Подходы к обучению учащихся не только техническому чтению, но и пониманию прочитанного | Мишенёва Светлана Борисовна. Работа №350110
Аннотация. Обучение чтению — один из ключевых аспектов начального образования, играющий важную роль в развитии познавательных и коммуникативных навыков у детей. Однако, помимо технических навыков чтения, основной задачей учителя является формирование у учащихся способности к глубокому пониманию и анализу прочитанного материала. В данной статье рассматриваются эффективные подходы к обучению детей как техническому чтению, так и пониманию прочитанного.
Ключевые слова: чтение, понимание прочитанного, начальная школа, методы обучения, критическое мышление.
ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НЕ ТОЛЬКО ТЕХНИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ, НО И ПОНИМАНИЮ ПРОЧИТАННОГО
Мишенёва Светлана Борисовна, учитель начальных классов
МОУ Романовская СОШ Романовского района Саратовской области имени полного кавалера орденов Славы И.В.Серещенко
Аннотация. Обучение чтению — один из ключевых аспектов начального образования, играющий важную роль в развитии познавательных и коммуникативных навыков у детей. Однако, помимо технических навыков чтения, основной задачей учителя является формирование у учащихся способности к глубокому пониманию и анализу прочитанного материала. В данной статье рассматриваются эффективные подходы к обучению детей как техническому чтению, так и пониманию прочитанного.
Ключевые слова: чтение, понимание прочитанного, начальная школа, методы обучения, критическое мышление.
Чтение — это основа обучения, которая открывает двери к знаниям и позволяет детям осваивать новый опыт. В начальной школе дети осваивают не только технические навыки чтения, но и учатся интерпретировать и анализировать текст. Развивая эти навыки, мы подготавливаем их к успешному обучению на протяжении всей жизни. Однако многим учащимся не хватает навыков понимания прочитанного, что может быть связано как с недостаточной подготовкой, так и с отсутствием интереса к чтению. Этот факт обязывает учителей искать новые подходы и методы, которые помогут детям не только читать, но и осмысленно воспринимать информацию.
Техническое чтение и его значение
Техническое чтение включает в себя процесс идентификации букв, слов и предложений. На начальном этапе важно, чтобы дети научились правильно произносить слова и понимать синтаксис. Однако только наличие технических навыков чтения не достаточно. Чтобы стать успешным читателем, учащиеся должны уметь интерпретировать и осмысливать текст. Это подразумевает развитие таких навыков, как:
Внимание к деталям: обращение детей к важным аспектам текста.
Связывание текста с личным опытом: умение выделять связи между прочитанным и собственными переживаниями.
Формулирование вопросов: активное создание вопросов на основе текста для углубленного анализа.
Применение различных подходов к обучению чтению
1. Чтение вслух
Чтение вслух не только помогает детям научиться произносить слова, но и создает пространство для вопросов и обсуждений. Учителя могут выбирать тексты, которые содержат интересные моменты, вызывающие эмоции или сюрпризы. Это дает возможность детям интересоваться содержанием, а не только формой.
2. Работа в группах
Формирование групп для обсуждения прочитанного может быть очень эффективным. Дети могут обмениваться мнениями, задавать вопросы друг другу и делать выводы. Это развивает их навыки совместного мышления и сотрудничества, а также позволяет легче усваивать информацию.
3. Использование визуальных материалов
Разнообразные визуальные материалы, такие как картинки, схемы и видеоматериалы, могут помочь детям лучше понять содержание текста. Например, использование графических организаторов, таких как структурные схемы или карты ума, позволяет визуализировать идеи, представленные в тексте.
4. Моделирование чтения
Учителя могут демонстрировать, как правильно осмыслять текст, используя метод моделирования. Это может включать в себя чтение отрывка вслух, а затем обсуждение, что именно в тексте привлекло внимание, какие вопросы возникли и что они по этому поводу думают. Этот подход помогает детям увидеть, как можно работать с текстом на более глубоком уровне.
5. Критическое мышление
Развитие критического мышления — важный аспект понимания прочитанного. Учителя могут предлагать детям задания, на которых они должны обосновать свои мнения относительно содержания текста или его героев. Это может включать обсуждение моральных дилемм, вызываемых текстом, и критический анализ действий персонажей.
Интеграция технологий
Существуют также разнообразные интерактивные технологии, которые могут быть использованы для усиления навыков чтения и понимания. Например, цифровые платформы могут предоставлять доступ к разнообразным текстам и интерактивным заданиям, которые стимулируют интерес и вовлеченность. Игровые приложения также могут превратить чтение в увлекательное занятие, привлекая детей к активному взаимодействию с текстом.
Обучение чтению — это сложный многосторонний процесс, который требует творческого и индивидуального подхода со стороны учителя. Интеграция методов, направленных как на развитие технического чтения, так и на понимание прочитанного, помогает детям не только стать успешными читателями, но и формирует их как ответственных и критически мыслящих граждан. Важно создавать условия, где чтение становится интересным и увлекательным занятием, а не рутинным процессом, основанным на механическом воспроизведении текста. Таким образом, мы можем подготовить детей к успешному обучению, помогая им осваивать новые горизонты знаний и навыков, которые пригодятся им в будущем.
Список литературы
Бейтуллаева
Эльзара
Айдеровна
Особенности осознанного чтения у младших школьников // Проблемы Науки.
2018. №6 (126).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-osoznannogo-chteniya-u-mladshih-shkolnikov
Шадурко
Олег Владимирович Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе понимания учебного материала // Проблемы современного образования.
2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-myslitelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-ponimaniya-uchebnogo-materiala
Юнусова
Эльмаз
Адиль-
гареевна
Особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте // АНИ: педагогика и психология.
2019. №4 (29).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navyka-chteniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste