Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовка к обучению грамоте для детей 6-7 лет | Петухова Юлия Алексеевна. Работа №354699

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные подходы и методы подготовки детей 6-7 лет к обучению грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Акцент сделан на особенностях развития речи, мелкой моторики и познавательной деятельности дошкольников. Представлены практические рекомендации по организации развивающей среды, использованию игр и взаимодействию с родителями. Отмечена важность комплексного подхода для успешного формирования у детей готовности к чтению и письму.

Ключевые слова: подготовка к грамоте, дошкольники, ДОУ, развитие речи, мелкая моторика, игровая деятельность, взаимодействие с родителями.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

 

Петухова Юлия Алексеевна, воспитатель

МОУ "Пестрецовская основная школа"

Ярославского муниципального района

 

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные подходы и методы подготовки детей 6-7 лет к обучению грамоте в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Акцент сделан на особенностях развития речи, мелкой моторики и познавательной деятельности дошкольников. Представлены практические рекомендации по организации развивающей среды, использованию игр и взаимодействию с родителями. Отмечена важность комплексного подхода для успешного формирования у детей готовности к чтению и письму.

Ключевые слова: подготовка к грамоте, дошкольники, ДОУ, развитие речи, мелкая моторика, игровая деятельность, взаимодействие с родителями.

 

Обучение грамоте — важный этап подготовки дошкольников к школьному обучению. В возрасте 6-7 лет дети активно осваивают звуковую систему языка, расширяют словарный запас и начинают проявлять интерес к чтению и письму. В условиях дошкольного образовательного учреждения задача воспитателя заключается в создании условий, способствующих гармоничному развитию всех аспектов готовности к обучению грамоте.

Особенности развития детей 6-7 лет:

К этому возрасту у детей начинает активно развиваться способность к анализу и синтезу. Они учатся выделять звуки в словах, сопоставлять буквы и звуки, понимать смысл текста. Однако концентрация внимания остается ограниченной, поэтому важно чередовать виды деятельности и использовать игровые методы.

Развитие речи — ключевой аспект подготовки к грамоте. Дети должны уметь четко произносить звуки, составлять предложения, пересказывать тексты. У некоторых детей могут наблюдаться фонетико-фонематические или лексико-грамматические нарушения, требующие индивидуальной работы.

Навыки письма напрямую связаны с уровнем развития мелкой моторики. Недостаточная развитость пальцев и кистей рук может затруднять освоение письма. Важно включать в занятия упражнения для тренировки моторики.

Для успешного обучения грамоте дети должны быть мотивированы, уверены в своих силах, уметь справляться с трудностями. Формирование положительного отношения к учебе — важная задача воспитателя.

Основные направления подготовки к обучению грамоте

1. Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность различать звуки речи. Развитие этой способности способствует успешному освоению чтения и письма. Эффективные методы:

Игры с рифмами: поиск рифмующихся слов.

Звуковые загадки: определение первого или последнего звука в словах.

Слоговые цепочки: составление слов из отдельных слогов.

2. Развитие речевой активности

Речевая активность детей формируется через:

Чтение и обсуждение сказок: развитие словарного запаса и навыков пересказа.

Составление рассказов по картинкам: тренировка связной речи.

Игра “Кто больше слов назовет”: расширение словарного запаса.

3. Упражнения для мелкой моторики

Для подготовки к письму рекомендуется включать в занятия:

Работу с пластилином и мозаикой;

Рисование и раскрашивание мелких деталей;

Пальчиковые игры: “Замок”, “Плетень”;

Игры с шнуровкой и конструктором.

4. Формирование зрительно-пространственного восприятия

Ориентация на странице и восприятие текста как последовательности символов требуют развития зрительно-пространственного восприятия. Полезны:

пазлы и мозаики;

игры на поиск отличий;

копирование узоров и букв.

5. Создание положительной мотивации

Для формирования интереса к грамоте важно:

использовать игровые методы;

организовывать театрализованные постановки;

внедрять творческие задания, такие как создание собственных книжек.

Организация развивающей среды в ДОУ

Развивающая среда играет ключевую роль в подготовке к грамоте. Рекомендации:

Обогащение предметно-развивающей среды: наличие альбомов, азбук, карточек с буквами.

Создание тематических уголков: уголок “Мир букв”, где дети могут играть с буквами и слогами.

Организация мини-библиотеки: доступность книг, журналов и иллюстраций.

Использование интерактивных технологий: обучающие игры на компьютерах и планшетах.

Взаимодействие с родителями

Эффективная подготовка к грамоте требует сотрудничества с родителями. Рекомендации для воспитателей:

проводить мастер-классы и консультации;

предлагать игры для занятий дома, такие как составление слов из букв или чтение коротких текстов;

поощрять совместное чтение книг и обсуждение их содержания.

Практические методы подготовки к обучению грамоте

Игровые методы

Игра “Буквенный поезд”: составление слов из “вагончиков” (букв).

Игра “Звуковая лестница”: определение местоположения звука в слове.

Театрализованные постановки: дети разыгрывают сказки, вводя в диалоги новые слова.

Комплексные занятия

Пример комплексного занятия:

Беседа о звуках и буквах.

Работа с карточками: составление слов.

Пальчиковая гимнастика.

Творческое задание: рисование буквы и придуманный рассказ о ней.

В заключение можно отметить, что подготовка детей 6-7 лет к обучению грамоте в условиях ДОУ требует комплексного подхода. Развитие речи, фонематического слуха, мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия, создание мотивации и взаимодействие с родителями — все это способствует успешному освоению детьми навыков чтения и письма. Воспитатель, используя разнообразные методы и создавая благоприятную развивающую среду, помогает детям подготовиться к школьному обучению и сформировать интерес к познанию.

 

Список литературы

Гербова

В.В. Занятия по развитию речи. – М.:

Мозайка

-Синтез, 2018. – 186 с.

Левшина Н.И.,

Градусова

Л.В.

Cовременные

подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9.

Сулимова Т. С. Развитие речи в разных видах детской деятельности / Т. С. Сулимова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 189-192.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×