Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подготовка ребёнка к школе. Авторская программа "Мир вокруг предназначена в помощь педагогам, работающим с детьми ОВЗ. | Каплан Светлана Ивановна. Работа №346789

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Подготовить ребёнка к школе необходимо. Главное мотивировать дошкольника на обучение. Это не просто сделать. В первом классе ребёнку будет легче учиться если родители помогут ему адаптироваться в новой среде. Ребёнку с ОВЗ ещё сложнее, но программа Мир вокруг" подскажет, куда двигаться коллегам и родителям.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

ПРИНЯТО

Педагогический совет

протокол №

от «08»сентября 2020 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУ ДО «ЦДТ» ________Солодухина Е.А

Пр. №255 от «09»сентября 2020 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Мир вокруг»

(социально-гуманитарная направленность)

 

 

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 8 - 12 лет

 

Каплан С.И.,

педагог дополнительного образования

Курск 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа «Мир вокруг» - это образовательная программа социально-гуманитарной направленности, рассчитанная на обучение детей с ОВЗ. Основное направление - социализация личности ребёнка с особенностями развития. Настоящая программа рассчитана  на 72 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов с целью проведение регулярных еженедельных занятий с обучающимися ОВЗ.

Формы занятий с обучающимися: традиционная, с элементами игры, практическая, творческая. Формы подведения итогов : индивидуальный опрос, анализ работ, тестирование.

Обучающимся будут даны первичные навыки верного социального поведения.

Программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Режим занятий: Программа рассчитана на 72 ч часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 90 минут. Содержание объединения отвечает требованию к организации дополнительного образования.

Количество обучающихся – индивидуальное обучение на дому.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в дополнительном образовании.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Такими общество должно воспринимать и детей с ограниченными возможностями здоровья. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Для детей с ОВЗ это особенно важно, ведь они более других уязвимы.

Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. 

Новизна данной образовательной программы состоит в разработке содержания и технологии организации образовательного процесса, позволяющих детям с ОВЗ в процессе обучения пройти путь поэтапного освоения программного материала от простого к сложному. Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, эта программа станет ещё одним шагом социализации в культурном социуме. Умение следить за своим здоровьем, общаться со сверстниками и взрослыми, правильно одеваться, выбирать книги для чтения, фильмы для просмотра, музеи и выставки для посещений – заложены в данной программе.

Данная адаптивная программа представляет собой интегрированный курс, уделяющий особое внимание не только воспитанию этической культуры, ориентирующей личность ребёнка с ОВЗ на нравственные ценности, но и художественно-эстетическому воспитанию, формированию коммуникативной грамотности, повышению культуры речи и развитию у детей бережного вдумчивого отношения к русскому языку. Как к одному из богатейших языков мира.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг" отличается от других программ тем, что дает возможность учащимся с ОВЗ проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, но и умений.

 

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в РФ»

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. №1726-р)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 « Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи »

Письмо Минобнауки от 18 ноября 2015 г. №09-3242 о направлении информации (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ ( включая разноуровневые программы)

Устав МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Курск.

Классификация программы:

По степени авторства – модифицированная;

По уровню сложности – адаптивная.

Принципы, лежащие в основе программы:

Принцип доступности обучения реализуется с учётом возрастных, психических и физических особенностей обучающихся.

Принцип системности обучения проявляется в организации и системной подаче материала и обеспечивает доступность и посильность обучения.

Принцип сознательности

характеризуется в обучении признаками: мышлением. Выполнением, стоящих перед ним задач. самостоятельный поиск решения. логическое мышление

Принцип наглядности. Применяемые средства наглядности помогают изменить представление об данном предмете, а мышление превращает эти представления в понятия.

Принцип активности активизирует мышление обучающегося, творческое выполнение самостоятельных работ, активизирует усвоение материала, пробуждает старание в выполнении заданий.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке

перед ребёнком и выполнении им

всё более трудных новых заданий

, в постепенном увеличении

объёма и интенсивности нагрузок.

 

Цель программы: освоение истинных культурных ценностей как средство мотивации обучающихся с ОВЗ к духовно-нравственному саморазвитию.

Наша основная задача - помочь ребенку с ОВЗ разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях.

