Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовка к обучению письму. В статье 4 направления, которые надо осуществить. | Любовь Михайловна Ершова. Работа №329632

Дата публикации:
Автор:
Описание:

                   Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

4 направления имеют свои задачи и учебное содержание. Об этом подробно можно узнать  прочитав эту статю.

  Подготовка к обучению письму. 

                   Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

                    Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

                     Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

развитие руки;

подготовка к технике письма;

аналитико-синтетическая деятельность;

формирование элементарных графических умений.

       Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

                   1. Развитие руки

1.1.  Сформировать правильный захват орудия письма:

         - используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя мальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).

1.2.  Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:

         - игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3.  Развивать мелкую моторику рук:

         - ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;

         - бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;

         - развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.) например, игра «чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д.,

                      достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.,

                      достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы)

         - вырезание;

          - обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).

           - чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок )

                     

                     2. Подготовка техники письма

2.1.  Развивать пространственную ориентировку.

         В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо,  (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)

2.2.   Развивать чувство ритма.

          Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм  дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например  «Бордюр» - повторяемость элементов (ритм).

2.3.   Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.

2.4.   Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и

         закрепить его в практических упражнениях игрового характера ( горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху, вниз).

                     

 3.Аналитико-синтетическая деятельность

          Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

         Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

количество элементов (сколько элементов составляет букву?);

характеристику элементов (какие  это элементы?);

пространстве6нное расположение элементов в букве.

Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

          В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.

          4. Формирование элементарных графических навыков 

            Это направление работы включает в себя:

упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв

   (в учебной разлиновке и без нее);

упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного

    шрифта («Клубочки», «Волны»).

                Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включать в каждое занятие по подготовке к обучению грамоте.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×