Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ | Дворникова Кристина Игоревна. Работа №317466

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цели урока:

1. Формирование знаний и умений сжимать текст;

2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;

3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.

Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом                                                                                                                                                                                                                                                      

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ»

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.

Цели урока:

1. Формирование знаний и умений сжимать текст;

2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;

3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.

Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:

выделение главной и второстепенной информацию;

сжатие текста разными способами;

запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

2.Погружение в тему урока.

-  Что  такое сжатое изложение.

- Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)

ИСКЛЮЧЕНИЕ

подробностей и деталей

ОБОБЩЕНИЕ

конкретных,

единичных явлений

УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

 -  исключение повторов слов или словосочетаний

  исключение одного или нескольких из синонимов

 -  исключение уточняющих и поясняющих конструкций

  исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

  исключение одного или нескольких предложений

  исключение предложений с описаниями и рассуждениями

  -  замена однородных членов  

 обобщающим наименованием

  -  замена предложения или

его части определительным

или отрицательным  

местоимением с обобщающим

значением

 

  слияние нескольких предложений в одно

 -  замена предложения или его части указательным местоимением

  замена сложноподчиненного предложения простым

 -  замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся).

- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?

3. Работа по основной теме урока

- Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

- Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)

4. Оформляем страницу в рабочей тетради. (слайд 3)

-  Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:

1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.

2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.

3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.

4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.

-  Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные   сведения  о тексте: (слайд 4)

- Что такое текст?

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

- Что такое тема текста?

Тема – то, о чём говорится в тексте.

- Что такое идея текста?

Идея  -  передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

   Мы отвечаем себе  на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

-Что такое микротема?

Микротема –  часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем

5. Чтение и анализ текста ( слайд 5)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

6.Беседа по тексту.

- О чём этот текст?

- Сколько в нем  абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.

- 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.

- Сформулируйте и запишите на  ваших листочках  тезисы каждой микротемы, 

подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).    

В итоге должны появиться  примерно следующие записи:

( слайд 6)

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

 - Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.

7. Работа с текстом

Редактируем 1 абзац:

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7)

 Редактируем 2 абзац:

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8)

Редактируем 3 абзац:

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9)

В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.

- Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.

- Перепишите полученный текст в тетрадь.

8. Итог урока

-  А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

Определяем тему и формулируем основную мысль.

Определяем структуру текста.

Выделяем микротемы (узкие темы текста).

Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную  информацию. Подчеркиваем  основную информацию.

Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.

Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.

Объединяем микротемы «связочными словами».

Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.

9.  Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×