Подготовка учащихся к исполнению 2х голосных произведений в младшем хоре | Колобродова Светлана Евгеньевна. Работа №301857
В статье представлены методика и последовательность работы по подготовке учащихся к исполнению двухголосных произведений в младшем хоре.Хоровое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: хорового строя, ансамбля, дикции, дыхания, качества певческого звука. В начальном периоде обучения двухголосия используются «Игровые партитуры», «Ритмические каноны», ручные знаки, каноны. Переход к пению двухголосия обычно происходит после освоения хором чистого унисона.Гармонический слух базируется на трех составляющих: фоническом, ладофункциональном и звуковысотном параметрах. При восприятии и исполнении многоголосной музыки они синтезируются и обеспечивают создание прочных музыкально-слуховых представлений. При использовании методов и приемов, развитие гармонического слуха протекает более эффективно. Используемые формы дают возможность совершенствовать координацию слуха и голоса, формировать осознанное восприятие ансамблевого звучания, что позволяет обучающимся уже на начальном этапе обучения, исполнять двухголосные произведения.
Подготовка учащихся к исполнению 2х голосных произведений в младшем хоре
Автор: Колобродова Светлана Евгеньевна
Преподаватель хора, академического вокала
Волгоград
2022 г.
Детский хор – особая драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя.
Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.
В хоровой работе овладение многоголосием является обязательной задачей. Научить детей петь на несколько голосов дело сложное, требует много времени, терпения и сил.
Обучению многоголосному пению условно можно разделить на три этапа:
Накопление слушательского опыта;
Исполнительская подготовительная деятельность;
Формирование навыка пения на два голоса.
Г.Струве в своей книге Школьный хор пишет: Перейти к многоголосному пению возможно только при наличии трех факторов в хоре:
если у детей воспитан навык Музыкальной наблюдательности;
если у детей есть минимальный запас слуховых навыков;
если детям привит элементарный навык унисонного пения.
Формирование музыкальной наблюдательности начинается с умения анализировать музыкальный материал. Дети обязательно должны научиться определять - как меняется настроение, сколько частей в песне, в каком регистре звучит аккомпанемент; понимать строение музыкальной фразы - находить повторность, различать изменения в основном рисунке мелодии, различать окончания музыкальных фраз. Для этого необходимо как можно раньше познакомить детей с нотной грамотой и научить их прослеживать музыкальный материал по нотам.
В активизации музыкального слуха большую роль играет аккомпанемент в песне. На первом этапе работы с хором сопровождение обычно дублирует вокальную партию, но чем быстрее руководитель перейдет к более разнообразной и музыкально выразительной фактуре в аккомпанементе, тем быстрее воспитывается музыкальная наблюдательность.
Минимальный запас слуховых навыков тесно связан с теорией музыки. В младшем хоре дети могут освоить некоторые элементы теории на более высоком понятийном уровне. Мир музыкальных впечатлений встает на новую ступень.
Дети должны знать, слышать и уметь петь в хоре:
- гаммы - натуральный мажор, гармонический минор. На начальном этапе дети исполняют первые пять ступеней, используя ручные знаки. Например: играем в игру Сколько звуков подряд я исполню на инструменте?. Дети отвечают, потом исполняют с ручными знаками. Затем исполняя гамму вверх надо попросить детей дольше пропеть S, а исполняя вниз - D.
- разрешать неустойчивые ступени в устойчивые с ручными знаками.
- мажорное и минорное трезвучие петь с ручными знаками сверху вниз от V ступени. Трезвучия исполняются в контрасте Т35, t35 (исполняется по полутонам вверх и вниз):
- петь цепочку интервалов мелодически с названием нот, с названием ступеней (раз, два...), интервалов с ручными знаками. От I ступени вверх интервалы поются большие и чистые, а вниз от тоники чистые и малые.
- упражнение на умение выделить слухом нижний звук из двух звучащих.
- в следующих упражнениях дети свободно могут спеть интервал гармонически. Для этого хор делится на две группы, одна партия исполняет нижний тон, другая выстраивает верхний звук.
Детям очень нравится игра Сколько звуков я слышу?. Учитель играет любые интервалы (простые и составные), аккорды, а дети показывают количество услышанных звуков (от одного до четырех). Постепенно игра усложняется: можно попросить детей исполнить голосом в созвучии верхний или нижний звук; у ребят, поющих в хоре 2,3 год можно спросить название интервала или аккорда, лад, исполнить средний звук голосом. Эта игра очень активизирует внимание, заставляет слушать и слышать.
- самым легким, доступным и веселым станет на занятиях ритмическое двухголосие, трехголосие. Каждой партии задается свой ритмический рисунок, который можно прохлопать, исполнить цоканьем языка или изобразить часы.
