«Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно - модельной деятельности» | Абрамова Светлана Владимировна. Работа №217414
Автор: Абрамова Светлана Владимировна
Развитие современного общества невозможно без инициативных, мобильных и творческих личностей. Поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе, в игре, которая является ведущим видом деятельности в период дошкольного возраста, является важнейшей задачей дошкольного образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 9
городского округа Чапаевск Самарской области
Структурное подразделение – детский сад № 23 «Улыбка»
Сообщение «Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно - модельной деятельности»
Воспитатель: Абрамова Светлана Владимировна.
г. о. Чапаевск
2019 г
Развитие современного общества невозможно без инициативных, мобильных и творческих личностей. Поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе, в игре, которая является ведущим видом деятельности в период дошкольного возраста, является важнейшей задачей дошкольного образования. В современный век компьютеризации у детей растёт информированность, но понижается интерес к практической деятельности. Они с удовольствием строят в виртуальном мире различные постройки, но это не может заменить ребёнку тактильных ощущений, когда ребёнок создает свои постройки из разнообразных материалов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основными задачами педагога являются: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования. Поэтому деятельность педагога дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Одним из видов деятельности, позволяющим обеспечить реализацию ФГОС дошкольного образования, является конструктивно – модельная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность.
Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Одним из видов деятельности, обеспечивающей активность ребенка, когда педагог организует совместную деятельность для передачи знаний, а не выдает их в готовом виде, является конструктивно-модельная деятельность, в которой проявляется инициативность и творческая активность ребенка.
Конструктивно-модельной деятельностью считается создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Наблюдая за деятельностью детей группы, выяснилось, что у них повышенный интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Поэтому решила организовать уголок по лего-конструированию. Целью уголка является: создание условий для игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, для экспериментирования с доступными детям материалами; формирование основ инженерно-конструкторского мышления детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к моделированию и конструированию.
Дети с большим удовольствием создают новые модели, целые композиции.
В своей работе необходимо использовать новые подходы при организации конструктивно – модельной деятельности
Принцип трансформации;
Изменение позиции педагога.
Положительный психологический микроклимат.
Уважение индивидуального вкуса и привычек детей.
Поощрение желаний создавать по собственному замыслу.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры с применением продуктов конструирования;
Привлекать к планированию жизни группы на день и более отдалённый период. Обсуждать выбор.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой деятельности или познавательной деятельности детей по интересам.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
Для развития детской инициативности, используются следующие методы и приёмы конструктивно-модельной деятельности:
Создание образовательных ситуаций;
Самостоятельное экспериментирование со строительным материалом, исследование его физических и конструктивных свойств;
Применение метода экспериментирования в конструктивно- модельной деятельности
Знакомить детей с разными способами изменения одной и той же постройки (для получения вариантов);
Сравнивать новую конструкцию с
предыдущей
, что и почему изменилось?
Обследовать, выверять тактильно, визуально, оперировать этим.
Побуждать у детей устойчивый интерес к занятиям и играм, используя для этого мелкие игрушки.
Расширять опыт обследования.
Обращать внимание на связь конструирования с реальным сооружением предметов.
Содействовать пониманию слов, связанных с конструктивн
о-
модельной деятельностью и употреблять их в свободной игре.
Постоянно активизировать имеющейся опыт, только тогда можно создавать, проблемн
о-
игровую ситуацию.
Стараться, чтобы все идеи детей были услышаны, чтобы накопленный опыт был достоянием всех детей.
В дидактических упражнениях и в специально созданных ситуациях.
В работе с детьми по конструктивно-модельной деятельности я соблюдаю определённые этапы становления навыка самостоятельности:
1. Помощь взрослому
2. Совместная деятельность
3. Деятельность с помощью
4. Полная самостоятельность
Конструирование — вид продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. Важной особенностью детской конструктивно-модельной деятельности является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
В своей группе использую конструирование из различного строительного материала. С этой целью создана соответствующая развивающая среда. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, мягкий. В строительном уголке расположены разнообразные мелкие игрушки для дальнейшего обыгрывания построек. Также в группе есть альбомы с рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений различных видов транспорта. Замечательно, когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами.
В результате дети с удовольствием создают новые модели, целые композиции. Конструктивно-модельная деятельность является продуктивной деятельностью, которая направленна на получение продукта деятельности, конкретного результата.
Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию мышления, мелкой моторики, интеллекта, воображения и творческих задатков, способствует формированию умений концентрироваться, сотрудничать с партнёром, воспитывает уверенность в своих способностях.
Конструктор лего – это занимательный материал, при использовании которого решаются задачи всестороннего развития, воспитания и образования.
Лего используется для решения многих задач:
развития речи;
математических представлений;
конструкторских навыков;
коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе);
ознакомления с окружающим;
экологического воспитания;
элементарных историко-географических представлений;
овладения компьютерными технологиями.
Структура деятельности:
Цель: (что будем строить?);
Мотив деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?);
Выбирать материал для конструирования (из чего будем строить?);
Создавать постройку предложенным способом (
по показу
,
модели, схеме, фотографии, описанию) или самостоятельно, завершать работу;
Обыгрывать постройку и в игре анализировать её качества (соответствие замыслу, функциональность, устойчивость, привлекательность).
Размещение и обыгрывание готовых конструкций
Найти место для размещения в пространстве готовых конструкций, например «мобили» для оформления группы по теме недели. Это может быть композиция, инсталляция её место в интерьере или экстерьере, т.е. на участке.
Наличие выставочной зоны для демонстрации своих построек, что позволит повысить самооценку и интересы к дальнейшему конструированию.
Необходимо наличие наглядного материала – рисунки, фотографии прошлого и настоящего, чертежи, схемы весь этот материал способствует самостоятельному возведению построек детьми.
Продуктом детской конструктивно-модельной деятельности являются не только поделки, но и целые композиции, рассказы составленные детьми по теме в создании которых дети принимают непосредственное участие.
В результате, можно сделать вывод, что организация образовательной деятельности через конструктивно-модельную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования дает возможность педагогу дошкольного образования осуществлять познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое и др.). Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка, помогая детям в полной мере проявлять самостоятельность и инициативу в строительных играх.
Список литературы:
Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду, 2006 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013г.