Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ | Путункеева Туяна Пурбуевна, ГБОУ "ССШИСОО". Работа №294139

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Путункеева Туяна Пурбуевна, ГБОУ "ССШИСОО"
В работе школьных музеев наиболее активно развиваются два направления –поисково-исследовательское и экскурсионное. Работа экскурсоводов требует большой теоретической подготовки и практических навыков. Для успешной и качественной подготовки и проведения экскурсии школьному экскурсоводу необходимо знать, какие типы экскурсий существуют, особенности ведения экскурсий разных видов, а также специфику работы с различными аудиториями

Выделяют несколько основных типов экскурсии.

1. Обзорная экскурсия носит ознакомительный характер. В музее – это общее знакомство с основными разделами коллекции, с выдающимися экспонатами («шедеврами») музейной коллекции, при пешеходной экскурсии – с основными историко-архитектурными, культурными памятниками города. Обзорная экскурсия всегда носит просветительский характер. Она определяется особым эмоциональным тоном подачи материала. Во время проведения таких экскурсий следует задержаться на наиболее показательных экспонатах, памятниках истории и культуры. При этом давать общую характеристику времени, эпохи, стилей надо предельно чётко и кратко. Обязателен рассказ об истории возникновения экспоната, его значимости для музея и для города.

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ

 

В работе школьных музеев наиболее активно развиваются два направления –поисково-исследовательское и экскурсионное. Работа экскурсоводов требует большой теоретической подготовки и практических навыков. Для успешной и качественной подготовки и проведения экскурсии школьному экскурсоводу необходимо знать, какие типы экскурсий существуют, особенности ведения экскурсий разных видов, а также специфику работы с различными аудиториями

Выделяют несколько основных типов экскурсии.

1. Обзорная экскурсия носит ознакомительный характер. В музее – это общее знакомство с основными разделами коллекции, с выдающимися экспонатами («шедеврами») музейной коллекции, при пешеходной экскурсии – с основными историко-архитектурными, культурными памятниками города. Обзорная экскурсия всегда носит просветительский характер. Она определяется особым эмоциональным тоном подачи материала. Во время проведения таких экскурсий следует задержаться на наиболее показательных экспонатах, памятниках истории и культуры. При этом давать общую характеристику времени, эпохи, стилей надо предельно чётко и кратко. Обязателен рассказ об истории возникновения экспоната, его значимости для музея и для города.

Обзорная экскурсия предполагает знакомство за короткий временной промежуток (час – час с половиной):

в музее:

-с основными разделами экспозиции;

-с отдельными выдающимися экспонатами;

-с особенностями коллекции музея;

во время пешеходных экскурсий:

- с историческими местами города;

- памятниками истории и архитектуры;

Важная роль в структуре обзорной экскурсии - «видеоряд». Он определяется смысловыми акцентами в маршруте, целью экскурсии, количеством времени проведения и особенностями экскурсионной группы. В задачу обзорной экскурсии не входит подробное ознакомление с историей. Выделяются только основные факты, этапы, тенденции развития. Используется метод комплексного анализа чаще, чем все остальные. При обилии материала экскурсия не должна быть утомительной. Для детской аудитории активно используется диалоговая форма.

2. Элемент образовательной экскурсии есть в любом другом типе. Это тематическая или монографическая экскурсия. Она чаще всего проводится для школьной аудитории (кроме младшего возраста). Ее изложение зависит от возраста слушателя и уровня образования и ориентируется на запросы аудитории.

Образовательная экскурсия предполагает определенную подготовленность группы и ориентирована на изучение, расширение углубление знаний по истории предмета. Она требует не просто общих знаний истории экспонатов, а широкого углубленного знания эпохи, стилевых особенностей и направлений искусства того или иного исторического отрезка. Поэтому такой тип экскурсии требует тщательной подготовки. Экскурсоводу необходимо ознакомиться с широким спектром литературы историко-культурного характера, искусствоведческого, исторического.

3. Тематическая экскурсия связана с учебной программой курса средней школы или училища: литературой, историей, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. Цель такой экскурсии - расширение познаний. Акцент - более глубокая подробная информация, касающаяся той или иной темы. Познавательные задачи весьма разнообразны и определяются запросами экскурсионной аудитории.

