Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Подготовительные упражнения к различным видам техники» | Астанина Елена Николаевна. Работа №252742

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Астанина Елена Николаевна
Ведущая роль в воспитании и обучения ученика принадлежит педагогу. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Занятия проходят два раз в неделю продолжительностью 40 минут

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Красненская детская школа искусств».

 

 

 

 

 

Открытый урок по трубе

Тема урока: «Подготовительные упражнения к различным видам техники»

2 класс

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Шабашева Г.П.

 

 

 

 

 

 

2019

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Подготовительные упражнения к различным видам техники»

с учащимся 2 класса Татариковым Константином

труба

участники ансамбля:

Юдин Руслан, Кузнецова Дарья.


Преподаватель: Шабашева Г. П.,

концертмейстер : Астанина Е. Н.

Дата проведения: 16.04. 19.г.

Деятельность по освоению игры на духовых инструментах – это непростая задача, требующая от учителя системной, творческой и кропотливой работы. Необходимо добиваться успехов в совместном творческом процессе со своими учениками, максимально использовать все возможности, которые дает для повышения интереса к учению этот красивый вид учебной деятельности.

Обучение игре на трубе включает в себя комплексное, с постепенным усложнением, воздействие музыки на ребёнка, развитие его музыкальности, умения воспринимать музыку через игру на духовых инструментах.

В свою очередь, игра на духовых инструментах, в том числе и на трубе, способствует развитию мелкой моторики рук, что самым непосредственным образом влияет на  интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Стимулирует ребёнка слушать и слышать, развивает реакцию на сигнал, развивает внимание, контактность, креативность, что является источником положительных эмоций.

Актуальность  работы над различными упражнениями с различными видами деятельности состоит в том, что он не только даёт учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт исполнительской деятельности, но и пробуждает интерес к народному творчеству, к классическому наследию, к джазовым композициям, а также к знакомству с творчеством современных композиторов и исполнителей.

Основная  цель, которую я ставлю перед собой – развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение приёмами музицирования различными видами техники на духовых инструментах. Возрождение интереса к исполнительской культуре и традициям домашнего музицирования у детей и подростков.

 

Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:

Образовательные:

научить правильному дыханию;

сформировать начальные навыки сольного и ансамблевого музицирования;

сформировать систему знаний, умений и навыков по основам элементарного музицирования при помощи упражнений с различными видами техники;

обучить навыкам исполнительского мастерства.

Развивающие:

способствовать развитию инструментального слуха, постановки артикуляционного аппарата;

способствовать развитию координации, внимательности, реакции на сигнал, контактности;

содействовать развитию техники игры на инструменте и исполнительских способностей;

расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром и новыми творческими коллективами.

 

Воспитательные:

воспитать чувство личной ответственности;

воспитать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость и т.п.);

содействовать социальной адаптации ребёнка;

воспитывать художественный вкус и уважение к музыке, литературе;

способствовать воспитанию чувства патриотизма, толерантности;

воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Ожидаемые результаты.

К концу второго года обучения ребята  будут:

владеть инструментом в пределах двух октав;

правильное звукоизвлечение;

владеть основными принципами дыхания, постановкой пальцев, рук и всего корпуса;

владеть основами музыкальной грамоты: размер, сильная доля, такт, затакт, длительности, синкопа, и т.д.

уметь составлять и исполнять ритмические партитуры;

владеть навыками ансамблевой игры в унисон;

иметь опыт публичного выступления на классных и школьных мероприятиях.

Оборудование урока: 2 кларнета, труба, фортепиано.

 

 

 

ХОД УРОКА

Музыкальное развитие ученика – воспитание его музыкального мышления и художественного вкуса, расширение его музыкального кругозора, развитие исполнительских навыков – является задачей, разрешение которой – основная цель всех этапов обучения, в том числе и начального» пишет Б.Я.Грач в своей работе «Основные методические положения начального периода обучения игры на фортепиано». Правильное начальное обучение игре на трубе создаст благоприятные возможности для разностороннего и успешного развития ученика, формирования его музыкально-слуховых представлений и развития его музыкально-исполнительских способностей.

Ведущая роль в воспитании и обучения ученика принадлежит педагогу. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Занятия проходят два раз в неделю продолжительностью 40 минут. На уроке преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность ученика. Вся работа по освоению инструмента проводится на уроке с закреплением пройденного дома. На каждом уроке постоянно работать над дыханием и очень важно объяснить ученику природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

а) «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

б) «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны, выдох через рот с наклоном вперед;

в) «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к животу, вдох – живот надуваем, выдох – живот втягиваем;

г) Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды. Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек, выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока весь воздух не выйдет из легких.

Научить ученика правильной постановке с трубой, постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на трубе.

Постановка с трубой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат трубу, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на трубе: левая рука держит инструмент, правая –3 пальца на помповых клавишах.

Извлечение звука на трубе трихом «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка в мундштук инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на трубе.

Примерный список пьес на закрепление звуков «Кошечка», «Про Петю».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития ученика. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности, с различными видами техники. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно. Наш репертуар на данный момент разнообразен. Произведения звучат с аккомпанементом не только фортепиано, но и 2 кларнета.

«Менуэт для труб» М. Данкамб

инструментальная партия трубы близка по музыкальной интонации к вокальной партии, добиваемся чистого извлеченияи и атаки звука, певучего, кантиленного исполнения.

Упражнения для развития беглости игрового аппарата:

Этюд.Чумов. Учитель обращает внимание:

- на чистоту интонирования,

- на постановку рук и губного аппарата,

- на свободу кисти руки,

- работает над техникой исполнения.

В. Боганов «Хотим побывать на луне»

- работа над легато в исполнении пассажей из восьмых и шестнадцатых длительностей,

- техническим исполнением,

- ритмическим ощущением пауз.

В репертуаре учащегося имеются произведения для исполнения в тематических концертах:

 

Бах «Пьеса»

- работа над темпом,

- ритмическими рисунками.

Упражнения с различными видами техники исполнения

- работа над восьмыми, шестнадцатыми нотами, высотой звука,

- работа над звукоизвлечением.

А. Гретри. «В лесу осел с кукушкой». Г. Дмитриев. «Канон».

Инструментальное трио. Работа в ансамбле.

 

Подведение итогов: Приобщение детей к игре на этом инструменте никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение, начиная с младшего школьного возраста, многие ребята начинают свою исполнительскую деятельность в возрасте 10-11 лет. И вот здесь очень важно подобрать такой репертуар, чтобы у учащихся не пропал интерес к исполнительской деятельности на первоначальном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×