"Почему ребенок невнимателен и непоседлив?" | Помыткина Нина Александровна. Работа №316584
Описание методов работы с детьми с синдромом двигательной акктивности и с дифицитом внимания.
Организация коррекционно-педагогической работы:
ü Развитие и тренировка слабых функций в эмоционально привлекательной форме.
ü Подбор таких методик, которые, обеспечат тренировку одной функциональной способности, не возлагая нагрузки на другие дефицитные
Рекомендации по работе:
1. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания).
2. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
3. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
4. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
5. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
6. Предоставлять ребенку возможность выбора.
Почему ребенок не внимателен и непоседлив?
ADHD (СДВГ) – это сокращение, происходящее от английского названия Attention Deficit Hyperactivity Disorder, обозначающее синдром гиперактивности с нарушением концентрации внимания или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, его также называют гиперкинетический синдром.
По статистике СДВГ страдает около 5% детей мл. школьного возраста, причем, по некоторым оценкам, данный показатель может быть еще выше.
Мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.
В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Причиной СДВГ могут быть:
Генетические
80 -75%
Биологические (окружающая среда)
Социально–психологические
повышенное содержание свинца в крови повышает риск СДВГ в 2-4 раза,
Пассивное курение в детстве, прием парацетамола во время беременности увеличивает риск на 33%, прием
вальпроевой
кислоты на 50%
Курение матери на 50%
Особенность детей с СДВГ характеризуется основными проявлениями:
Нарушение
концентрации
внимания
Двигательная
гиперактивность
, неусидчивость
Импульсивность
Трудности в контактах и социальная изоляция
Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы.
Не нужно путать с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения: это группа состояний, которые имеют разные проявления. В целом они не позволяют ребенку нормально учиться. К ним относятся:
Дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметом в реальной жизни.
Дистрофия – это расстройство, при котором ребенок не может написать слово, обозначающее предмет про который он пытается написать.
Характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки – ребенок просто не может связать буквы с тем, что пытается написать.
Расстройства настроения- это эффективные расстройства такие как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии чувствуем себя подавлено несколько недель и месяцев.
Тревожными расстройствами – характеризуются беспричинными страхами, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
Но у синдрома СДВГ есть и положительные качества
жизнерадостность,
активность,
общительность,
устойчивость к критике
к негативным дисциплинар
ным воздействиям,
изобретательность,
хорошие способности
Как педагог может выявить ребенка с СДВГ проведя наблюдение за ребенком.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагностика проводимая с ребенком.
1.Расстройства внимания, памяти, мышления.
2. Двигательная расторможенность и импульсивность.
3. Развитие эмоциональной сферы и общения.
Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек», пробы на уровень развития
произвольных движений А.Р.Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)
Алгоритм комплексной диагностики
наблюдение за ребенком.
данные анамнеза.
анкетирование родителей.
анкетирование педагогов.
анализ успеваемости.
опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе.
беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.
диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).
диагностика подвижности нервной системы.
углубленная диагностика внимания.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла.
В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
Главный принцип работы с такими детьми это:
Необходимо создавать спокойную, доброжелательную атмосферу
сотрудничества.
Не требовать от детей идеального
соблюдения дисциплины.
Коррекционная работа учителя - дефектолога с ребенком направлена на решение следующих задач:
Добиться повышения у ребенка самооценки.
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
Организация коррекционно-педагогического процесса соответствует двум обязательным условиям:
Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме.
Подбор таких методик, которые, обеспечивая тренировку одной функционал
ьной способности, не возлагали
бы одновременной нагрузки
на другие дефицитные
Рекомендуют по работе с гиперактивными детьми
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, поглаживания).
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Если ребенок суетится, «разбрасывается», перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это.
Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? Какого это цвета (формы, размера)? Что ты сейчас чувствуешь?
Еще одним фактором, который облегчит коррекционный процесс, является соблюдение распорядка дня. Занятия должны проводиться регулярно в одно и то же время. Гиперактивным детям сложно контролировать временные рамки, поэтому их следует предупреждать о том, сколько времени у них осталось до того, как определенный вид работ должен быть окончен.
Помните,
запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета.
Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова "нет" и "нельзя".
Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета.
Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова "нет" и "нельзя".
Как помочь ребёнку с СДВГ?
специальное питание (обилие витаминов, ограничение сладостей, газированных напитков, продуктов, содержащих красители и консерванты;
физические упражнения;
занятия с психологом, дефектологом;
аутотренинги;
упражнения
на
релаксацию;
йога.
Литература: Л.С.Чутко « Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие растройства»,
А.А.Кузьмина «Синдром дефицита внимания и гиперактивность,
С.Нодельсон «Синдром дефицита внимания и гиперактивность, семейная болезнь»,