Тематические экскурсии проводятся с небольшими группами (от 12 до 15 человек). Они должны предварительно пройти или ознакомительную (обзорную) экскурсию, или предварительную лекцию общей направленности, или это может быть специально подготовленная группа. На экскурсии подобного рода может быть использован дополнительный материал, имеющий отношение к теме. Приводятся цитаты известных исследователей, критиков, историков (выписываются на специальные карточки) или цитаты художественных произведений, стихотворений (они всегда читаются наизусть). Здесь важно чувс тво меры. Экскурсия не должна подменять собой лекцию.

Проблемные экскурсии проводятся чаще всего по современному периоду. Здесь особо важно определить цель и задачу, глубокое понимание проблемы. Нужны четкая логика изложения, отсутствие навязывания своего мнения и вкуса. Нельзя входить просто в рассуждение «по поводу». Оценка четко формируется и доказывается, а не основывается на положении «это мне нравится», «это мне не нравится». Подобная экскурсия не подменяет устно изложенное критическое эссе или лекцию.

4. Для проведения развивающей экскурсии требуется обязательное искусствоведческое образования экскурсовода. Такой тип экскурсий мало распространен в школьной практике. Эта экскурсия формирует наблюдательность, творческое мышление и способность углубленно анализировать. Реализация такого типа экскурсий требует как тщательной подготовки экскурсовода, так и подготовленной аудитории, прошедшей цикл образовательных (тематических) экскурсий.

Развивающая экскурсия считается особо сложной. Данный тип требует способности анализировать и обобщать, сравнивать, развивает наблюдательность и творческое воображение. Эта экскурсия может включать для детей развивающие и дидактические игры, которые составляются, как правило, вместе с психологом. Такие экскурсии определенным образом создают проблемные ситуации для работы воображения, сравнений, анализа, сопоставлений и своеобразного мини-исследования. Они предполагают творческую импровизацию. В них может быть разыграно совместное «сказочное действие» или пластическая игра - «живая скульптура». Кроссворды, загадки викторины, включенные в такую экскурсию, также пополняют знания аудитории.

При подготовке и выборе типа экскурсий следует учитывать временные рамки и особенности проведения экскурсий.

Продолжительность экскурсий может быть различной (от 1 часа до 1часа 30 минут и 2 часов), но для школьников целесообразны экскурсионные циклы. Они предусматривают систематическую работу с одной определенной аудиторией (классом, группой).

Метод изложения экскурсионного материала зависит от аудитории (школьники, студенты гуманитарных вузов, художественных, технических). Очень важно при подготовке экскурсии учитывать возраст экскурсантов и, соответственно, их возрастные и психологические особенности. По возрастному признаку их можно условно разделить на следующие группы:

1. Дошкольники - самые маленькие экскурсанты (3-6 лет). У детей очень высокая зрительная активность. Они многое замечают и задают вопросы. Психологически они могут воспринимать любое произведение искусства или исторический экспонат. Для них экскурсия - игра. Важно, чтобы они рисовали и лепили на заданные темы после экскурсий. Их творчество - очень эффективный путь освоения окружающего мира.

2. Младший школьный возраст (7-10 лет). Дети этого возраста отличаются живостью и непосредственностью восприятия. Они могут усвоить, запомнить словесное описание экспоната, объекта и сделать его сами. Они имеют определенные знания, полученные в школе, и поэтому могут отвечать на конкретно поставленные вопросы. Кроме живого эмоционального восприятия, фантазии, у них есть в восприятии и словесно-логические черты. У детей этого возраста хорошо развито воображение, но для них очень важна занимательность, увлекательность содержания. Их внимание не может оставаться надолго сосредоточенным. Сюжет увлекает их, но они, кроме оценок, переживают внутреннюю атмосферу события. Они запоминают некоторые термины, могут сравнивать, сопоставлять. Форма экскурсии рекомендуется только диалоговая, открыто эмоциональная, активизирующая действия детей, их высказывания и предполагаемые вопросы. Большое значение здесь имеет развитие наблюдательности детей, а также элементарной формы анализа, обобщения зрительных впечатлений. Эти экскурсии также могут завершаться творческими заданиями.

