Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовка к изложению: упражнения для развития памяти и логического мышления | Дорофеева Нелли Николаевна. Работа №352399

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методам подготовки школьников к изложению через развитие памяти и логического мышления. Описаны упражнения, которые помогут улучшить навыки восприятия, запоминания и воспроизведения текста. Приведены примеры заданий, которые можно эффективно использовать на уроках русского языка и литературы, а также практические рекомендации для индивидуальной и групповой работы. Особое внимание уделено адаптации упражнений для различных уровней подготовки учеников.

Ключевые слова: изложение, подготовка, память, логическое мышление, упражнения, русский язык, развитие навыков, обучение, школа.

Подготовка к изложению: упражнения для развития памяти и логического мышления

 

Дорофеева Нелли Николаевна,
учитель русского языка и литературы

ГКБОУ «Школа-интернат Пермского края»

 

Аннотация. Статья посвящена методам подготовки школьников к изложению через развитие памяти и логического мышления. Описаны упражнения, которые помогут улучшить навыки восприятия, запоминания и воспроизведения текста. Приведены примеры заданий, которые можно эффективно использовать на уроках русского языка и литературы, а также практические рекомендации для индивидуальной и групповой работы. Особое внимание уделено адаптации упражнений для различных уровней подготовки учеников.

Ключевые слова: изложение, подготовка, память, логическое мышление, упражнения, русский язык, развитие навыков, обучение, школа.

 

Подготовка к изложению — одна из важнейших задач учителя русского языка. Она требует системной работы над развитием памяти и логического мышления учащихся, поскольку именно эти навыки помогают эффективно воспринимать текст, анализировать его и точно воспроизводить. Часто школьники испытывают трудности на разных этапах работы над изложением: кто-то плохо запоминает ключевые моменты текста, у других возникают проблемы с последовательным изложением мысли. Поэтому важно включать в занятия специальные упражнения, направленные на устранение этих сложностей.

Работа с памятью начинается с упражнений на развитие краткосрочного и долговременного запоминания. Один из эффективных способов — использование игры «Запомни и расскажи». Учитель зачитывает короткий текст (5-6 предложений), после чего просит школьников повторить его содержание своими словами. Для усложнения задачи можно добавить условия: например, пересказать текст в обратном порядке или выделить в нём только факты. Этот метод тренирует не только память, но и умение выделять существенное.

Еще одно полезное упражнение — создание «умственных карт». После чтения текста ученики рисуют схему, отражающую его содержание: выделяют основные события, ключевых героев, причинно-следственные связи. Такой подход помогает структурировать информацию и лучше её запоминать. Например, если текст рассказывает о жизненном пути известного писателя, то ученики могут отобразить важные этапы его жизни в виде цепочки событий, используя краткие формулировки и символы.

Для развития долговременной памяти полезно использовать приёмы повторения. Например, можно предложить учащимся прочитать текст, а затем через несколько уроков вернуться к нему и попытаться пересказать. Это не только укрепляет память, но и позволяет проанализировать, насколько глубоко ученик понял материал. В таких случаях полезно задавать вопросы: «Почему ты запомнил именно этот момент?», «Что помогло тебе воспроизвести текст?»

Работа с логическим мышлением в подготовке к изложению имеет не меньшую важность. Ученикам нужно научиться видеть структуру текста, находить смысловые блоки и выстраивать их в последовательную цепочку. Для этого можно использовать упражнение «Лишнее предложение». Учитель предлагает текст, в который вставлено одно или несколько предложений, не связанных с основной темой. Задача учеников — найти и удалить их, объяснив свой выбор. Это помогает развивать способность логически анализировать текст.

Ещё один способ — задания на восстановление последовательности. Учитель разбивает текст на отдельные части (предложения, абзацы) и перемешивает их. Учащиеся должны восстановить правильный порядок, опираясь на логику изложения и контекст. Например, текст о природном явлении можно разбить на блоки: описание явления, причины его возникновения, последствия. Учащиеся, расставляя эти блоки в правильном порядке, тренируют умение логически выстраивать содержание.

Для улучшения навыков формулирования идей полезно задание «Составь тезисы». После чтения текста школьники записывают его основное содержание в виде кратких тезисов. Затем они обсуждают их в парах или группах, сравнивая свои формулировки с работами одноклассников. Этот метод не только развивает логическое мышление, но и помогает выделять главную мысль текста.

Не стоит забывать о работе над связной речью. Упражнение «Продолжи фразу» помогает развивать логические связи между частями текста. Учитель зачитывает начало предложения, например: «Основная причина возникновения ураганов заключается в том, что...», а ученики должны закончить его так, чтобы оно логически продолжало мысль текста. Постепенно это умение переносится в практику написания изложений.

Важно уделять внимание индивидуальному подходу, так как разные дети могут нуждаться в разных техниках тренировки памяти и мышления. Например, для учеников с хорошей зрительной памятью подойдут задания на создание схем и иллюстраций. Для тех, кто лучше воспринимает информацию на слух, эффективными будут аудиоматериалы и обсуждение текста в устной форме.

В групповой работе можно использовать ролевые задания. Например, после чтения текста один ученик становится «автором», пересказывая содержание, другой — «критиком», задающим уточняющие вопросы, а третий — «редактором», следящим за последовательностью и полнотой изложения. Это делает процесс подготовки к изложению более увлекательным и позволяет ученикам обмениваться идеями.

Особое внимание следует уделить адаптации упражнений для детей с разным уровнем подготовки. Если текст слишком сложен, его можно предварительно разделить на части, снабдить пояснениями или словарём новых слов. Это снимает напряжение и позволяет сосредоточиться на выполнении задания.

Таким образом, успешная подготовка к изложению невозможна без системной работы над развитием памяти и логического мышления. Регулярное выполнение описанных упражнений помогает школьникам лучше воспринимать текст, структурировать информацию и логично её воспроизводить. Эти навыки не только повышают уровень выполнения изложений, но и способствуют общей учебной успешности и уверенности детей в своих силах. Учителю важно проявлять гибкость, учитывая особенности каждого ученика, и создавать условия для их постепенного прогресса.

 

 

Список литературы

Васильева

В. В. Приемы работы над изложением на уроках русского языка / В. В. Васильева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 101-104. — URL:

https://moluch.ru/archive/73/12394/

Гладышева

М. С.

Р

абота с зачином текста при подготовке к написанию сжатого изложения по русскому языку в 9 классе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021.

№12. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-zachinom-teksta-pri-podgotovke-k-napisaniyu-szhatogo-izlozheniya-po-russkomu-yazyku-v-9-klasse

Миналиева

М. А. Анализ текста на уроке обучающего изложения / М. А.

Миналиева

, Н. А.

Рачителева

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 404-406. — URL:

https://moluch.ru/archive/69/11930/

Сержант

Ю. В.

, Ильин

О. С.

Решение коммуникативных задач при написании творческих изложений по русскому языку // Проблемы Науки. 2015. №1 (31).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kommunikativnyh-zadach-pri-napisanii-tvorcheskih-izlozheniy-po-russkomu-yazyku

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×