«Подготовка к отчётному хоровому концерту». | Павлович Елена Дмитриевна. Работа №305440
Урок посвящён теме подготовки хорового коллектива к отчётному концерту. Цель урока: формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене, демонстрация достижений учащихся, приобретённых исполнительских и рефлексирующих навыков, артистических и творческих способностей, духовного и художественного развития.Задачи:
- работать над исполнительской выразительностью хоровых произведений: петь свободно, погружаясь в импровизацию, интерпретацию (художественное истолкование музыкального произведения);
- петь с выполнением динамических оттенков и со стремлением к куль-минационным моментам, выражать своё отношение к исполняемому произведению;
- осваивать вокальную технику: динамику, штрихи, филировку звука, звуко-образование;
- добиваться образно-выразительного исполнения песни: характера, настроения посредством мимики, вокального мастерства: интонации, фразировки, кульминации, штрихов;
- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении хоровых произведений, закрепляя понятия тембр, динамика, темп, интонация, размер, ритм, гармония;
- продолжать осваивать поэтический текс и его смысл;
- петь естественным, свободным звуком без форсирования;
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов;
- продолжить работу над умением донести замысел авторов произведения до слушателя на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций.
Конспект открытого урока
преподавателя по хоровому классу
ГБУ ДО ДМШ № 2 Павлович Е. Д.
Дата проведения: 29.11.2022 г.
Классы: 3ор и 4 ор.
Предмет: хоровой класс.
Количество учащихся: 15.
Тема урока: «Подготовка к отчётному хоровому концерту».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: формирование комплекса знаний и умений для выступления на сцене, показать достижения учащихся, приобретённые исполнительские и рефлексирующие навыки, артистические и творческие способности, духовное и художественное развитие.
Обучающие:
- продолжать формировать вокально-хоровые навыки;
-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
- формировать навыки пения (a cappella);
- прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.
Развивающие:
- развивать умение мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
- развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков;
Воспитательные:
- выявлять все возможности коллектива, демонстрировать его сплочённость, дисциплину, музыкальность, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность;
- воспитывать чувство меры, музыкальный вкус, желание творческой реализации своих возможностей;
- воспитывать профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству.
Методы и приёмы:
- словесный (вербальный) - краткое пояснение содержания произведений, объяснения, побуждения, сравнения и т.д.;
- ассоциативно-образный - беседы о характере произведения, образное пред-ставление хоровых произведений;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления (обращаться к красочным метафорам, сравнениям, вызывая у обучающихся те или иные душевные состояния, находить в них определённый эмоциональный отклик);
- объяснительно - иллюстративный (демонстрация иллюстраций к хоровым произведениям на интерактивной доске);
- практический - исполнение разнохарактерного хорового репертуара.
Оборудование материалы:
- нотный материал;
- фортепиано;
- ноутбук;
- интерактивная доска.
Задачи:
- работать над исполнительской выразительностью хоровых произведений: петь свободно, погружаясь в импровизацию, интерпретацию (художественное истолкование музыкального произведения);
- петь с выполнением динамических оттенков и со стремлением к куль-минационным моментам, выражать своё отношение к исполняемому произведению;
- осваивать вокальную технику: динамику, штрихи, филировку звука, звуко-образование;
- добиваться образно-выразительного исполнения песни: характера, настроения посредством мимики, вокального мастерства: интонации, фразировки, кульминации, штрихов;
- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении хоровых произведений, закрепляя понятия тембр, динамика, темп, интонация, размер, ритм, гармония;
- продолжать осваивать поэтический текс и его смысл;
- петь естественным, свободным звуком без форсирования;
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов;
- продолжить работу над умением донести замысел авторов произведения до слушателя на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций.
Музыкальный материал:
1. Русская народная песня «Со вьюном я хожу» в обработке С. Благообразова.
2. «Пастушья песенка» музыка Л. Бетховена, русский текст К. Алемасовой.
3. «Дино-динозавры» музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
4. «В чистом поле дуб стоит», муз. А.Гречанинова, слова народные.
2. «Пастух», словацкая народная песня. Обр. В.Мухина. Русский текст Т.Сикорской.
Ход урока:
Содержание урока:
Методика проведения:
Время:
I.
I. Организационный момент.
1 мин.
1.Приветствие, психологический настрой учащихся.
2.Проверка наличия учащихся на уроке.
II.
Вступительная часть урока.
1 мин.
