Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ | Дворникова Кристина Игоревна. Работа №317466
Цели урока:
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.
Цели урока:
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:
выделение главной и второстепенной информацию;
сжатие текста разными способами;
запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
2.Погружение в тему урока.
- Что такое сжатое изложение.
- Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)
ИСКЛЮЧЕНИЕ
подробностей и деталей
ОБОБЩЕНИЕ
конкретных,
единичных явлений
УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур
- исключение повторов слов или словосочетаний
- исключение одного или нескольких из синонимов
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций
- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;
- исключение одного или нескольких предложений
- исключение предложений с описаниями и рассуждениями
- замена однородных членов
обобщающим наименованием
- замена предложения или
его части определительным
или отрицательным
местоимением с обобщающим
значением
- слияние нескольких предложений в одно
- замена предложения или его части указательным местоимением
- замена сложноподчиненного предложения простым
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением
Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся).
- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
3. Работа по основной теме урока
- Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
- Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)
4. Оформляем страницу в рабочей тетради. (слайд 3)
- Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
- Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)
- Что такое текст?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
- Что такое тема текста?
Тема – то, о чём говорится в тексте.
- Что такое идея текста?
Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
-Что такое микротема?
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
5. Чтение и анализ текста ( слайд 5)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
6.Беседа по тексту.
- О чём этот текст?
- Сколько в нем абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
- 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
- Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы,
подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
( слайд 6)
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
- Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
7. Работа с текстом
Редактируем 1 абзац:
Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7)
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:
Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8)
Редактируем 3 абзац:
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:
Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9)
- В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
- Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
- Перепишите полученный текст в тетрадь.
8. Итог урока
- А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
Определяем тему и формулируем основную мысль.
Определяем структуру текста.
Выделяем микротемы (узкие темы текста).
Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
Объединяем микротемы «связочными словами».
Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
9. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.