Поддержка инициативы и самостоятельности детей в режимных моментах | Костюченко Татьяна Николаевна. Работа №206541
Автор: Костюченко Татьяна Николаевна
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в режимных моментах
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Ведь современные дети, отягощенные электронными играми и всевозможными гаджетами, совсем разучились самостоятельно выбирать роль в игре и исполнять ее. Дошкольники настолько вживаются в электронные игры, что забывают о реальности и начинают раздвигать пальцами картинку в книжке, пытаясь увеличить ее, как на планшете. Может быть, наступит день, когда технический прогресс и новейшие технологии превзойдут человеческое общение. И мы понимаем, что без книг, детских коммуникативных игр, умения сотрудничать и дружить мир покатится, как говорится, в темноту. Действительно, Ipad в руках ребенка умиляет и даже кажется, что вот она, самостоятельность. Ведь он сам нажимает на кнопки, выбирает игру, но давайте помнить, что сам, самостоятельно — это не значит один. Компьютерные игры в одиночку порой лишают ребенка способности думать, анализировать информацию, делать выводы, они не дают возможности расширить словарный запас и, самое главное, не могут научить живому общению. Поколение «Z» — новое поколение детей, способных выполнять большое количество заданий, опираясь на цифровые технологии. Может ли оно породить лидеров, способных изменить Россию так, как Михаил Ломоносов, Петр I? Представляется, что новые технологии — это хорошо, и совсем не плохо, если ребенок будет разбираться в новых электронных устройствах. Но все должно быть в меру. Всесторонне развитая личность должна не только уметь читать и нажимать на кнопки, но и понимать, что такое совесть, уметь отличить добро от зла, знать, что такое сочувствие, дружба, любовь, и обладать харизмой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Успешность — качество лидера. Вот поэтому семья и социум играют большую роль в развитии инициативности, самостоятельности детей с самого раннего возраста.
Проблема проявления инициативы не нова. Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане».
Г.А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
По мнению А. В. Усовой, оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы.
Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:
Стремление к самореализации.
Познавательная активность.
Развитая эмоционально-волевая среда.
Самостоятельность.
Произвольность поведения.
Общительность и
коммуникативность
.
Творческий подход к деятельности.
В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется:
в разных практиках:
игровая;
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы и фольклора,
продуктивная,
музыкальная,
двигательная,
элементарная трудовая;
в разных видах образовательной деятельности:
в режимных моментах
;
в совместной деятельности
;
в самостоятельной
деятельности
.
Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка в сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня -- чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности -- предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.
Организация режимных мероприятий имеет важное значение для воспитания ребенка, так как в ходе различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования. У детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать отношения с другими детьми, координировать свою деятельность с их действиями.
Для поддержки инициативы и развития самостоятельности детей в режимных моментах необходимо:
во время у
тренн
его
приём
а
детей
с
оздавать хорошее настроение
в группе
(ласково, приветливо встречать детей). Обращать внимание на внешний вид детей; на то, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться. Воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать. Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение. Создавать условия для разнообразной
и интересной деятельности детей;
во время д
ежурств
а
по столовой, по занятиям, по уголку природы
п
овторить алгоритм подготовки к дежурству: назначить дежурного в соответствии с графиком дежурства, вымыть руки, надеть фартуки, повторить сервировку стола к завтраку, обеду, ужину в соответствии с алгоритмом. Разместить алгоритмы дежурства в уголок дежурства
;
во время п
одготовк
и к утренней гимнастике п
оддерживать инициативу детей в самостоятельном «проведении» утренней гимнастики, в том числе других видов гимнастик
;
при п
одготовк
е
к приёму пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)
о
рганиз
овать
умывания подгруппами (девочки/мальчики)
, парами
.
Провести б
есед
у
о правилах поведения
, совместно с детьми вспомнить
алгоритм мытья рук, о необходимости поддерживания чистоты и порядка в умывальной комнате. Обращ
ать
внимания на то, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.
В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие св
ойства (вода теплая, холодная);
в
процессе приёма пищи следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу. Продолжать осваивать правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилко
й, салфеткой;
при подготовке
на утреннюю гимнастику, музыкальные занятия, прогулку
д
ать установку на предстоящую деятельность. Формировать общую культуру поведения, безопасность жизнедеятельности, развивать личностные качества и предпосылки к предстоящей де
ятельности;
при подготовке к прогулке д
ать детям установку на предстоящую деятельность. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Перед тем как дети пойдут одеваться, обсудить погодную обстановку на улице, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в приёмной комнате.
О
бъяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания
, д
обиваться, чтобы дети одевались в определенной пос
ледовательности, самостоятельно
. Воспитывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью
уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, названия отдельных деталей одежды; закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад
впере
д, левый-правый сапог, ботинок);
п
еред входом в детский сад отряхивать одежду, обувь и приучатся заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке педагогу контролировать процесс переодевания и прививать детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности, самоконтроля при соблю
дении порядка в своём шкафчике;
во время п
одготовк
и
ко сну
с
ледить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, послушания. Создавать спокойную обстановку в спальне. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обращать внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя приемы одобрения, похвалы, замечания. Дежурным предложить проверить порядок н
а стульчиках с одеждой, обувью.
при п
остепенно
м
пр
обуждени
и
,
во время проведения
закаливающи
х
процедур,
босохождени
я
, самомассаж
а
, умывани
я прохладной водой з
акреплять навыки самостоятельного одевания при необходимой помощи педагога. Воспитывать аккуратность, опрятность, самостоятельность.
Провожая
детей
домой в
оспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать, помнить о правилах хорошего тона - прощаться при уходе. Беседовать с родителями об успехах ребёнка, его трудностях, осуществлять индивидуальный подход к семьям воспитанников
Следовательно, в результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».