Подготовка учащихся с ОВЗ к творческому заданию ГВЭ по русскому языку | Поддубняк Любовь Федоровна. Работа №338037
Аннотация: Статья посвящена особенностям подготовки учащихся с ОВЗ к экзамену по русскому языку, в частности к творческому заданию на государственном выпускном экзамене, необходимости разработки специальных учебных программ и методических материалов, адаптированных к особенностям ОВЗ.
Ключевые слова: учащиеся с ОВЗ, экзамен, творческое задание, индивидуальный подход, психологическая поддержка, мотивация, специальные учебные программы
Всё больше внимания в современной школе уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное обучение детей с ОВЗ стало одним из приоритетных направлений государственной политики.
по русскому языку
Поддубняк Любовь Федоровна, учитель русского языка и литературы,
ГБУ ОО ЗО Азовская СОШ №39, г.о. Мелитополь
Аннотация: Статья посвящена особенностям подготовки учащихся с ОВЗ к экзамену по русскому языку, в частности к творческому заданию на государственном выпускном экзамене, необходимости разработки специальных учебных программ и методических материалов, адаптированных к особенностям ОВЗ.
Ключевые слова: учащиеся с ОВЗ, экзамен, творческое задание, индивидуальный подход, психологическая поддержка, мотивация, специальные учебные программы
Всё больше внимания в современной школе уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное обучение детей с ОВЗ стало одним из приоритетных направлений государственной политики.
Для учителя русского языка, оказывающего помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, важно не только учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности детей, но и создавать специальные условия для их обучения.
Часто приходится сталкиваться с учащимися, у которых есть нарушения в развитии устной и письменной речи. Однако для получения аттестата об основном общем образовании выпускникам девятого класса необходимо успешно сдать экзамен по русскому языку.
На государственном выпускном экзамене (ГВЭ) по русскому языку в 9 классе обучающиеся с ОВЗ, выбравшие форму изложения, помимо написания самого текста (краткого или развернутого), также должны аргументированно ответить на вопрос, связанный с прослушанным текстом. Данный ответ требует использования элементов рассуждения, опирающихся на личный и читательский опыт выпускника, и считается творческим заданием.
Для учащихся с ОВЗ подбираются тексты для изложения, которые отличаются простым и понятным повествовательным стилем, ясным сюжетом и минимальным количеством персонажей. Ученики слушают текст трижды, затем им выдаётся на чтение на 40 минут, после чего они пишут изложение. Такая методика обычно помогает учащимся легче справиться с заданием.
При написании любого сочинения, включая творческие задания, важно уметь структурировать мысли, аргументировать свою точку зрения и сохранять логическую последовательность в тексте.
Начинать подготовку к написанию изложения лучше всего заранее, так как обучение таких детей строится на многократности повторения одних и тех же действий на протяжении длительного периода времени. Некоторые навыки прививаются и отрабатываются годами, пока они не дойдут до автоматизма. Отрабатывание приёмов переработки и сжатия текста идёт не один год. Сначала это знакомство с приёмами сжатия на индивидуальных консультациях, потом многократное закрепление в виде выполнения различных упражнений.
Творческое задание является одним из ключевых компонентов ГВЭ по русскому языку. Особенностью подготовки учащихся с ОВЗ к творческому заданию ГВЭ является индивидуальный подход ко всем сторонам образовательного процесса. Важно также организовать дополнительные занятия по формированию навыков самостоятельной работы, критического мышления, анализа и планирования. Учащиеся с ОВЗ часто нуждаются в дополнительной поддержке и помощи, поэтому необходимо создать комфортную и стимулирующую обстановку для их развития и успешной подготовки к творческому заданию ГВЭ.
Кроме того, для успешной подготовки учащихся с ОВЗ к творческому заданию по русскому языку необходимо обеспечить психологическую поддержку и мотивацию. Важно помочь учащимся преодолеть свои страхи и сомнения, повысить их самооценку и веру в свои способности. Поддержка со стороны учителей, родителей и одноклассников играет важную роль в формировании уверенности учащихся и стимулирует их к достижению хороших результатов.
За последние годы в подготовке учащихся с ОВЗ к творческому заданию ГВЭ по русскому языку достигнуты значительные результаты. Работа с данными учащимися стала более систематической и целенаправленной, что привело к повышению уровня их подготовки.
Одним из ключевых достижений в этой области является разработка специальных учебных программ и методических материалов, адаптированных к особенностям ОВЗ. Это позволяет учителям проводить более эффективные занятия, учитывая индивидуальные потребности каждого учащегося. В рамках этих программ уделяется особое внимание развитию речи, письма, чтению, а также развитию творческого мышления и коммуникативных навыков.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, остается много работы, поскольку подготовка учащихся с ОВЗ к творческому заданию ГВЭ по-прежнему сложна и требует дальнейшего совершенствования. В связи с этим стоит обратить внимание на несколько перспективных направлений.
Во-первых, нужно продолжать развивать и совершенствовать адаптированные методические материалы и учебные программы. Учителям необходимо иметь ресурсы, позволяющие им адаптировать содержание образовательного процесса к потребностям каждого ученика. Это поможет более эффективно формировать навыки, необходимые для выполнения творческого задания ГВЭ.
Во-вторых, следует уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому учащемуся. Необходимо проводить диагностику и определить уровень подготовки каждого ученика с ОВЗ, чтобы разработать индивидуальные учебные планы и найти оптимальные методы обучения. Больше внимания следует уделять работе с учащимися, у которых есть проблемы в освоении определенных навыков, таких как письмо или чтение.
Наконец, важно улучшить сотрудничество между школами, специалистами и родителями.
Список литературы
Иванова, Е.А. "Психолого-педагогические аспекты подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к государственной итоговой аттестации по русскому языку" // Педагогика и психология. - 2022. - № 6.
Устинов, Г.Г. "Практические аспекты подготовки учащихся с ОВЗ к творческим заданиям ГВЭ по русскому языку" // Практическая психология и педагогика. - 2021. - № 10. – с. 21-25