В процессе деятельности, по воспитанию нравственных основ личности учащихся решаются следующие общие задачи:

формировать

основ

ы

морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

укреплять позитивную нравственную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм

;

формировать

способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

укреплять

доверия к другим людям;

развить доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать

другим людям;

формировать осознанное и уважительное отношение

к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

развивать навыки

организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 

В области формирования семейной культуры:

формировать

отношения к семье как к основе российского общества;

формировать почтительное

от

ношения к родителям, осознанное, заботливое отношение

к старшим и младшим;

знакомить обучающихся

с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Формировать ценностное

отношение

к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Программа «Мир вокруг» реализует нравственное направление деятельности для детей с ОВЗ . Главное назначение данной курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что ребёнок с ОВЗ постигает социум через собственное интеллектуальное, нравственное и художественное развитие.

Смыслообразующие идеи программы:

наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

Режим занятий

Программа рассчитана на 2 год обучения

Всего 72 часа. Занятия проводятся на дому у обучающихся, возможно дистанционное обучение.

Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.

Педагогические технологии:

- групповые – организация совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь;

- здоровьесберегающие технологии- охрану здоровья детей считать основным направлением деятельности;

- технология коллективного творческого воспитания, которая построена на принципах: учёт субъективности личности. Гуманизация, коллективная и общественная значимость деятельности, технология проектной деятельности.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Основные разделы программы:

«Воспитание умения жить вместе»

«Воспитание самостоятельности»

Программа рассчитана на 72 часа в год (2 ч в неделю)

Формы занятий:

 

Беседы, викторины

;

Творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки

Тренинги общения

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Ролевые игры

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые

 

 

Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план

Тема занятия

Дата

Количество часов

Форма занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Универсальные учебные действия

1

Конституция – основной закон. Правила безопасного поведения.

 

 

Сет.

2

Беседа

Знать понятия «Закон», «Устав», «права», «обязанности».

Уметь объяснить, зачем нужны права и обязанности. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

2

Безопасная дорога.

Сент.

2

Беседа - диспут

Знать правила дорожного движения.

Уметь мотивировать, почему люди должны соблюдать ПДД.

 

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Составлять простой и сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.

3

Ты и твоё здоровье

 

Окт.

2

Дискуссия.

Знать понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена».

Уметь объяснить необходимость соблюдения режима дня и укрепления здоровья человека.

Воспитание стремления к укреплению своего здоровья и формирование навыков личной гигиены.

4

Как я выгляжу.

Мода и школьная одежда.

 

 

Окт.

2

Час познания.

Знать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь), «мода». Значение для человека внешнего вида.

Уметь показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Необходимость школьной формы.

Умение участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.

5

Этика – наука о морали

 

 

Окт.

2

Час познания

Знать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика - как правило поведения и отношения к другим людям и к себе.

Уметь объяснять правилами этикета и золотые правила этики.

Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.

Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека

6

Школьный этикет

 

 

Окт.

2

Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».

Знать понятие «этикет» и «правила поведения в местах общественного пользования».

Уметь объяснить необходимость этих правил.

Умение вступать в общение друг с другом по заданной теме, участвовать в диалоге.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

7

Зачем быть вежливым

 

 

2

Дискуссия

Знать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

Уметь доказать, что вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека.

Построение логической цепи рассуждения.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

 

8

День рождения.

 

Нояб.

2

Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения».

Знать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя и для именинника.

Уметь применять правила этикета на дне рождения. Дарение подарка.

Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.

Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

 

9

Я – личность

 

Нояб.

2

Диспут.

Знать понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость».

Уметь рассказать о внешнем и внутреннем мире человека.

Я - мой характер, мои знания.

Мое поведение зависит от меня самого.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

10

Я и мои роли.

 

 

нояб

2

Ролевая игра.

Знать понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире.

Уметь рассказать «Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице».

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.

Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

11

Отношение к старшим

Нояб.

2

Беседа. Чтение литературы.

Знать свою семью, родителей, родных (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида.

Уметь объяснить, почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию.

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

12

Отношение к .

 

 

Дек.

2

Диспут.

Знать кто такой учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем.

Уметь рассказать о национальных традициях в России в общении учителя и ученика.

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе

объяснять, что связывает тебя:

- с твоей Родиной,

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению.

13

Праздничный этикет

 

Дек.

2

Рыцарский турнир вежливости.

Знать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции». Уметь объяснить, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека.

Умение слушать, извлекать полезную для себя информацию, участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

14

Плохо одному

Дек.

2

Практикум по этикету.

Знать о необходимости человека в общении и жестокости одиночества. Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

15

Речевой этикет

 

Дек.

2

Занятие-размышление.

Знать понятия «тон голоса», «речь», «общение», правила общения со сверстниками и старшими товарищами.

Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.

Умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

16

Вежливость и этикет

 

.

Янв.

2

Беседа

Знать содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет.

Уметь рассказать основные правила вежливости в общении.

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности.

17

Настроение другого человека

 

 

Янв.

2

Диспут.

Знать понятие «эмпатия».

Уметь поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы, укрепление гуманистической направленности детей.

Умение слушать, извлекать полезную для себя информацию, участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

 

18

Как решить конфликт.

 

Янв.

2

Занятие-размышление.

Знать понятия «конфликт», «терпимость», « характер».

Уметь находить способы для разрешения конфликта, проявляя терпимость.

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

19

Мы договариваемся.

 

 

Фев.

2

Ролевая игра.

Знать понятия «сотрудничество», «компромисс», « взаимные уступки»,

Уметь договариваться, выработать соглашение « Мы договорились, что …»

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

20

Я-ТЫ-МЫ.

 

 

Фев.

2

Ролевая игра.

Знать основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я (все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям).

Уметь применять на практике основные понятия.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

21

Верность слову.

 

Февр.

2

Диспут.

Обсуждение рассказа «Честное слово».

Знать понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера.

Уметь объяснить, можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову.

Понять другие позиции (взгляды, интересы). Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты книг и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

22

Этикет в общественных местах.

 

 

Февр.

2

Деловая игра «Ты в театре и музее».

Знать понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку.

Уметь рассказать о правилах поведения на концерте, в театре, музее и кино.

 

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

23

Библиотека – хранительница знаний.

 

 

март

2

Экскурсия в библиотеку.

Знать понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Книга - твой вечный друг.

Уметь рассказать о правилах пользования и поведения в библиотеке.

Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа.

24

Я познаю себя и других.

 

 

март

2

Беседа

Знать понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим.

Уметь объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.

Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации.

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.

25

Как влиять на поведение другого человека.

 

 

март

2

Диспут.

Знать понятия «аргумент», « убеждать»:

Уметь объяснить важность убедительного аргументирования своего мнения.

Понять другие позиции (взгляды, интересы). Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

26

Культура поведения человека.

 

 

март

2

Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Знать понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение.

Уметь отличать культурное и некультурное поведение.

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Умение анализировать высказывания, оценивать свою работу с точки зрения её соответствия творческой задаче.

27

Как человек принимает решение.

 

март

2

Диспут.

Знать понятия «компетентность», «компетентный», «компетенция».

Уметь осознавать, что не всякое решение целесообразно.

Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.

 

28

Принимать решение нелегко.

 

 

Апр.

2

Час познания.

Знать понятия «вариант», «жизненный опыт».

Уметь объяснить, что принимать решение – трудное дело.

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

29

Ограничения и самоограничение.

Апр.

2

Диспут.

 

Знать понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение».

Уметь объяснить, что жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки.

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

30

Каждый выбирает по себе.

Нравственные отношения в коллективе.

 

Апр.

2

Час познания. Э

Знать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.

Уметь объяснить, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

31

Я учусь быть самостоятельным.

 

Апр.

2

Диспут.

Знать понятие « алгоритм», «ученик», « учитель».

Уметь объяснить, что каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

 

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

32

Чувство, настроение и характер.

 

 

май

2

Занятие-размышление.

 

Знать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство».

Уметь объяснить, что человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

Договариваться с партнерами, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Организовывать взаимодействие в команде (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Умение работать в команде, принимать указания капитана команды.

33

Поступки человека и его характер.

 

май

2

Час познания.

 

Знать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок».

Уметь рассказать о роли поступков в формировании характера.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

34

Человек в природе и его здоровье.

 

май

2

Диспут.

Знать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы».

Уметь рассказать о правилах поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.

Воспитание стремления к укреплению своего здоровья и формирование навыков личной гигиены.

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Предметные. Изменения в модели поведения:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Метапредметные. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

использование полученной информации во внешкольной деятельности;

-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Личностные Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать поведение других людей и собственное.

Формы аттестации:

Способы проверки результатов освоения программы: осуществляется с помощью промежуточной аттестации. Аттестация проводится два раза в год в конце каждого полугодия. Другими формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является участие в конкурсах, выставках.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

 

 

Всего

Теория

Практика

 

 

1.

 

Вводное занятие

 

2

 

1

 

1

Первичная диагностика

(викторина,5 мин. письменная работа)

 

2.

Цикл бесед: Здоровье и здоровьесберегающие технологии.

 

 

8

 

2

 

6

Опрос, упражнения для сохранения здоровья, безопасность в природной среде.

3

Отношения со сверстниками и старшими.

20

 

8

12

Беседа. Деловая игра. Экскурсия.

 

4

Этикет

 

20

 

 

8

 

12

Сюжетно-ролевые игры.

 

5

 

Я – личность.

 

10

 

 

4

 

 

6

 

 

Сюжетно ролевые игры. Деловые игры. Чтение.

 

6

О моде в одежде и не только.

 

10

 

2

 

8

Работа в

группах, соревнование

7

Подведение итогов.

2

1

1

Экскурсия на выставку.

 

 

72

26

46


Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. 2 часа.

Теория: Беседа о правилах безопасного поведения. 1 ч.

Практика: первичная диагностика, викторина.

Тема 2. Цикл бесед: Здоровье и здоровьесберегающие технологии.

Теория: Опрос, упражнения для сохранения здоровья, безопасность в природной среде. 2 ч.
Практика: выполнения физических упражнений, экскурсия на природу. 6ч.

Тема 3. Отношения со сверстниками и старшими.

Теория: Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 8 ч.

Практика: Умение обеспечить учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Тема 4. Этикет.

Теория: Праздники в семье. 8 ч.

Практика: Уметь применять правила этикета на дне рождения. Дарение подарка. 12 ч.

Тема 5. Я – личность .

Теория: Общение в коллективе и семье. Беседы, диспуты. 4 ч.

Практика: Деловые игры, подготовка к публичным выступлениям. 6 ч.

Тема 6 О моде в одежде и не только.

Теория: Беседа о школьной форме, спортивной форме и одежде для дома и улицы, о праздничной одежде. 2 ч.

Практика: подбор разных видов одежды под разные ситуации. 8 ч.

Тема 7. Итог.

Теория 1 ч. Беседа о предстоящих каникулах

Практика 1 ч. Тест на знание прравил безопасного поведения в природе и в обществе, на улицах и дорогах.

 

Условия реализации программы

Методические условия реализации программы

Методические условия обеспечивают планирование образовательного процесса и его ресурсного сопровождения. Включая в себя совокупность программных продуктов. Культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и практических задач.

К общеобразовательной программе создан календарно тематический план, описывающий чёткое распределение времени на практическую и теоретическую подготовку учащихся, содержание деятельности. Для реализации поставленных задач создан учебно-методический комплект. Содержащий конспекты занятий и вспомогательный материал для занятий с видео- и аудио- материалами.

Программно-методическое обеспечение включает в себя: разработки игр. Бесеб, конкурсов, методик по учебно-исследовательской работе. Проектной деятельности. Взаимодействию с семьёй. Рекомендации СанПин по организации режима занятий.

 

Материально-техническое обеспечение программы

Учебно-практическое оборудование: письменный стол, магнитная доска.

Технические средства обучения: компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ.

 

Методическое обеспечение программы

Тема

Фома занятия

Приёмы и методы

Дидактические материалы

Оборудование, техническое оснащение

Формы контроля

Вводное

Беседа,

Вербальный метод

Инструктаж по т/б

Видеоматериалы

беседа

Цикл бесед: Здоровье и здоровьесберегающие технологии.

Беседа, практическое занятие.

Наглядный, словесный

Карточки

ноутбук

практикум

Отношения со взрослыми и старшими.

Беседа, практическое занятие.

Тренинги. Сюжетно-ролевые игры. Деловые игры.

Видео.

ноутбук

Занятие практикум

Этикет

Практическая работа. Беседа

Словесный. Наглядный.

Картинки. Видео

Ноутбук, книги.

Занятие игра. экскурсия

Я - личность.

Диспут. Практическая работа

Метод практикум

Сюжетные картинки

Книги, музыкальный центр.

Занятие игра, практикум.

О моде в одежде и не только.

Диспут

Практический, словесный

Одежда, картинки одежды.

Ноутбук, музыкальный центр

Занятие игра, практикум.

Подведение итогов

Экскурсия

Вербальный, словесный.

Экскурсия

Ноутбук

Занятие игра, практикум.

 

Оценочные материалы

К программе «Мир вокруг»

1.Диагностика психического и умственного развития, социализации.

1балл – не социализирован, не контактен

2 балла – интеллектуально сохранен. Идёт на контакт.

3 балла. Рад началу работы с педагогом.

2. Чувство сопричастности к обществу.

1 балл – нет общения в общественной среде (Кроме семьи0

2 балла – семья и родственники и близкие люди семьи.

3 балла – все, с кем взаимодействуют, являются кругом общения.

3. Концентрация внимания.

1 балл – не может концентрировать внимание.

2 балла – концентрирует внимание на короткое время

3 балла- усидчив, способен концентрировать внимание продолжительное время.

4. Эмоциональная отзывчивость.

1 балл – не может описать эмоции. Нарушение эмоционального ряда.

2 балла – частично описывает и выражает эмоции.

3балла – полное описание эмоций, выражение эмоций.

5. Наличие культурного кругозора. Знание правил хорошего тона, законов этикета.

1 балл- не знает основных законов поведения.

2 балла – знаком с правилами этикета. Но не совсеми и не все исполняет.

3 балла – знает правила этикета, исполняет их.

 

Промежуточная аттестация для объединения «Мир вокруг» (декабрь)

Задание: рассказать какие подарки приготовлены родным и близким.

Промежуточная аттестация для объединения «Мир вокруг» (апрель)

Задание: выполнить тестовое задание по выявлению коммуникативных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Мир вокруг»

Количество часов по программе: 72 ч. (теория - 26 ч. практика - 44 ч.)

Педагоги: Каплан С.И.

Срок реализации программы:

Начало учебного года: 1 сентября 2020 г.

Год обучения по программе

№ группы

 

 

сент

окт

нояб

дек

Янв

февр

Март

апр

май

режим занятий

место проведения

 

 

Количество часов 72, теория – 26. Практика – 44.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суббота

14.00- 19.00

 

На дому

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы учебного плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Вводное занятие

 

2ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Цикл бесед: Здоровье и здоровьесберегающие технологии.

 

2

 

2

 

2

 

2

 

 

 

 

3. Отношения со сверстниками и старшими.

 

2

2

2

2

2

4

4

2

 

 

 

4. Этикет

 

2

4

2

2

2

2

2

2

4

 

 

5. Я – личность

 

 

2

2

 

 

2

 

2

2

 

 

6.О моде в одежде и не только

 

2

 

 

2

2

 

2

2

 

 

 

Итоговое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Доукомплектование: с 02.09 – 08.09 2021 г.

Начало занятий: 10.09.2021 г.

Каникулы: 30.12 2021 – 12.01.2022 г.

Окончание учебного года: 25.05.2022 г.

Всего учебных недель: - 36

 

Список литературных источников.

Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.

Богданов С.Г. Творческая работа сельских школьников // Открытая школа. 2002. - №3.

Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентации стратегическое направление развития сельской школы // Педагогика. - 2002. - №5.

Буданцова А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2005.

Бушмелева Е.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. 1999. - №3.

Данилов А.П. Семья, школа, СМИ: единый подход к воспитанию: нравственное воспитание // Интегральная педагогика. 2001. - Спец. вып.

Зазыкин С.А., Громов П.Р. Методическое обеспечение воспитательного процесса в сельской школе. М.: Центр, 2000.

Курчина В. Воспитание эффективно, если оно системно: сельские школы // Народное образование. 2003. - №10.

Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.1: Рассказы о мировых религиях, сказки, истории и притчи, игры, занятия и беседы. М.: Русский Раритет, 1996.

Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.2: Природа глазами души; Беседы о высшем смысле жизни; Медиативные сказки; Вопросы и задания духовно-нравственного содержания. — М.: Сфера, 1999.

Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. 2004. - №4.

Шевченко Л.Л. Проект программы «Основы православной культуры». М. -2002.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М. – 2009.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X