Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовка к написанию сочинений и изложений: методы и стратегии | Иванова Елена Александровна. Работа №352590

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает важность подготовки к написанию сочинений и изложений на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделено методам и стратегиям, которые помогают школьникам развить навыки письменной речи. В статье рассматриваются различные подходы к обучению, такие как использование схем и планов, развитие навыков логического построения текста, а также роль анализа примеров и работы с текстами. Особое внимание уделяется вопросам работы с изложениями, формированию у учащихся умения точно передавать содержание прочитанного материала. Также рассмотрены рекомендации для учителей по развитию творческих способностей у школьников.

Ключевые слова: сочинение, изложение, подготовка, методы, стратегии, письменная речь, план, логика, творчество, анализ текстов, письменные навыки.

Подготовка к написанию сочинений и изложений: методы и стратегии

 

Иванова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» д. Большое Седельниково

 

Аннотация. Статья рассматривает важность подготовки к написанию сочинений и изложений на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделено методам и стратегиям, которые помогают школьникам развить навыки письменной речи. В статье рассматриваются различные подходы к обучению, такие как использование схем и планов, развитие навыков логического построения текста, а также роль анализа примеров и работы с текстами. Особое внимание уделяется вопросам работы с изложениями, формированию у учащихся умения точно передавать содержание прочитанного материала. Также рассмотрены рекомендации для учителей по развитию творческих способностей у школьников.

Ключевые слова: сочинение, изложение, подготовка, методы, стратегии, письменная речь, план, логика, творчество, анализ текстов, письменные навыки.

 

Одной из важнейших задач на уроках русского языка и литературы является развитие у школьников навыков написания сочинений и изложений. Эти виды письменной работы помогают учащимся не только совершенствовать свою письменную речь, но и развивать логическое и творческое мышление. Подготовка к этим заданиям требует особого подхода и использования разнообразных методов и стратегий.

Прежде всего, важно отметить, что подготовка к написанию сочинений и изложений требует системного подхода. Учащиеся должны понимать, что любое письменное задание — это не просто изложение мыслей, а процесс, требующий четкого построения и логической структуры текста. Одним из основных шагов на пути к успешному выполнению таких заданий является научение школьников правильно планировать свои тексты. Составление плана сочинения или изложения позволяет ученикам структурировать свои мысли, определяя, в какой последовательности они будут раскрывать основные идеи.

Для того чтобы учащиеся могли составить грамотный план, необходимо познакомить их с его основными элементами. При написании сочинения важно, чтобы ученики понимали, что любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление должно быть ярким и цепляющим внимание, основная часть — развивать тему, а заключение — подводить итог и формулировать выводы. Работая с изложениями, важно научить школьников выделять главные мысли в прочитанном тексте, делая акценты на самых значимых событиях и деталях. Работа с такими заданиями развивает у детей умение анализировать текст, выделять его основное содержание и правильно передавать информацию.

Для того чтобы помочь ученикам организовать работу над текстом, можно использовать различные методы. Один из самых эффективных подходов — это работа с текстовыми схемами. Применение схем помогает учащимся разбивать текст на логические блоки, облегчая их восприятие и запоминание. Так, например, при анализе текста, учащиеся могут составить схему, в которой будут указаны основные события, герои, их действия и отношения. Такой метод позволяет не только научить детей выявлять ключевые моменты текста, но и разрабатывать их способности к логическому анализу.

Развитие навыков логического построения текста также невозможно без активной работы над развитием словарного запаса и грамматических навыков. Написание сочинений и изложений требует от учеников умения правильно использовать грамматические конструкции, а также четко и ясно формулировать свои мысли. Для этого можно использовать разнообразные упражнения на развитие грамматики и стиля речи. Примером может быть задание, где ученикам предлагается перефразировать сложные предложения, сделать их более ясными и точными, или исправить ошибки в тексте.

Кроме того, не менее важным элементом подготовки является развитие творческих способностей учащихся. Сочинение — это, прежде всего, способ выражения личных мыслей и эмоций, поэтому творчество играет в этом процессе большую роль. Чтобы развить творческое мышление школьников, можно использовать задания, которые побуждают их к свободному изложению своих идей. Например, на уроках литературы можно предложить детям написать сочинение на тему «Как бы я поступил на месте героя», что позволит им не только развивать фантазию, но и лучше понять характер персонажа, его мотивацию и поступки.

Еще одной важной частью подготовки является работа с примерами текстов. Процесс анализа уже написанных сочинений или изложений помогает учащимся понять, как правильно строить текст, как эффективно использовать различные средства выразительности и какие фразы могут сделать работу более яркой и запоминающейся. Работа с примерами позволяет не только научиться правильному построению текста, но и развивать внимание к деталям, что особенно важно при выполнении изложений. Школьники могут внимательно изучать, как правильно передавать основные идеи текста, как использовать цитаты и другие элементы для того, чтобы сделать свое изложение более полным и точным.

Не менее важным элементом подготовки к изложению является развитие у школьников навыков пересказа прочитанного материала. Учитель может предложить детям пересказать содержание рассказа, выделив основные моменты, и затем сравнить их с оригиналом. Это развивает способность учащихся к краткому и четкому изложению, что важно для успешного выполнения задания на экзамене.

Необходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся. Некоторые дети могут испытывать трудности с построением текста или выражением своих мыслей на бумаге. В таких случаях важно не только предоставить им соответствующие рекомендации, но и развивать их уверенность в себе. Для этого можно использовать различные методы мотивации, например, предложить им выбрать тему сочинения, которая будет им близка, или предоставить возможность поработать в группе, где дети смогут обменяться идеями и помочь друг другу.

Таким образом, подготовка к написанию сочинений и изложений — это многогранный процесс, который включает в себя как развитие логического мышления и грамматических навыков, так и развитие творческих способностей школьников. Использование разнообразных методов и стратегий помогает учащимся научиться четко и грамотно выражать свои мысли, а также развивает их способности к анализу, пересказу и аргументации. Тщательная и систематическая подготовка к сочинениям и изложениями способствует не только успехам на экзаменах, но и развитию важнейших навыков для дальнейшей учебной и профессиональной жизни.

 

 

Список литературы

Васильева

В. В. Приемы работы над изложением на уроках русского языка / В. В. Васильева. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 101-104. — URL:

https://moluch.ru/archive/73/12394/

Лисицкая Л.

Г., Павленко И.

В. Системный подход к работе над сочинением-рассуждением // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-rabote-nad-sochineniem-rassuzhdeniem

(дата обращения: 25.09.2024).

Сержант

Ю. В.

, Ильин

О. С.

Решение коммуникативных задач при написании творческих изложений по русскому языку // Проблемы Науки.

2015. №1 (31).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kommunikativnyh-zadach-pri-napisanii-tvorcheskih-izlozheniy-po-russkomu-yazyku

Упоров А.

А. Методический потенциал проблемных ситуаций на уроках обучения сочинению-рассуждению по прочитанному тексту // Филологический класс.

2016. №1 (43). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-potentsial-problemnyh-situatsiy-na-urokah-obucheniya-sochineniyu-rassuzhdeniyu-po-prochitannomu-tekstu

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×