Подготовка к обучению письму. В статье 4 направления, которые надо осуществить. | Любовь Михайловна Ершова. Работа №329632
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.
4 направления имеют свои задачи и учебное содержание. Об этом подробно можно узнать прочитав эту статю.
Подготовка к обучению письму.
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:
развитие руки;
подготовка к технике письма;
аналитико-синтетическая деятельность;
формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1. Развитие руки
1.1. Сформировать правильный захват орудия письма:
- используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя мальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).
1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:
- игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
1.3. Развивать мелкую моторику рук:
- ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;
- бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;
- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.) например, игра «чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д.,
достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.,
достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы)
- вырезание;
- обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).
- чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок )
2. Подготовка техники письма
2.1. Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо, (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)
2.2. Развивать чувство ритма.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например «Бордюр» - повторяемость элементов (ритм).
2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.
2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и
закрепить его в практических упражнениях игрового характера ( горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху, вниз).
3.Аналитико-синтетическая деятельность
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:
количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
характеристику элементов (какие это элементы?);
пространстве6нное расположение элементов в букве.
Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.
4. Формирование элементарных графических навыков
Это направление работы включает в себя:
упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв
(в учебной разлиновке и без нее);
упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного
шрифта («Клубочки», «Волны»).
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте.