Подготовка учащихся ДМШ и ДШИ к концертному выступлению | Светлана Николаевна Остапенко. Работа №351187
Проблема психологической подготовки музыканта исполнителя к концертному выступлению - очень важная, она волнует многих педагогов, психологов, исполнителей. И это неудивительно, ведь результатом любого исполнителя является публичное выступление. Это событие всегда очень ответственно, и является не только большим стимулом для дальнейшего творческого роста, но и вызывает волнение, тревогу. Не доученное произведение исполнителя -это не только не уважение к слушателям, но и вызывает отрицательный комплекс неуверенности в себе. Поэтому главной задачей преподавателя достойно подготовить ученика к выступлению.
« Подготовка учащихся ДМШ и ДШИ к концертному выступлению»
Дата публикации: 18 ноября 2024г.
Автор: Остапенко Светлана Николаевна
В программе учащихся детских музыкальных школ и школ искусств концертные пьесы занимают особое место. Они дают им возможность проявить свой темперамент, воображение, учат владеть красками звука, позволяют почувствовать себя настоящим артистом за инструментом.
Выход исполнителя на сцену - это публичный показ проделанной работы, за которую он несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и наконец, перед педагогом. Проанализировав выступления на сцене своих учеников, я пришла к выводу, что излишнее волнение мешает им показать себя с лучшей стороны на сцене. И передо мной встала задача вовремя заметить и распознать проблемы, ведущие к провалу на сцене и корректировать их с помощью различных методов, описанных в методических трудах известных педагогов - музыкантов.
Проблема психологической подготовки музыканта исполнителя к концертному выступлению - очень важная, она волнует многих педагогов, психологов, исполнителей. И это неудивительно, ведь результатом любого исполнителя является публичное выступление. Это событие всегда очень ответственно, и является не только большим стимулом для дальнейшего творческого роста, но и вызывает волнение, тревогу. Не доученное произведение исполнителя -это не только не уважение к слушателям, но и вызывает отрицательный комплекс неуверенности в себе. Поэтому главной задачей преподавателя достойно подготовить ученика к выступлению.
Самоконтроль, как правило, у детей не развит, они не знают какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене, не знают, как сесть. Это может стать причиной волнения. Невозможность проявить себя из страха получить низкую оценку со стороны комиссии также является причиной волнения. А главной болезнью среди неопытных музыкантов является выпадение текста, провалы в памяти, от которых не застрахованы даже опытные мастера. Как писал выдающийся исполнитель и педагог Л. Коган «Исполнитель волнуется от того, что боится забыть, а забывает от того, что волнуется».
Как же бороться с концертным волнением? Как готовить ученика к выступлению? Воспитание артистических качеств, требует от педагога тонкого, индивидуального подхода к ученику. В подготовке к выступлению нужно устранить все, что мешает, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнений в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздник, а не как страшного суда.
В чем же причина волнения? Известный педагог и композитор С. Майкапар считал причиной волнения непродуктивные домашние занятия, что вызывает ощущение неуверенности и тревоги. Также, Римский – Корсаков – великий композитор часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение.
По мнению педагогов занимающихся вопросами музыкальной психологии, некоторые житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Например: часто откладывается на завтра то, что можно сделать сегодня. Многие учащиеся, после того как произведение выучено наизусть, его просто зазубривают при многократных повторениях, которые эффективны, когда включают в себя нечто новое, а не просто восстановление того, что было. Необходимо каждый раз вносить что-то новое в исполнение.
В исполнительском процессе, как и в любой деятельности человека, активная роль принадлежит сознанию. Профессор Б. Диков писал:
« Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений, волевых усилий». Обычно преподаватели и сами ученики большую часть времени тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера и других важных элементов концертного выступления. Но меньше внимания обращают на психологическую подготовку к выступлению на сцене.
Каждый исполнитель по своему испытывает психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто-то очень боится ошибиться, забыть текст, а кто-то хочет поскорее уйти домой, потому, что ему все надоело, кто-то смущен обстановкой зала. Но все - таки большинство с радостью ждут общения с публикой.
Эмоциональное волнение - это особое эмоционально-психическое состояние, которое наблюдается у каждого исполнителя, не зависимо от возраста. Оно возникает в связи его выходом на сцену для выступления перед зрителями или перед экзаменационной комиссией и при этом не зависит от его желания. Состояние эмоционального волнения исполнителя может возникнуть задолго до начала концерта или перед выходом на сцену, но оно должно быть обязательно. Но волнение волнению рознь. Известная приподнятость перед выступлением и во время его естественна, но есть еще волнение – паника, растерянность, которое очень сложно устранить. Работа над собой – очень долгий и сложный процесс, требующий больших усилий.
Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержаться в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов: Л. Баренбойма , Г.Когана, Г.Нейгауза, С. Фейнберга и др. В них можно найти ответы на ряд вопросов как показать себя на сцене с положительной стороны. Ими предлагается ряд методов и приемов, которые повышают психологическую устойчивость исполнителя на сцене. Когда пройдены все этапы предварительной работы над произведением, когда найден музыкальный образ, но из-за сильного волнения все рушится, на помощь должно придти умение владеть собой, внутренняя собранность, концентрация внимания. В основе профилактической работы лежит метод саморегуляции. На уроках помогают следующие упражнения:
1 Представь, что ты нырнул в воду. Можно ли в этот момент думать о
чем - то прекрасном? Только поскорее спастись, собрав всю силу воли. Также нужно учиться погружаться в исполняемое произведение. Все мысли должны направляться только на качество исполняемого произведения.
2 Прислушиваться к себе. Представь, что вокруг никого нет, и
полностью сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему дыханию, к тому, как бьется твое сердце. Какое при этом настроение.
3 Дыхательное упражнение: надувание воображаемого шарика. Вдох
через нос, выдох через рот.
Эти советы способствуют формированию положительного отношения к музыкально сценической деятельности, и в этом преподаватель помогает своему ученику.
Еще один из методов преодоления боязни сцены - метод самовнушения. Педагогу нужно внушить уверенность ученику в своих милах. «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа, ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Ученику следует повторять себе перед выходом на сцену «Я с нетерпением жду концерта. Я контролирую и слушаю свою игру. Я забываю о страхе, и все мысли направляю на осмысленное исполнение музыки. Я эмоционально устойчив и верю в себя». Уверенность, что произведение хорошо выучено, спасет от многих негативных форм эстрадного волнения. И эти методы хорошо работают.
Всякая работа над музыкальным произведением, которая велась учеником в классе и дома проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Конечно, к ощущению сценической устойчивости исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. Преподавателю для концерта надо выбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Лучше исполнять не сложные произведения хорошо, чем плохо играть трудные. Существует точка зрения, что, учащиеся, часто и успешно выступающие в детские годы обладают большей психологической устойчивостью. Для того, чтобы удачно выступить на экзамене, зачете или конкурсе, необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.
Состояние готовности или установка на успех имеет большое значение. Установка – готовность организма к совершению определенного действия- то есть быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу С. Рихтер говорил «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь все: не только зрителей, зал, но и самого себя».