Безусловно, одним из главных требований в подготовке детей к исполнению двухголосных произведений является необходимость научить детей чисто петь в унисон, только он даёт стройное звучание. Для этого важно выработать навык распределения внимания. Для этой цели рекомендуются песни с сопровождением, не дублирующие мелодию. Дети должны слушать партию фортепиано (её можно исполнять громче). Далее дети могут одновременно с пением прохлопывать ритм песни. Хор можно поделить на 2 части:1-я исполняет песню,2-я - ритм.
Также важно научить петь без сопровождения - a capella, которое является действенным средством для развития и совершенствования слуха. Оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении.
- начинать можно с пения на одном звуке.
- затем переходить к небольшим упражнениям – распевкам (Василёк, Как под горкой) сначала с простой гармонизацией, потомa cappella. Следим за точным интонированием первого и особенно последнего звука. Особое внимание обращаем на нисходящие мелодические обороты, так как именно такое движение к тонике ведёт к ослаблению интонационного контроля.
- поём эти мелодии без сопровождения цепочкой, т.е. по фразам рядами, группами, по одному, задача не прервать мелодию, не испортить её т.к. поют одни, другие поют про себя;
- поём небольшие вокальные упражнения в разных тональностях, с простой гармонизацией. Чуть позже настраиваем хор только на тоническим трезвучием и исполняем упражнения без аккомпанемента. Через некоторое время играем вначале только тонику.
- поём выдержанные звуки разной высоты, следя за точностью интонации на всём протяжении звука. Сначала учимся исполнять один звук в унисон всем хором, затем двухголосно широкие интервалы (квинта, секста, октава), потом более узкие.
- после ознакомления детей с понятием звуковысотности, можно познакомить их с аккордом. Вначале он воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске, но вслушиваясь в него, дети начинают разделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте, далее эти звуки закрепляются в пении поочерёдно. А через некоторое время можно начать пропевание прибауток уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия.(позднее это упражнение можно петь в положении секстаккорда).
Так же при подготовке к двухголосию совершенствовать внутренний слух, т.е. способность как бы про себя слышать музыку и отдельные элементы. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающие повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т.д.
Вот одно упражнение, способствующее развитию внутреннего слуха: Пример № 1
Можно предложить игру Эхо, Перекличка , Дразнилка. Пример № 2
Следующий шаг - параллельно с собственным пением дети должны привыкать слушать хотя бы ещё один голос. Это можно сделать на примере народных песен, где один голос поёт не сложные подголоски. Пример № 3, 4
Дети поют и слушают: был ли 2ой голос? Где он звучал(выше или ниже)Куда двигался? Как? (поступенно или скачками). После анализа дети поют подголосок, а педагог - мелодию. Позже детей разделить на две группы.
В развитии слуха большую пользу приносит пение канонов. В основе их лежит имитация. Детям нравиться петь каноны, они относятся к ним как к игре. Начинать пение канонов можно с середины 1-го класса. Вначале необходимо отработать безошибочное произношение текста с соблюдением метроритма. Начинать вступление второго голоса на более далёком расстоянии.
Канон Братец Яков
й голос: Братец Яков, Братец Яков, спишь ли ты, спишь ли ты
й голос_______________________Братец Яков, Братец Яков
Затем расстояние постепенно сближаем
1-й голос: Братец Яков, Братец Яков, спишь ли ты, спишь ли ты
2-й голос____________Братец Яков, Братец Яков
И самый сложный вариант, вступление как можно ближе
1-й голос: Братец Яков, Братец Яков, спишь ли ты, спишь ли ты
2-й голос_______Братец Яков, Братец Яков, спишь ли ты
После того, как дети научились удерживать свой текст в чтении без напряжения, можно переходить к пению. Канон в пении желательно разучивать с далёкого расстояния и доводить до расстояния секундового соотношения
Пример сближения голосов в каноне (а, б, в, г- начало вступления 2-го голоса)
А Г В Б
Братец Яков, Братец Яков, спишь ли ты, спишь ли ты.
Интересный игровой вариант - одновременное чтение разных текстов, имеющих близкую метроритмическую основу.
Пример:1г.- Во поле берёза стояла. 2г.- Со вьюном я хожу.
Наиболее трудным в пении канонов бывает момент вступления второго голоса. Дети как бы мысленно продолжают её и вступают крайне неуверенно. Поэтому полезно заставлять возвращаться к началу канона. На начальном этапе детям нужна поддержка, поэтому можно попросить концертмейстера помочь петь детям одну партию, а педагог - другую.
На сегодняшний день существует множество пособий по работе с канонами. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, можно включать каноны необычные. На пример каноны Е.М. Попляновой. Автор предлагает использовать различные виды канонов: речевой, мимический, канон жестов, тембровый, ритмический, мелодико-ритмический и конечно мелодический.
-Мимический - темой становиться последовательность движений мышц лица. Можно добавить звуки - возгласы, покачивание головой.
-Речевой - темой становиться поэтический текст, исполняемый в определённо организованном ритме.
-Мелодико-ритмический. В1-ом голосе мелодия, во 2-ом - ритм этой мелодии.
