Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Почтовая открытка как средство патриотического воспитания дошкольников | Юлия Сергеевна Влас. Работа №320700

Дата публикации:
Автор:
Описание:

У каждого дома найдется старая почтовая открытка, у кого то одна, а кто то может похвастаться целой коллекцией. А ведь если внимательно присмотреться, то понимаешь что в этих незамысловатых карточках отражались события происходившие в стране и в мире.

Вот так один раз рассматривая старые открытки мне пришла в голову идея :прививать дошкольникам интерес и любовь к истории родной страны при помощи почтовых открыток. А также параллельно происходит приобщение детей к изобразительному искусству и знакомство с художниками которые посвятили себя почтовой миниатюре.

Почтовая открытка, как эффективное и доступное средство

патриотического воспитания дошкольников.

 

Любовь к Родине – не отвлечённое понятие,

но реальная душевная сила,

требующая организации,

развития и культуры.

А.Н Толстой

 

 

Россия - это страна с богатейшей историей, с разнообразным и ярчайшим культурным наследием.

Так исторически сложилось, что с приходом к власти большевиков, после Великой Октябрьской революции, мы растеряли немалую часть своей культуры и традиций. В Советский период патриотическому воспитанию уделялось огромное значение, закладывался надёжный нравственно - патриотический фундамент общества. Кроме того, патриотизм – одна из главных черт характера российского народа и в значительной степени благодаря этому Советский народ победил фашизм.

Спустя много лет, когда рухнул Советский Союз, ситуация в стране стала совсем плачевная. Люди были поглощены проблемой выживания и патриотические чувства сошли на нет. В результате мы имеем целое поколение, выросшее на совершенно других ценностях, не имеющих ничего общего с патриотизмом.

Сегодня эти молодые люди ведут своих детей в детские сады и школы. И если мы хотим, чтобы Россия, была процветающей, Великой страной, наша первостепенная задача взрастить поколение людей, любящих и знающих историю, культуру, уважающих традиции своей Родины.

В современной России патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. В. В. Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм!».

Главная цель российского образования также была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа дошкольного образования ставит перед педагогами определённые задачи: расширять представления детей о малой Родине, рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине, гордость за её достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем. Расширять представления детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам отечества. Задача педагогов дошкольного образования доступно и интересно донести до детей информацию, увлечь их и сделать привлекательным и приятным процесс обучения.

Меня, как личность и будущего педагога, сформировала советская система образования. И я конечно же знаю, что такое гордиться и любить свою страну, поэтому в своей работе с детьми уделяю большое значение задаче формирования патриотических чувств у дошкольников. Всегда нравилось использовать в своей работе что-то не избитое, новое. А как известно, все новое – это хорошо забытое старое.

В своей работе очень люблю использовать метод проекта, от того что дети благодаря проектной деятельности очень легко включаются в процесс обучения. Поэтому хотелось разработать какой-нибудь проект, рассчитанный на долгий срок и раскрывающий идею патриотического воспитания.

Идея пришла неожиданно и сразу меня захватила. Разбирая документы, я наткнулась на пачку старых открыток. Кто в детстве не собирал почтовые открытки? Навсегда запомнилось то чувство восторга, когда мы с мамой выбираем из огромного количества открыток на почте те, которые нам приглянулись больше всего, а потом дома распределяем их для поздравления родственников с праздником. Ещё мама всегда покупала мне открытки, которые мне понравились для моей коллекции. Перебирая старые открытки, нахлынули воспоминания, и я подумала, что ведь, наверное, у многих есть дома такие коллекции. Кто-то их бережёт, а кому-то они не нужны. А ведь при помощи вот этих незатейливых картинок можно изучать историю России. Это просто бесценный инструмент для изучения исторического прошлого нашей страны. А так как открытки — это очень увлекательный материал, то я решила, что с их помощью можно привить интерес детей к истории России как к науке. Мною был разработан проект, который рассчитан на два учебных года, т.е. для детей старшей и подготовительной группы. В процессе проекта мы с детьми и их родителями создавали в группе музей, посвящённый открытке и конечно же пополняли его экспонатами.

На этапе подготовки проекта мною был изучен большой объём информации. Я сама с удовольствием узнала очень много нового, и все больше убеждалась в эффективности и доступности для понимания детей той информации, которую я собиралась преподнести им, плюс здесь решалось множество воспитательных и образовательных задач, также меня поражало разнообразие вариантов подачи материала, а это означает, что детям будет интересно.

Так как родители (законные представители) детей являются полноправными участниками образовательного процесса, мне нужно было узнать их мнение о необходимости такой работы с детьми, иметь представление о готовности родителей сотрудничать с нами на протяжении проекта я провела для них анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Анализируя ответы родителей, мною было выявлено, что большинство родителей считает патриотическое воспитание важнейшим компонентом в формировании личности ребёнка. А также выяснилось, что многие родители готовы помогать и совместно работать на протяжении всего проекта.

В рамках проекта мною была проведена серия занятий по познавательному развитию, где дети познакомились с историей появления открытки. Совместно с ребятами мы придумали название для нашего музея, так он обрёл имя: «Открытое письмо».

В течении старшей группы мы вместе с детьми и их родителями поэтапно создавали наш музей и параллельно узнавали историю возникновения открытки и её путешествие во времени. Кроме того, знакомились с художниками, работавшими в жанре почтовой миниатюры, и делали выставки открыток, посвящённых различным Российским праздникам, составляли альбомы с открытками объединенных одним художником. К концу учебного года музей «Открытое письмо» был готов и включал в себя немало прекрасных экспонатов, которые в музей принесли сами дети. Некоторые родители принесли настоящие старые открытки, а кто не смог, распечатали понравившиеся открытки, которые, нашли на просторах интернета. Первая половина проекта завершилась торжественным открытием музея и презентацией его законным представителям детей.