3. Средний школьный возраст (10-12 лет) - достаточно сложный. Память, внимание изменяются, происходит перестройка психики. К этому возрасту развиваются способности активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать и обобщать. Для этого возраста уместны тематические экскурсии, так как дети этой возрастной категории готовы к систематизации полученной информации. Поэтому предусматриваются темы экскурсий, связанные с гуманитарными школьными предметами - историей, литературой, мировой художественной культурой. В экскурсионной работе с детьми среднего школьного возраста применима диалоговая форма. Можно усилить акцент словесных оценок объекта экскурсии в творческих заданиях. Общение может быть монологовым со стороны экскурсовода, но вопросы задавать ему необходимо, так как мысленно группа может ему отвечать, не произнося этих ответов в слух, боясь попасть впросак. Здесь необходимы интеллектуальный мыслительный процесс, а не пассивное слушание-созерцание. Подросток ищет «своего героя», образец для подражания. Поэтому в экскурсионно-тематических циклах важен рассказ о личностях выдающихся людей исторического периода.

4. Старший школьный возраст. Старшие школьники осознанно и заинтересованно воспринимают экскурсионный материал. Пытаясь понять сложность мира и социума, юношество ищет ответы бытия в истории, искусстве, через это осмысляя реальный мир. Поэтому современная музейная педагогика выделяет в этом смысле воспитательно-образовательную функцию своей деятельности. Для старших школьников и студентов важны образовательные тематические экскурсии, обзоры современных выставок, монографические экскурсии. Аудитория старших школьников и студентов может быть настроена весьма иронично, негативно к «серьезному» искусству, имея багаж массовой культуры. Нужно обязательно учитывать уровень интеллекта группы, ее мировоззрение, создать атмосферу совместной творческой работы. А способность анализировать предметы и произведения искусства помогает анализу жизненных психологических ситуаций и личностных контактов оценок.

5. Самая сложная аудитория - «смешанная» группа (разный возраст, образование, разные запросы).

Экскурсовод - организатор диалога зрителя и музейного памятника. Поэтому в основе методики экскурсии лежит общение с экспонатом, историко-архитектурным объектом. Но нужно не просто дать грамотную информацию, а вызвать побудительный мотив у зрителя - увидеть и понять суть музейного экспоната, исторического памятника.

 

Экскурсовод должен помнить следующие правила проведения экскурсии:

1) Соблюдать ее основные принципы:

- научность,

- правдивость,

- связь теории с жизнью,

- убедительность,

- доходчивость.

2) Экскурсию необходимо вести дифференцированно:

- учитывать возрастной состав группы,

- уровень образования,

- местожительство экскурсантов.

3) Во время экскурсии нужно стоять лицом к группе, не загораживая экспоната, поворачиваясь вполоборота к стендам или музейному предмету.

4) Обязательно чётко раскрывать тему экскурсии, связывать излагаемый материал с её названием.

5) Соблюдать маршрут.

6) В ходе экскурсии следить за равномерным распределением времени по подтемам, последовательно, с логическим переходом вести рассказ от объекта к объекту, подводить итог после подтем.

7) Обязательно использовать «портфель» экскурсовода (наглядные пособия).

8) Использовать справочный материал (о музеях, выставках, расположении центральных улиц и т.д.)

9) Для более полного, яркого раскрытия темы и поддержки интереса слушателей рекомендуется использовать исторические, архивные сведения, выдержки из документов, печатных периодических изданий различных лет, цитаты из литературных и других произведений.

 

Экскурсионный материал обычно складывается из трех частей: вступление, основная часть, заключение.

Вступление это краткая основная справка о музее, коллекции, теме экскурсии.

Основная часть раскрывает содержание и особенности экскурсии или музейной коллекции. В музее - это знакомство с основными разделами экспозиций, отдельными выдающимися экспонатами, при пешеходной экскурсии – с историко-архитектурными памятниками. Здесь очень важную роль играют цель и задачи экскурсии, выбор маршрута. Рассказ должен быть эмоционален. Не должно быть перечисления и механического перехода от объекта к объекту, они - не иллюстрация к изложению. Необходимо применение всех методов анализа.

Заключение - подведение краткого итога экскурсии, выявление важных основных моментов, значимости музея, его экспонатов в культурном наследии города, края, государства.

При разработке маршрута экскурсовод пишет полный текст экскурсии. Текст экскурсии должен соответствовать тематике предложенных маршрутов, по возможности с соблюдением методического плана. Если продолжительность экскурсии два с половиной часа, то минимальный объем текста (с учетом переходов между остановками группы) может достигать 120 рукописных страниц тетради со средней плотностью почерка.

