подготовка к ВПР начальные классы | Отева Светлана Владимировна. Работа №320952
В данной статье дается описание методик для подготовки к ВПР по русскому язык 4 класс. Данные статьи позволяют учителю использовать эти методики как на уроках, так и во внеклассной работе. Учитель может использовать их в начале урока, давать для закрепления домой. Эти упражнения позволяют закрепить пройденное и более качественно подготовиться к ВПР. Как показывает практика, именно задания по русскому языку вызывают у детей затруднения.А именно морфология, синтаксис и работа с текстом. Можно также использоать задания как индивидуальные карточки.
Методические рекомендации
при подготовке
к
Всероссийским Проверочным работам
4 класс
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
Алгоритм подготовки к ВПР
Выписать перечень планируемых результатов по
предмету русский язык.
Подобрать несколько задан
ий для проверки того, насколько усвоен предмет.
Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
Вести учет выявленных пробелов для адресной помо
щи в ликвидации слабых сторон уча
щихся.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
1. Составить план подготовки по предмету
2. Дать ученикам возможность оценить их достижения в учебе.
3. Использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
4. Работать с учащимися по критериям оценки заданий.
5. Психологический настрой по поводу предстоящих ВПР.
ВПР- событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Показывать на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
6. Хвалить своих учеников.
7. Обмениваться опытом с коллегами.
Используя ресурсы профессионального сообщества, знакомиться с опытом коллег, их идеями и разработками, применять их на практике.
8. Обсуждать с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
9. Поддерживать внеурочные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
10. Общаться с родителями и привлекать их на свою сторону.
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждать с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Виды работ, которые можно использовать на уроках русского языка при подготовке к ВПР.
Часть 1 ВПР содержит 3 задания, одно из них написание диктанта, которое проверяет традиционное базовое правописное умение учащихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и пунктуационные нормы.
При подготовке учащихся к диктанту можно использовать следующие виды работ:
1.Орфографические минутки.
а) В с…дах, з…мой, на п…лях, ст…рожей, сн…гири, цв…ты, гн…здятся, в л…сах, г…лова, в г…родах - списать слова, вставляя безударную гласную в корне.
б) Дом, домашний, домишко; ель, ельник, еловый; сосна, сосновый, сосенка; гриб, грибной, грибник – выписать слова парами: проверяемое и проверочное.
в) Выпиши слова, в которых пропущена буква и.
л…ства м…дведь л…сной
с…лач пр…мой кр…кливый
в…сенний р…чушка р…чушка
г) Выпиши словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква е. Устно обоснуйте свой выбор.
ехал по дорожк…. прочитал в журнал….
думал о работ…. работал без устал….
подошёл к деревн…. подплыл к Казан….
2.Зрительные диктанты по системе профессора И.Т.Федоренко.
3.Объяснительные, предупредительные и проверочные диктанты.
4.Списывание текстов с «пропущенными буквами», с исправлением орфографических ошибок, с «пропуском» пунктационных знаков.
Например:
Прочитай. Найди и исправь орфографические ошибки. Поставь пропущенные запятые. Спиши текст правильно.
Быстра наступаит вечер в глухом лису. Тёмныи тени лижат под диревями. Пахнет в лису спелай земляникой сасновой смолой малодой хвоей. Скрылась за диревями вечерние сонце.
5.Классификация слов по наличию морфем в корне слова.
Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове.
Просьба, цветной, низкий, лисичка, честный, сердце, гибкий, устный, рыбка, зимовье, грустный, пятно, редкий.
Часть 2 ВПР содержит 13 заданий.
1.Упражнения в классификации согласных звуков.
1.1Прочитай слова.
Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра.
1.2Запиши, сколько в этих словах:
звуков [ д ] ____________
букв д ________________
1.3Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.
1)лыжи 3) огоньки
2)поляна 4) зацепить
1.4Обведи номер верного утверждения о слове чайки.
1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет звонких согласных.
1.5Прочитай названия столбцов и строчек таблицы. Запиши данные слова в нужную часть таблицы.
Лейка, зелень, весёлый, решить, чаща, метели.
____________________
В слове не все согласные звуки мягкие
______________________
1.6Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.
ветка, нитки, вулкан, петух.
живот, дубок, шило, пишет.
лимон, цепочка, берёза, тюлень.
2.Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.
2.1Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море.
Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.
Обведи номер слова, в котором есть приставка.
1)доброта 3) доучить
2)доктор 4) доченька
2.2Найди схему, которая соответствует слову раскраска.
1) 3)
2) 4)
2.3Выпиши слова с нулевым окончанием.
Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.
2.4В «сказочном» языке есть слово бокаушка.
У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш.
В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.
В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.
Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке.
Разбери по составу слово бокаушка.
3.Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.
3.1Прочитай текст.
В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!
Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.
Калитки - _______________________________________________
________________________________________________________
3.2Прочитай предложения.
Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не перешёл границу.
В толковом словаре есть три слова секрет.
Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других.
Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост.
Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.
Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.
__________________________________________________________
___________________________________________________________
3.3Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.
Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.
Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной.
Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.
4.Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
4.1Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений.
Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только
серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.
4.2Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в форме творительного падежа.
Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом, поздней осенью.
4.3Прочитай предложение.
Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками.
Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его характеристике.
Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в форме _______________числа, _______ падежа.
4.4Прочитай предложение.
В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.
В форме м.р., ед.ч., И.п.
В форме ж.р., ед.ч., В.п.
В форме м.р., ед.ч., В.п.
В форме ж.р., ед., И.п.
4.5 Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.
У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без сытн… ужина, по покат… крыше.
4.6Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.
Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.
4.7Запиши предложения, заменив множественное число единственным.
Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает.
4.8Выпиши глаголы 1 спряжения.
Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т, уч…м, лета…т, скач…м.
4.9Прочитай предложение.
Однажды ранней весной я бродил по ельнику.
Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного ответа.
В начальной форме.
В форме прош.вр., ед.ч., м.р.
В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
В форме наст.вр., ед.ч., 3-го лица.
4.10 Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3-го лица.
1) Ты идёшь сегодня на спектакль?
2) Летом на юге звезды сияют очень ярко.
3) Рано утром вода в лужах замёрзла.
Очень хороший показатель результативности усвоения тем – это тренажёры Узоровой О.В., Нефёдовой Е.А.. Их можно использовать на каждом уроке. Ребенок сам видит какие сложности вызывает определённая тема; можно отследить рост качества знаний по теме.
Также по большим разделам составляются опорные схемы, которые заполняются по мере прохождения раздела. Даже если некоторые темы были пропущены, дети могут друг у друга посмотреть эти схемы и заполнить пропуски.
Можно составить список всех изученных правил и раздать его детям. При проверке диктанта на полях отмечается не просто ошибка, а именно ее номер в списке. Так учащийся сможет понять на какое правило ошибка, вспомнить правило на эту тему и самостоятельно провести работу над ошибками.
9 ПРАВИЛ ОРФОГРАФИИ
Проверяемая безударная гласная в корне слова
.
Когда гласные А, О, Е, Я, И в словах стоят без ударения, их написание нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтоб эти гласные были под ударением.
Например: трава – травы; дома – дом; свеча – свечка; рядовой – ряд, лиса – лисы.
Непроверяемая безударная гласная.
Если гласные А, О, Е, Я, И в словах стоят без ударения, но к ним невозможно подобрать проверочное слово, то написание таких слов надо смотреть в словарях или запомнить. Слова с непроверяемыми безударными гласными – это словарные слова.
Например: корова, собака, тетрадь, портфель.
Парная согласная по глухости-звонкости.
Чтобы проверить написание парной по глухости-звонкости согласной, нужно изменить слово так, чтоб после этой согласной стоял гласный или согласный Н
Например: дуб – дубы; гриб – грибной; резкий – резок; флаг – флаги.
Непроизносимая согласная.
Для того, чтоб проверить непроизносимую согласную, нужно изменить слово так, чтоб этот согласный звук произносился.
Например: солнце – солнышко, грустный – грусть, местный – место.
Удвоенная согласная.
Слова с удвоенными согласными в корне слова надо запомнить.
Например: аллея, класс, группа, шоссе, коллекция.
Сочетания букв
жи
-ши,
ча
-ща
, чу-
щу
,
чк-чн
.
Запомни! ЖИ-ШИ пишу с И; ЧА-ЩА пишу с А; ЧУ-ЩУ пишу с У; ЧК-ЧН пишу без Ь
Например: жизнь, чаща, щука, ночной, кочка.
Разделительные ъ и ь
.
В словах пишется перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я пишется разделительный Ь
Например: вьюга, ручьи, листья, Воробьёв.
После приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ
Например: въезд, объяснение, съежился, предъюбилейный.
Заглавная буква.
Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия (имена собственные) пишем с заглавной буквы.
Например: Юлия Юрьевна, Брянск, Десна, Россия, Бобик.
Правила переноса.
1.Слова переноси по слогам. Например: ро-лики, роли-ки.
2.Слова из одного слога переносить нельзя. Например: слон, конь.
3.Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Например: у-хо или ух-о.
4.Буквы й, ъ, ь переносить нельзя. Например: чай-ка, подъ-езд, конь-ки.
5.Если в слове удвоенная согласная, то одна переносится, а одна остается на строке. Например: ал-лея, хок-кей.
В помощь по отработке самой системы упражнений также можно использовать сайт «Решу ВПР».
https://4vpr.ru/4-klass/,https://math4-vpr.sdamgia.ru/, https://onlinetestpad.com/ru/tests/vpr/4class
Эти задания можно распечатать, разобрать с детьми, а затем (через неделю) учащиеся выполняют эти задания самостоятельно. Далее опять проводится работа по коррекции ошибок.
Также готовиться к ВПР можно на внеурочных занятиях, таких как:
«Учись учиться», «Занимательная грамматика».