Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ | Кузьменко Ольга Ивановна. Работа №340367
Цели и задачи урока:
-закрепление умения понимать смысл и принцип построения текста;
-формирование навыков работы с текстом, используя различные приемы сжатия .
Оборудование: таблица «Способы и приемы сжатия текста»,раздаточный материал(два текста для изложения, один текст для упражнения на сжатие).
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе .
Тема урока : «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Цели и задачи урока:
-закрепление умения понимать смысл и принцип построения текста;
-формирование навыков работы с текстом, используя различные приемы сжатия .
Оборудование: таблица «Способы и приемы сжатия текста»,раздаточный материал(два текста для изложения, один текст для упражнения на сжатие).
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Тема урока. Цели, задачи, план урока.
3.Повторение.Фронтальная работа с классом.
-что такое изложение?(пересказ текста)
-какое бывает изложение?(подробное, сжатое, выборочное)
-чем сжатое изложение отличается от подробного?( исходный текст
передается кратко, сохранив в себе тему, авторскую идею и структуру)
4.Практическая коллективная работа
на понимание логической связи в тексте.
-Составьте из данных предложений связный текст. Начните с того
предложения, которое более других отражает общий смысл сказанного.
1.Они обменивали одни товары на другие.
2.Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото.
3.Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег.
4.На него можно было выменять любую вещь.
5.Жители пустыни- искусные обработчики металлов- приезжали в лесистую
местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.
Полученный текст.
Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни- искусные обработчики металлов- приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.
-Объедините, где можно, простые предложения в сложноподчиненные с помощью союзов.
-Найдите тезис и иллюстрацию этого тезиса.
-Найдите второй тезис. Определите логическую связь между ними при помощи союзов.
-Кратко передайте содержание текста.
5.Повторим приемы сжатия текста по таблице.
-На чем основан прием исключения? Назовите последовательность ваших действий.
-Что значит обобщить информацию? как это сделать?
Самостоятельная работа по вариантам.
Сначала прочитайте весь текст.
Не надо путать Олимп и Олимпию. Олимп- это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия- это городок в Южной Греции, около него- зеленая дубовая роща, при роще- храм, а при храме- место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу- громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
1вариант. Кратко передайте содержание 1 абзаца, используя прием исключения.
2вариант. Кратко передайте содержание 2 абзаца, используя прием обобщения.
-Зачитаем. Проанализируем.
6.Анализ текста №1.
Откуда берутся храбрецы и трусы? Почему люди совершенно по-разному реагируют на опасность? Конечно, немало зависит от врожденных свойств нервной системы, но не менее важен опыт детства. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за поведением детенышей шимпанзе.
В процессе развития у маленьких шимпанзе сменялись три типа реакции на опасность. Малыши, почуяв неладное, замирают на месте и громко кричат. Сами они пока ни на что не способны, их единственная надежда- старшие, и крик призван максимально облегчить родителям задачу- быстро найти детеныша и унести его в безопасное место. Обезьянки постарше при встрече с опасностью уже больше рассчитывают на собственные силы: они прячутся или со всех ног удирают .Родители порой прикрывают их бегство, но непосредственной помощи не оказывают. Наконец, шимпанзе- подростки в некоторых ситуациях пробуют «взрослое» поведение: они рискуют повернуться к опасности лицом и проявить агрессию, а именно напугать противника или вступить в драку.
Ученые заметили, что более взрослая реакция на опасность вступает в силу, только если на предыдущей стадии была удовлетворена потребность малыша в безопасности. Если к замершему на месте и кричащему от ужаса детенышу не бросаются на выручку родители, это вовсе не подталкивает его к раннему обретению самостоятельности. Напротив, он и впредь, уже став взрослым. В опасной ситуации будет беспомощно прижиматься земле и плакать. Таким образом, чтобы стать храбрым, нужно сначала получить возможность побояться, побыть слабым и обрести своевременную поддержку.
Эти наблюдения заставляют по- новому оценить стереотипы родительского поведения у людей. Ряд ли стоит укорять пятилетнего мальчика за то, что он убежал от собаки или драчливого товарища. Ребенок почувствует себя брошенным, и возможно, что, став взрослым, будет пасовать перед трудностями, испытывать ужас и отчаяние при столкновении с любой необычной ситуацией. Родители подростков, напротив, не должны чрезмерно опекать свих детей; пусть пятнадцатилетние люди сами попробуют свои силы в реальных конфликтах.
1.Прочитайте текст №1.
2.Познакомьтесь с текстом сжатого изложения(слайд)
Откуда берутся храбрецы и трусы?
Почему люди по-разному реагируют на опасность? Конечно, многое зависит от нервной системы ,но не менее важен опыт детства.
Ученые проводили опыт над шимпанзе. В процессе развития у малышей сменялись три стадии: совсем маленькие оставались на месте и плакали- они надеялись на поддержку старших; чуть взрослее- прятались и убегали- рассчитывали на себя; подростки старались напугать противника или вступить с ними в драку- пробовали свои силы.
Этот опыт позволил по- новому взглянуть на современное воспитание людей. Не следует ругать ребенка, убежавшего от собаки, но не нужно нянчить подростка- пусть сам опробует свои силы.
3.Удачно ли это изложение ?Почему?(не все микротемы ,поэтому нарушена логика изложения, допущена фактическая ошибка, не удачен глагол в последнем предложении).
4.Вспомним этапы работы над изложением(слайды)
-тема текста
-идея текста
-структура текста
-микротемы
-моделирование сжатого текста
Работаем с текстом.
Тема- реакция людей на опасность.
Идея- то, как люди реагируют на опасность, обусловлено не только особенностями нервной системы, но и опытом детства.
Микротемы
1.Реакция на опасность зависит в том числе и от опыта детства- это установлено учеными, наблюдавшими за шимпанзе.
2.По мере взросления сменяются три типа реакции.
3.Более взрослая реакция появляется только тогда, если на раннем этапе ребенок чувствовал себя в безопасности.
4.Эти наблюдения помогают по-новому оценить родительское поведение у людей.
5.Самостоятельная работа над сжатием текста.10 минут.
6.Читаем.Анализируем.Оцениваем по критериям.
7.Итог урока.
8.Домашнее задание. Произвести сжатие текста №2.