Текст экскурсии не должен быть перегружен цитатами (не более одной-двух на всю экскурсию), стихами (кроме литературных тем). Обязательным условием является создание системы грамотных логических переходов - по географическому, историческому, архитектурному принципу, принципу контраста, а также могут быть и другие варианты.

Следует помнить, что профессиональный, архитектурно-художественный анализ любого здания, сооружения необходимо начинать с его названия (исторического и современного), назначения (исторического и современного), владельцев, времени постройки и архитектора.

Далее экскурсовод называет стиль, в котором построено сооружение. Стилистический анализ архитектуры начинают с пространственного решения (архитектурная среда, привязка к местности, план, объемы), анализируют архитектурные плоскости (фасады), затем переходят к характеристике декора.

Полный анализ сооружения должен включать в себя исторические сведения: время перестройки, отличие современного состояния от первоначального замысла, архитектурные аналоги, описание наиболее художественно значимых интерьеров, видов отделки. Архитектурные и градостроительные массивы, улицы, площади, отдельные здания и даже декор целесообразно анализировать по той же схеме - название, назначение, далее - от общего к деталям. Следует включить в свой рассказ сведения, связанные с данным сооружением, касающиеся его художественного убранства, владельцев, исторических событий и лиц и т.п.

Во время экскурсии обязательно следует соблюдать требования безопасности:

К экскурсии, в том числе пешеходной, допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с первого класса, прошедшие инструктаж по правилам поведения во время экскурсий.

Для пешеходных экскурсий следует надеть удобную обувь и одежду, не стесняющую движений, и соответствующую сезону и погоде.

При пешеходных экскурсиях группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.

Общая продолжительность экскурсии зависит от возраста слушателей и составляет:

для тематических экскурсий – от 30 минут до 1 часа 30 минут;

для обзорных экскурсий: пешеходных – от 1 часа до 1 часа 30 минут, автобусных – до 3-х часов.

При проведении экскурсии следует:

соблюдать правила поведения и режим передвижения;

выполнять все указания руководителя;

не менять самостоятельно маршрут движения и место расположения группы;

не трогать экспонаты без разрешения экскурсовода;

во избежание заражения желудочно-кишечных заболеваний не пить воду из открытых, непроверенных водоемов, использовать для этого заранее заготовленную питьевую воду;

соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.

 

Основные качества, которыми должен обладать экскурсовод, разработанные на основе методических рекомендаций, данных Б.В. Емельяновым, по курсу «Экскурсоведение», а также рекомендаций зав. сектором школьного гимназического образования Государственного Русского музея А.Т Бойко

нормальная дикция;

«интеллектуальный» внешний вид, опрятность;

вежливость, обходительность с людьми;

лидерские качества;

корпоративность;

умение работать с группой;

развитая речь, достаточный общий и профессиональный словарный запас, знание специальной архитектурной и искусствоведческой терминологии, топонимии города;

владение элементами ораторского искусства, актерского мастерства;

широкий кругозор, эрудированность в других областях знаний;

умение создавать разумный баланс логики и эмоциональной атмосферы на экскурсии, свободно конструировать логические переходы;

владение навыками искусствоведческого анализа;

владение основной хронологией политической истории России и города;

знание названий, назначений, владельцев и времени постройки всех зданий и сооружений по своим маршрутам;

знание дат и интересных фактов жизни исторически значимых личностей в истории и развитии города;

знание окружающего маршруты исторического, архитектурного и природного ландшафта;

знание архитектурных стилей, ордеров, умение отличать архитектурные детали различных художественных стилей и направлений, в том числе традиционной русской архитектуры;

знание правил уличного движения.

Таким образом, каждый экскурсовод должен не только хорошо знать историю родного края, но и владеть основами экскурсоведения, педагогики и психологии: уметь подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему и эффективно донести свои знания до аудитории. Кроме того, применять методические приемы ведения экскурсии, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», а это возможно лишь при организации постоянной и продуманной учебе юных экскурсоводов Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

В целом, робота экскурсоводом развивает и дополняет знания школьников по гуманитарным дисциплинам, развивает мышление, самостоятельность суждений, активность отношения к окружающему миру. Помогает детям адаптироваться в сложном современном мире, стать оптимистичнее, контактнее.

 

 


Речь экскурсовода

Восприятие экскурсионной темы построено на звуковом и изобразительном ряде. Источником звукового ряда является экскурсовод, в его речи при проведении экскурсии используются следующие формы ораторского искусства.