Хормейстер: «Добрый день! Здравствуйте! Уважаемые гости и дорогие дети! Наш открытый урок пройдёт в преддверии отчётного хорового концерта. Поэтому тема посвящена предстоящему концерту. Цель урока повторить и закрепить музыкальный материал. Начнём мы с русской народной песни «Со вьюном я хожу», в обработке С. Благообразова.
1 мин.
III.
Основная часть урока.
1.Русская народная песня «Со вьюном я хожу» в обработке С. Благообразова.
Хормейстер: Русская народная песня «Со вьюном я хожу» относится к хороводному жанру. Хоровод совмещает в себе, как правило, пение, танец и игру. Изначально его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стёрся, но хороводы остались. Первые хороводы являлись гимном Солнца. Основная фигура танца - хождение по кругу - символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. В хороводе проявились национальные черты славянских народов - величавая скромность, и, вместе с тем, открытость, удаль, разгул, задор.
Этапы работы:
- исполнить сначала третий куплет совместно всем хором на гласный «у», с текстом, затем каноном спеть второй куплет, таким образом отработать наиболее трудные места, в которых имеется неточности в исполнении, которое препятствует безупречно выверенному хоровому строю;
- несколько раз повторять одну фразу, добиваемся точности интонации, если это будет необходимо;
Задачи:
- в каждом новом куплете нужно обращать внимание на трудные места: исполнения двухголосия во втором куплете и канона в третьем куплете;
- несколько раз повторить одну фразу, если это будет необходимо, добиваясь точности интонации;
- добиваться точного интонационного исполнения в двухголосном пении;
- суметь спеть без поддержки инструмента;
- при исполнении добиваться безупречного пения кантилены;
- в ходе исполнения уделять внимание художественной стороне произведения, соблюдая динамику.
10 мин.
2. «Пастушья песенка» музыка Л. Ван Бетховена, русский текст
К. Алемасовой.
Этапы работы:
- поговорить о характере песни, перечислить эпитеты, настроить детей на лёгкое, воздушное исполнение, настроить на лёгкий и короткий вдох,
округлый звук;
- спеть отдельно с альтами, затем с сопрано;
- спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.
Задачи:
- работать над унисоном в партиях, двухголосием, округлым звуком, длиной дыхания;
- при исполнении добиваться безупречного кантиленного пения, путём переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания;
- передать характер произведения, в котором заложено жажда жизни, счастья, восторженная радость от общения с природой;
- показать контрастную динамики, всю палитру нюансировки;
- спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.
10 мин.
3.«Дино-динозав-ры» музыка Е.П. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Хормейстер: Е. Крылатов современный детский композитор. Написал огромное количество хороших, любимых всеми песен. Для кинематографа он написал огромное количество популярных песен: «Колыбельная медведицы», «Дед Мороз и лето», «Кабы не было зимы», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далёко», «Ох, уж эта Настя». К сожалению, его уже нет с нами.
Этапы работы:
- повторить отдельно припев, закрепив двухголосное пение;
- исполнить произведение без остановки в характере, в нужном темпе, как на концерте.
Задачи:
- исполнить песню с задором, зажигательно, с настроением, радостно;
- чётко и активно пропевать текст песни, использую звуковедение non legato;
- для достижения идеального ритмического ансамбля подчёркивать сильную и относительно сильную долю.
- выдерживать темп, не замедлять, для этого необходимо добиваться от певцов хорошего знания текста.
10 мин.
IV.
Повторение изученного репертуара.
4 мин.
1. «В чистом поле
дуб стоит», муз.
А.Гречанинова, слова народные.
2. «Пастух», словац. н. песня. Обр. В.Мухина. Рус.текст Т.Сикорской.
Хормейстер: И закончим мы наш урок, исполнив произведение А.Гречанинова «В чистом поле дуб стоит» и словацкую народную песню «Пастух».
Этапы работы:
- исполнить изученный репертуар без остановок как на концерте, в характере, с осмыслением художественного образа, добиваясь эмоциональ-ного отклика.
Задачи:
- исполнить концертный репертуар так, чтобы слушатели прониклись желанием снова услышать понравившиеся им хоровые произведения, заинтересовались репертуаром хора, его звучанием.
V. Домашнее задание.
Повторять все песни, подготовиться к отчётному хоровому концерту, пригласить родителей на концерт.
1 мин.
VI.Заключи-тельное слово.
Наше занятие подошло к концу. Я вас всех благодарю и говорю вам: «спасибо» за ваш труд и старание.
1 мин.