Вторая часть проекта вступила в силу с начала учебного года в подготовительной группе. Дети повзрослели и теперь мы с ними путешествовали во времени при помощи наших открыток.

Мы с ребятами все время дополняли наш музей новыми экспонатами и интересными идеями. Так, например, в музее появилась возможность самому смастерить открытку для своих родных и близких. Мною были приобретены для музея настоящие чернила и ручка-перо, для того, чтобы можно было подписать открытку необычным для нашего времени способом. Ведь мы с детьми изучая историю открытки, встречались с различными способами написания. Также снабдили музей различными современными инструментами для создания необычных и индивидуальных открыток. Кто-то из ребят принёс в музей модель почтовой машины, и мы с детьми заинтересовались историей почты России. Дети приносили фигурки почтальонов разных периодов истории страны, к каждой фигурке прилагалась брошюра, в которой можно было узнать информацию о почте того времени и как выглядел почтальон. Заинтересовавшись темой почты, мы с ребятами начали заниматься посткроссингом, только открытки мы отправляли не через интернет, а старым добрым способом, по почте. Так получилось, что мы стали переписываться с детским садом из маленького итальянского городка Vada. Письма шли не очень быстро, но зато какие эмоции, когда мы получали весточку из тёплых стран. Итальянские ребята через открытки знакомили нас со своим городком и окрестностями, а мы в свою очередь отправляли им виды Кингисеппа и Санкт-Петербурга. А ещё мы поздравляли друг друга с Новым годом и Рождеством, и даже выучили с ребятами несколько итальянских слов, ведь нам пришлось придумывать текст поздравительных открыток и писем. Образовательные задачи, которые решаются с помощью посткроссинга перечислять можно долго, практически нет области, которая бы не затрагивалась в этом проекте. Но самое главное это необыкновенно заинтересовало детей, попутно мы с ребятами и их родителями узнавали много нового об Италии, а все открытки, которые получали, конечно же становились экспонатами нашего музея.

Ребятам очень нравилось работать в музее, потому что он у нас получился очень насыщенным и интересным. К тому же мы с детьми не раз бывали на различных выставках и экскурсиях в местном краеведческом музее, организовывали экскурсию в исторический центр города, где они с удовольствием слушали экскурсовода и у моих воспитанников возникло желание показать наш музей детям других групп, и самим взять на себя роль экскурсовода. Дети испытывали гордость за созданный своими силами музей, за то сколько всего они узнали и им очень хотелось поделиться своими знаниями с другими детьми.

Вместе с детьми на детском совете мы решили разработать несколько тематических экскурсий, и ребята разделились по интересам: кто-то захотел рассказывать о Советской Новогодней открытке и о художниках Зарубине и Четвериковом, кто-то выбрал подборку открыток Елизаветы Бём, одной из первых художниц Российской империи, работавших с почтовой миниатюрой, а кто-то захотел рассказать о военной тематике в мире открытки. Дети дома вместе с родителями нашли нужную информацию, потом я её обработала, и каждый ребенок готовил свою часть экскурсии. Вместе с детьми мы сделали приглашения и билеты для нашего музея, ведь всё должно быть по-настоящему.

Мы с ребятами старались приурочить каждую экскурсию к какому-то празднику, а ещё обязательно учитывали возрастные особенности детей, которые к нам приходили. Так, например, к Новогоднему празднику для детей старшей группы были организованы экскурсии, которые познакомили их с художниками Зарубиным и Четвериковым, а дети подготовительной группы узнали, как по новогодним открыткам советского периода можно проследить исторические события тех времён. Ребята других групп детского сада заворожено слушали рассказ своих ровесников, а мои воспитанники были терпеливы и горды своей работой. Каждая экскурсия по традиции заканчивалась мастер-классом по изготовлению открытки своими руками, от нас все уходили довольные и одухотворённые.

К Дню защитника отечества в нашем музее была организована экскурсия, рассказывающая об истории военной открытки. Мы пригласили детей подготовительной к школе группы и рассказали им об истории возникновения открытки, о том, как полезна открытка была во время Великой Отечественной войны, какой путь она проделала от Дня Победы и до наших дней. Конечно же наша экскурсия очень понравилась и заинтересовала ребят, и мои экскурсоводы ещё долго отвечали на вопросы экскурсантов.

Осуществляя данный проект, я ещё раз поняла насколько эффективен метод проектной деятельности, как нравится он детям. Я смогла решить поставленную мною цель. Дети приобщились к истории малой Родины, у них заметно вырос интерес к истории России, своего народа. Они значительно улучшили свой кругозор и речевые навыки. Ребята стали более трепетно относиться к членам своей семьи, а это дорогого стоит! Также во время проекта ребята очень сплотились между собой. Родители были непрерывно включены в образовательный процесс и смогли глубже прочувствовать его на себе, они постоянно искали какую-то информацию, экспонаты для музея и были заинтересованы не меньше детей. К тому же родители взглянули на детей с другой стороны и открыли для себя их потенциал.

Я уверена, что зерно патриотизма упало в благоприятную почву. Мне очень интересно всё что связано с историей Родного края и историей России, мне нравится развиваться вместе с моими воспитанниками и их родителями, узнавать что-то новое и заражать всех вокруг своим энтузиазмом. Я рада, что выбрала профессию педагога, потому что мне доставляет огромную радость, когда я вижу, что посеянные мною зёрна дали ростки!

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×