слово и речь, короткое устное выступление на какую-либо тему;

доклад, публичное выступление на определённую тему, содержит аналитиче

ский материал, подлежащий дальнейшему обсуждению;

реферат - краткое изложение содержания вопроса, основанное на данных науки, обзоре и анализе литературных, архивных и других источников;

лекция - устное публичное выступление, в котором подробно излагается какая-либо тема;

малые формы устной речи - реплика (согласие, возражение, замечание) отклик на речь выступающего, справка по ходу выступлений, риторический вопрос, прямой ответ на вопрос.

Любая хорошо подготовленная и проведённая экскурсия представляет собой синтез форм ораторского искусства.

Контрольный текст экскурсии излагается литературным языком, а индией дуальный-языком, близким к разговорному. Культура устной речи рассматривается как сочетание трёх составных частей: языковой культуры речи, психологической культуры, коммуникативной культуры речи.

Языковая культура речи объединяет понятия: культура словаря, культура грамматических форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонации), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики.

Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомен

дация, совет, просьба).

Коммуникативная культура речи, преследующая установление контактов и связей с аудиторией, включает в себя такие понятия, как экскурсовод - источник информации, рас

сказ экскурсовода — система подлинных сообщений.

Коммуникативные качества речи предусматривают: правильность речи (соблюдение норм литературного языка, ударений и грамматики): точность речи, логичность речи, чистоту речи, в которой нет элементов, чуждых литературному языку, выразительность речи её особенности, вызывающие интерес конкурсантов, уместность речи (соответствие её теме, содержанию, целей и задачам экскурсии, а также составу экскурсионной группы).

Логическое ударение - выделение наиболее важного момента в речи. Такое ударение делается на тех словах, которые должны приковать внимание конкурсантов, заставить их задуматься, прийти к определённому выводу. Важно отработать фразовые и логические ударения в рассказе. В каждой фразе выделяется одно или несколько слов, из которых делается смысловое (фразовое) ударение. При логическом ударении в фразе выделяются слова наиболее важные по своему содержанию.

Наверное именно эта часть экскурсии является наиболее сложной для ребёнка. Однако именно работа над культурой речи при проведении экскурсии обогащает словарный запас экскурсовода, позволяет ему правильно отбирать и употреблять слова в рассказе.

Главное - постоянная практика. Для одного экскурсовода - это усвоение различных форм оживления речи, для другого борьба со словами - паразитами, для третьего выявление и искоренение тавтологии речи. Постоянная работа по развитию речи дает возможность участнику конкурса экскурсоводов выработать главное - свой индивидуальный стиль языка.

 

Внеречевые средства общения

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию двух потоков информации: прерывного речевого потока и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток информации включает в себя жест, улыбку, позу, походку, мимику, движения экскурсовода. С помощью речи передаётся смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного.

Формой внеречевого общения является жестикуляция. Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь основной частью наглядности.

В показе чаще используются простейшие указательные жесты, когда экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используется также для переключения внимания с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Широкое распространение получили объёмные или иллюстративные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Конструктивные жесты применяются для того, чтобы подчеркнуть особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и т.д.)

Реконструирующие жесты помогают конкурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, цель данных жестов - дать представление о первоначальной форме ( виде) объектов.

Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод просит экскурсантов пройти к следующему объекту. Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент. Жесты, сопровождающие экскурсию, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Участники конкурса экскурсоводов не только знакомятся с данной классификацией жестов и применяют её на практике, но и учатся дифференцировать жесты при показе одного и того же объекта, так экскурсовод использует варианты жестов в зависимости от состава группы, темы экскурсии, времени года, суток.

Проявление эмоциональной культуры экскурсовода является мимика - движение мышц лица, выражающие внутренне душевное состояние, переживаемые

человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы.

Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия не экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Манеры экскурсовода находят выражение в общении с экскурсантами, которые обращают внимание на всё. Ничто в поведении экскурсовода не остаётся незамеченным. Достаточно трудная задача для участников конкурса - создание спокойной, доброжелательной обстановки в экскурсионной группе.

Внеречевые средства общения являются неотделимой частью процесса проведения экскурсии. Умение использовать внеречевые формы воздействия приходит к юному экскурсоводу в процессе работы, после проведения экскурсий несколько раз. Причём выработка умений и навыков требует постоянного внимания со стороны научных работников музея.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×