Подготовка обучающихся к ОГЭ по английскому языку | Юлия Сергеевна Медведкова. Работа №326216
Из опыта работы по подготвке обучащихся к ОГЭ по английскому языку. Подробное опсание с примерами подготовки к каждому разделу экзамена устной и письменной части. Подробнее хотела бы остановиться на задании № 2, где объектом контроля является умение использовать словообразовательные аффиксы английского языка. Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с контекстом словами, преобразуя их с помощью словообразовательных элементов слова. Чтобы успешно выполнить эти задания, учащийся должен иметь богатый словарный запас, владеть аффиксальными способами словообразования и, соответственно, знать суффиксы и префиксы различных частей речи. Практика показывает, что учащиеся испытывают большие трудности в их применении, т.к. нет единого алгоритма использования определенных словообразовательных элементов с различными частями речи, потому что не существует четких правил по присоединению префиксов, так как префиксы английского языка были заимствованы из французского, греческого языка и латыни.
Подготовка школьников к ОГЭ по английскому языку Медведкова Ю.С. МБОУ « ООШ № 100, им. С. Е. Цветкова»
Когда дети говорят, что они выбрали для сдачи экзамен по английскому языку, сразу знакомлю их с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена и с кодификатором проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по английскому языку. Хочу обратить внимание, что для выпускников тот факт, что экзамен необходимо сдавать два дня, является не очень приятной неожиданностью, я бы даже сказала, является стрессовой ситуацией. Считаю, что ученик должен обладать не только определенным багажом знаний по предмету, знать формат экзамена, но и быть психологически готовым. Поначалу дети растеряны и угнетены объемом материла, степенью сложности, разнообразием заданий. И здесь наша задача поддержать и замотивировать ребят. Потом мы планируем каждый этап подготовки по месяцам и учебным четвертям. Выстраиваем четкий алгоритм работы по всем заданиям. Когда дети это видят, понимают, что успех сдачи экзамена зависит от того, как четко они будут следовать плану подготовки, чтобы качественно успеть отработать все задания. Приобретаем сборники заданий авторов Л. М. Гудковой, О. В. Тереньтевой. Заводим папки и по каждому виду заданий делаем необходимые записи, распечатываем тесты, правила и т.д. Считаю, очень важным научить школьников внимательно и читать задание к каждому разделу экзамена и четко ему следовать.
Task 1. You are going to read the text aloud. You have 1.5 minutes to read the text silently, and then be ready to read it aloud. Remember that you will not have more than 2 minutes for reading aloud.
The ninth planet of the solar system was discovered not long ago. It happened in 1930. Scientists had been hunting for the planet for a long time. They had calculated its probable position but there was no proof that the planet really existed. It was too far away for the telescopes of that time to find it. It’s worth mentioning that the first photos of the planet were taken by a very young researcher. He was only twenty-four and had no formal education in astronomy. However, he was deeply involved in the search for the ninth planet. The planet at the edge of the solar system was called Pluto, after the Roman god. The name for the planet was suggested by an 11-year-old British girl.
И, так, для первого задания устной части , по необходимости повторяем правила чтения и интонации. Обязательно отслеживаем время, данное на чтение. Здесь важно отработать чтение в данные полторы минуты на подготовку, а не пытаться переводить текст. Для тренировки используем банк заданий демонстрационных вариантов ФИПИ на https://your- teachers.ru ( устная часть).
Предметное содержание речи отрабатываем четко по кодификатору. Например :
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи) . Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку, и мировую культуру.
Task 3. You are going to give a talk about reading books. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10–12 sentences).
Remember to say:
• what kind of books modern teenagers enjoy reading;
• whether libraries are necessary nowadays or not, and why
• what book you have read recently, and what it was about;
• what your attitude to reading is.
You have to talk continuously.
К заданию 2 устной части начинаем готовиться, сначала читая вопросы. На каждый вопрос учимся отвечать двумя или тремя предложениями. Здесь рекомендую внимательно слушать вопрос и использовать в ответе эти слова и грамматические явления. Для овладения репликами-клише речевого этикета, предлагаю, например:
-To begin with
- At the beginning
I would like to..
-It’ s common knowledge
- In addition
- As for me
- Personally I think
- All the more
-As the saying goes
- At first
-To the one hand /other hand
- In conclusion
-In short
- I ’ d like to point out that
- Besides
- To sum it up
- Firstly, secondly, thirdly
- By the way
-(Un)fortunately etc.
Затем готовимся к этому заданию устно, так же пользуясь этим банком заданий.
Task 3. You are going to give a talk about reading books. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10–12 sentences).
Remember to say:
• what kind of books modern teenagers enjoy reading;
• whether libraries are necessary nowadays or not, and why
• what book you have read recently, and what it was about;
• what your attitude to reading is.
You have to talk continuously.
Задание 3 устной части готовим сначала письменно. Обязательно применяя реплики-клише речевого этикета. Каждый вопрос освещаем двумя или тремя предложениям. Одно, из которых, чаще всего может быть общее. Например, в данном конкретном задании для первого вопроса, можно сказать о важности чтения для человека. Обязательно используем реплики в начале высказывания и вывод в конце. Потом готовимся устно. Тренируемся, обращая внимание на время. Выполняем задания для тренировки , используя этот же банк заданий.
Переходим к письменной части экзамена . Первый раздел содержит три задания по аудированию. Сначала уменьшаем скорость воспроизведения и пошагово тренируемся от первого до третьего задания по уровню сложности. Для тренировки используем этот же банк заданий для письменной части.
Второй раздел Чтение содержит два задания. Одно из них, по мнению детей самое легкое в экзамене , где нужно выбрать абзац текста, где есть ответ на один из данных вопросов. Один вопрос, при этом лишний. Если у ученика хороший словарный запас, он справляется с этим заданием без проблем. Второе задание по чтению .Прочитайте текст. Определите, какие из приведённых утверждений 13–19 соответствуют содержанию текста (1 – True), какие не соответствуют (2 – False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 – Not stated). Запишите в поле ответа цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа.
Готовясь к этому заданию, начинаем работу с предложений, потом переходим к тексту. Трудности, которые были при подготовке этому заданию : дети не всегда точно понимают разницу между «неверно» и « не сказано» И допускают здесь свои мысли, а надо работать только по тексту. Разбираем на примерах , где эта информация есть, но она неверна. А где вообще об этом не говорится.
Далее, в третьем разделе письменной части два задания
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 20–28, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 20–28.
20.Once there were four children whose names were Peter, Susan, Edmund and Lucy. This story happened to __________________ when they had to leave their home city, London, during the war. THEY 21.They __________________ to the house of an old Professor who lived in the country, ten miles from the nearest railway station. SEND 22.He __________________ a wife and he lived in a very large house with a housekeeper. NOT HAVE. He himself was a very old man with white hair which grew over most of his face as well as on his head. 23.The children liked him almost at once. Only Lucy, who was the __________________ of them, felt a little afraid of him. YOUNG 24 . On their __________________ evening, after dinner, they said good night to the Professor and went upstairs. It was the largest house they had ever seen, so Peter suggested exploring it in the morning. ONE When the next morning came, there was a steady rain falling. 25.“I wish the weather __________________ more cheerful!” said Edmund. BE “Stop complaining, Ed,” said Susan. 26.“I think the weather __________________ soon.” .IMPROVE “We were going to explore the house,” Peter reminded them.27. He __________________ a sandwich at the moment and was absolutely happy with the whole situation. EAT 28.Everyone nodded and at that point their amazing adventures__________________.BEGIN
Повторяем и закрепляем грамматический материал под каждым кодом контролируемого требования. Для закрепления навыков грамматики работаем с сайтами : Решу ОГЭ- https://en-oge.sdamgia.ru/ .
Учи р у- https://uchi.ru/signup https:// your –teachers.ru
Как вы знаете, на данных сайтах ученик может проверить правильность выполнения и прочитать пояснения по всем заданиям экзамена. А так же смотрим, если это сущ, значит вспоминаем мн.ч. Если местоимение - виды местоимений. Если числит. – порядковое, чаще всего. Если прилаг. – степень сравнения. Не забываем про исключения . Если глагол – времена, согласование времен, пассивный залог. Придаточные предложения.
Подробнее хотела бы остановиться на задании № 2, где объектом контроля является умение использовать словообразовательные аффиксы английского языка. Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с контекстом словами, преобразуя их с помощью словообразовательных элементов слова. Чтобы успешно выполнить эти задания, учащийся должен иметь богатый словарный запас, владеть аффиксальными способами словообразования и, соответственно, знать суффиксы и префиксы различных частей речи. Практика показывает, что учащиеся испытывают большие трудности в их применении, т.к. нет единого алгоритма использования определенных словообразовательных элементов с различными частями речи, потому что не существует четких правил по присоединению префиксов, так как префиксы английского языка были заимствованы из французского, греческого языка и латыни. Потому слова с приставками и их значение лучше запоминать индивидуально. Но знание о префиксах помогает запоминать новые слова быстрее.
Как известно, в английском языке имеется несколько способов словообразования:
конверсия
(образование новых слов без изменения их написания и произношения),
словосложение
(образование слова путем сложения двух слов в одно),
изменение ударения в слове
(
получение слова другой части речи),
аффиксация
(прибавление к корню суффикса или префикса).
Педагоги знают, что аффиксация – один из самых распространенных способов словообразования. Она представляет собой образование новых слов от основ существующих слов при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов). Знание значений суффиксов и префиксов помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых. Конечно, обращаем внимание на классификацию аффиксов по значению и частям речи. С одной из выпускниц, которая сдала экзамен на «отлично» мы написали исследовательскую работу «Аффиксация как основной способ словообразования при подготовке к ОГЭ по английскому зыку» На городской научно практической конференции - первое место. Напомню, как выглядит задание № 2
Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 29–34 так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 29–34.
29.People travel a lot nowadays. Planes are considered to be the most COMFORT means of transport but for some people airports can be a nightmare.
30.There are END queues when you check in and you waste lots of time if your flight is delayed.
31.However, there are some airports where you can ACTUAL enjoy yourself. For example, you’ll never be bored at Hong Kong’s international airport.
32.There are thousands of people from DIFFER countries here but the passengers never experience any problems because everything is well organized. There are attendants in red coats, who help you to get from one place to another.
33. It’s very good for people with no sense of DIRECT .
34. The attendants are always very polite and HELP
Мы разработали следующие советы в помощь для выполнения данного задания :
– прочитав текст, по контексту нужно определить, какая именно часть речь нужна для заполнения пропуска
– после, следует вспомнить какие суффиксы или приставки характерны для данной части речи
– многие слова, возможно, вам знакомы, поэтому нужно попытаться их вспомнить
– некоторые слова имеют сходство в произношении с русскими.
Отработав 45 вариантов, составили таблицу родственных слов. Слова расположены по алфавиту. Всего в таблице 198 слов, от которых образованы родственные слова. Несколько слов из таблицы, для примера :
Noun Существительное
Verb
Глагол
Adjective/Participle
Прилагательное/Причастие
Adverb
Наречие
Social status, occupation Социальный статус, род занятий
Education Образование
Educative Обучать
Educative Воспитательный Educational
Образовательный
Educated Образованный
Educationally Педагогически, образовательно
Educator
Воспитатель,
педагог
Fame
Слава
Fame
Прославлять
Famed
Прославленный
Famous
Известный
Famously
Великолепно
Government Правительство
Govern Управлять
Governmental Правительственный
Impression
Выражение
Impress
Выражать
Impressive
Впечатляющий
Impressively Впечатляюще
Length
Длина
Lengthen Удлинять
Long
Длинный
Longly Длинно
Regularity
Регулярность
Regulation Регулирование
Regulate Регулировать
Regular
Регулярный
Regularly
Регулярно
Regular
Монарх
Данная таблица помогает при подготовке к этому заданию экзамена. Последующие выпускники отметили её эффективность.
Раздел 4. Задание по письму.
You have received an email message from your English-speaking pen-friend Ben:
From: Ben@mail.uk
To: Russian_friend@oge.ru
Subject: Time out
I am very busy now preparing for my exams but yesterday I went to the cinema with my friends. …What kinds of films do you like? Where do you prefer watching films – in the cinema or at home, and why? What would you make a film about if you had a chance?…
… Write a message to Ben and answer his 3 questions. Write 100–120 words. Remember the rules of email writing.
Детям я дала такое начало и конец письма.
: Dear….,
Thank you for your email message. Sorry, I haven’t written to you earlier. I was busy with my studies at school.( 23 слова )
Let me answer your questions about… ( одно, два - четыре слова )( 7-9 слов). Well,( 3 ответа на три вопроса, на каждый два предложения употребляя связки и клише .) Постараться употребить грамм. явления, например условное придаточное.
That’s all for now. Write back soon.
Best wishes,
….. ( без точки ) ( 10 слов)
Напоминаем ребятам, что в письме приемлемы сокращения. Если предметное содержание речи хорошо отработано, письмо не будет проблемой.
Система по подготовке обучающихся к экзамену по английскому языку необходима. Так же важна практика с использованием демоверсий ОГЭ и практика устной речи в режиме on-line.
Считаю также очень важным научить детей оценивать себя самостоятельно по шкале ФПИИ. Метод самооценки необходимо применять с первых занятий по подготовке к экзамену. Познакомившись со шкалой оценивания разных заданий, ученики смогут оценить свои силы, стараться соответствовать всем требованиям. Что в итоге приведет к успешной сдаче экзамена. На сегодняшний день у меня 100 % качество сдачи экзамена.