За одно занятие выполнять не более 4 упражнений. Каждое упражнение выполнять по 3-5 раз. Статические упражнение выполнять не более 8 секунд.

Методика проведения артикуляционной гимнастики: сначала взрослый показывает упражнение, затем ребенок выполняет предложенное упражнение самостоятельно, а взрослый контролирует его.

Высунуть язычок по возможности подальше, затем убрать его за зубки;

Широко открыть рот, потом закрыть;

Передвигать язык вправо-влево, стараясь не касаться верхней и нижней губы;

Поднимать язык к верхним зубам и опускать к нижним;

если не получается

к

зубка, можно попробовать дотрагиваться до верхней, потом до нижней губы;

Облизывать верхнюю губу, затем нижнюю. Можно намазать губу вареньем, чтобы выполнение упражнения было интересным;

Надувать щеки и хлопать по ним, дела выдох, как лопнувший шарик;

Цокать язычком, как лошадка;

Облизывать язычком тарелку, на которой намазано варенье или сгущенное молоко, имитируя «кошку, которая лакает молоко»;

Слегка покусывать язык, проложенный между зубами;

Эти упражнения являются общими и подготавливают артикуляционный аппарат. Существуют комплексы упражнений, предназначенные для постановки конкретных звуков. Но такие упражнения выполняются позже, когда логопед работает над коррекцией звукопроизношения.

Еще одна причина отсутствие речи у ребенка -это сниженное развитие когнитивной сферы.

Речь идет о недостаточно сформированной интеллектуальной сфере, когда коммуникативное развитие не нарушено. Сниженное развитие когнитивной сферы характерно для детей с определенными особенностями развития. Очень важно не путать сниженное развитие когнитивной сферы с нарушением подражательной деятельности.

Подражательная деятельность формируется путем повторения бытовых действий за взрослым: трет тряпкой , причесывает волосы расческой, чистит щеткой одежду , моет посуду , складывает предметы в коробки и др. Сначала малыш наблюдает за взрослым, как тот выполняет различные бытовые виды деятельности, а затем начинает выполнять эти действия самостоятельно, по мере своих возможностей. Поэтому важно не лишать малыша данного опыта, а всячески поощрять его и стимулировать на подражание. Это очень важно для формирования подражательной деятельности. Ребенок не будет звукоподражать, повторять за взрослым звуки и слова, если нет подражательной деятельности, которая формируется в начале второго года жизни ребенка.

Родитель обычно сталкивается с тем, что ребенок не хочет выполнять предложенное задание, не хочет играть в предложенную игру или отказывается смотреть книжки. Это происходит потому, что не сформирована подражательная деятельность. Поэтому , занятия с логопедом по запуску речи на данном этапе неэффективна и бессмысленна. Главным специалистом для ребенка должен быть дефектолог, который и будет заниматься формированием подражательной деятельности, включать малыша в простые бытовые ситуации.

Следующей причиной отсутствия речи является нарушение коммуникативной игровой деятельности.

Если ребенок не взаимодействует со взрослым, не смотрит в газа, не повторяет за взрослым простые действия с предметами или игрушками, то это говорит о нарушении коммуникативной игровой деятельности. Во время занятий бывает невозможно привлечь ребенка к совместной деятельности . Предложенный предмет малыш использует не по назначению. Взрослый не можем показать ребенку как правильно пользоваться предметом, ребенку это не интересно. Следовательно ему будет недоступно слушать нашу речь и правильно воспринимать правильный акустический образ слова. Если он не повторяет простые действия с предметами, следовательно и речь взрослого он повторять не будет. Эта причина тесно связана с несформированностью подражательной деятельности.

Ввиду того, что не формируется подражательная деятельность, не формируется и познавательный интерес. Подражательная деятельность в норме формируется к концу первого , начала второго года жизни. Как только подражательная деятельность будет сформировано, ребенок будет готов к тому, что бы начать пользоваться речью, повторять за взрослым звуки, слоги, слова. Работа логопеда при данном нарушении является неэффективной и непродуктивной, так как предполагает непосредственно коммуникацию с ребенком. Поэтому, в данном случае необходимо обратиться к таким специалистам как психолог, игровой терапевт, дефектолог.

Очень важным в данном пункте является формирование и использование указательного жеста. Он появляется к концу первого года жизни. Указательный жест- важнейший навык коммуникации ребенка со взрослым. При помощи указательного жеста малыш так же набирает пассивный словарь. Указывая на предмет, ребенок добивается от взрослого, чтобы тот назвал данный предмет. С помощью указательного жеста ребенок познает окружающий мир. И отсутствие данного жеста к концу первого года жизни ребенка должно насторожить взрослого. В данном случае, необходимо формировать указательный жест по подражанию или приемом «рука в руке». Положительное влияние на формирование указательного жеста оказывают игрушек « pop it»; рисование пальчиками , игры, в которых надо нажимать пальчиком на кнопки.

Итак, подведем итоги выше изложенного. Для того, чтобы появилась речь необходимо:

На уровне мелкой моторики необходимо,

чтобы появились щипковый и пинцетный захват.

На уровне крупной моторики необходимо,

чтобы был сформирован

соматогнозис

,

особенно важно,

чтобы ребенку было дост

упно перешагивать через предмет.

На уровне понимания речи необходимо,

чтобы была

сформирована

дифференциация неречевых шумов

.

На уровне интеллекта

должна быть сформирована подражательная деяте

льность

(

подражание

простым бытовым действиям).

Для того, чтобы ребенок правильно произнес слово необходимо:

Правильно

, корректно

услышать все звуки

данного слова

.

Запомнить правильную последовательность звуков

: какой

звук

за каким идет.

Смочь правильно все это

повторить,

произнести

(

в этом помогает

артикуляционный

праксис

).

 

Ольга Сергеевна Иванькина

Учитель-логопед

Список литературы:

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.

М

: Сфера.

2005

.-171

с

.

Елецкая О.В.,

Вареница

Е.Ю. День за днем говорим и растем.

–М

: Сфера.

2005

.- 223с.

Жукова Н.С

.,

Мастюкова

Е.М., Филичева ТБ.

Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

-

Екатеренбург

2000

.-316 с.

Цейтлин

С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений

/

С.Н.Цейтлин

.-

М:Издательство

Владос

. 2017.-240 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×