-Мелодический - в начале мелодию довести до чистого унисона а капелла. После этого учитель и концертмейстер поют каноном, дети слушают. Затем дети поют 1-й голос вместе с концертмейстером, педагог-2-ой. И наконец методом Снежного кома добавлять детей в партию 2-го голоса. Обращать внимание на точное вступление голосов, умение держать темп от начала до конца.
-Канон жестов - темой становиться последовательность каких либо жестов или движений в определённом метроритме.
-Тембровый канон - для него потребуются ударные инструменты (ложки, бубны, треугольники и т. д.), а также руки и ноги. Его желательно применять в конце урока, т.к. он самый шумный и весёлый.
-Канон с движениями - по методике В. Жилина. Каждый голос встаёт в круг и поёт мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Движение начинается с началом пения своего голоса.1-й голос по часовой стрелке,2-ой - против часовой.
Для развития гармонического слуха важно включать в работу двухголосные упражнения:
а) с поочерёдным движением каждого голоса. Пример № 5
б) пение параллельных квинт
Начинать работу с двухголосными упражнениями лучше с широких интервалов, тогда ребёнку легче не сбиться на чужой голос.Пример№ 6,7
Тренироваться в разных тональностях, меняя голоса местами. Для начала полезно пропеть тональную секвенцию из квинт. Также это упражнение можно исполнять параллельными квартами, секстами, октавами.
в)двухголосные упражнения на основе разного рода встречных движений голосов. Пример № 8
г) пение параллельными терциями представляется наиболее трудным для детей. Желательно пробовать терцовую втору после других видов двухголосия.
Пример № 9
д) опевание ступеней (обнимаем ступени)
При освоении пения терций полезно обращаться к фольклору, а именно к одному из видов русского многоголосия - втора. Пример рнп Как пошли наши подружки (дети поют нижний голос, верхний голос играем на фо - но или поёт солист, затем поём разделившись на партии).
Более сложные упражнения для развития гармонического слуха это полифонические примеры, где проявляется самостоятельное движение голосов. Появление выдержанного звука, противоположное движение голосов - это признаки полифонизации.
- выдержанный звук. Пример № 10
- пение гамм детьми, педагог держит тонику и наоборот. Пример № 11
- упражнения с противоположным движением голосов. Пример № 12
Освоение выше перечисленных навыков имеет большое значение на начальном этапе подготовки младшего хора к исполнению двухголосных песен. Такой работой надо заниматься систематически по нарастающей сложности. Меж - предметные связи на уроке хора, залог успешного развития гармонического и мелодического слуха у детей.
Заключение
Хоровое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: хорового строя, ансамбля, дикции, дыхания, качества певческого звука.
При работе над двухголосием в младшем хоре можно выделить ряд общих методических подходов: переход к пению двухголосия обычно происходит после освоения хором чистого унисона. Если у детей есть минимальный запас слуховых навыков. Также если у хористов воспитан навык Музыкальной наблюдательности. Важный момент в освоении двухголосия грамотное распределение детей по хоровым партиям, в начале он осуществляется не по вокальным данным, а по музыкальным (уровень развития слуха, умению чисто петь, сила голоса),т.к. только к 9-10 годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра.
В начальный период обучения двухголосия использовать: Игровые партитуры, Ритмические каноны, ручные знаки, каноны. На первом этапе нужно тщательно подбирать репертуар, в котором второй голос представлял вполне самостоятельную мелодию и являлся ведущим. Начинать работу над многоголосием лучше с произведений включающее эпизодическое двухголосие, а также с пения с косвенного и противоположного движения голосов. К тому же 2-хголосные песни должны быть лаконичные по форме, выразительные по мелодии, простые по ритму, диапазон не должен превышать октавы. Для освоения 2-хголосия желательно чтобы дети пели тихо, вслушиваясь в голосоведение обоих партий, подстраивая свой голос к общему звучанию хора.
Гармонический слух базируется на трех составляющих: фоническом, ладофункциональном и звуковысотном параметрах. При восприятии и исполнении многоголосной музыки они синтезируются и обеспечивают создание прочных музыкально-слуховых представлений. При использовании методов и приемов, развитие гармонического слуха протекает более эффективно. Используемые формы дают возможность совершенствовать координацию слуха и голоса, формировать осознанное восприятие ансамблевого звучания, что позволяет обучающимся уже на начальном этапе обучения, исполнять двухголосные произведения.
Список литературы:
1.Абелян Л. Попов В. 100 канонов для детского хора.- М., Музыка, 1969.
2.Е.М. Поплянова Игровые каноны на уроках музыки - М., Изд. Центр Владос,2002г.
3. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения вып. 1.- М., Музыка, 1986.
4.П.Соколова Двухголосное пене в младшем хоре - М. 1982.
5. Струве Г. А. Школьный хор. - М. Просвещение, 1981.
6. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио - М.,1979.
7. Стулова Г. П. Хоровое пение, методика работы с детским хором.- СПб Планета музыки,2014