Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подходы к организации и проведению занятий по экологии для дошкольников | Ангеловская Татьяна Георгиевна. Работа №342506

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации и проведению занятий по экологии для детей дошкольного возраста. Акцент сделан на важности формирования у детей экологической культуры с раннего возраста через игровые методы, наблюдения, эксперименты и экскурсии. Статья содержит рекомендации по созданию условий для знакомства детей с природой, а также методические приёмы, направленные на развитие экологического сознания.

Ключевые слова: дошкольники, экология, занятия по экологии, экологическое воспитание, игровые методы, наблюдения, эксперименты.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Ангеловская Татьяна Георгиевна, воспитатель

МАДОУ Детский сад № 56 "Колибри"

г. Балашиха

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации и проведению занятий по экологии для детей дошкольного возраста. Акцент сделан на важности формирования у детей экологической культуры с раннего возраста через игровые методы, наблюдения, эксперименты и экскурсии. Статья содержит рекомендации по созданию условий для знакомства детей с природой, а также методические приёмы, направленные на развитие экологического сознания.

Ключевые слова: дошкольники, экология, занятия по экологии, экологическое воспитание, игровые методы, наблюдения, эксперименты.

 

Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса для дошкольников. В современном мире, где вопросы экологии становятся всё более актуальными, дети должны с раннего возраста понимать взаимосвязь между человеком и природой, формировать навыки экологически грамотного поведения и научиться бережно относиться к окружающему миру. Основной задачей воспитателя в этом процессе является создание условий, в которых дети смогут наблюдать природу, исследовать её и самостоятельно делать выводы о важности охраны окружающей среды.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста начинается с простейших наблюдений за природными явлениями, животными и растениями. Они учатся понимать, что окружающая среда требует заботы и бережного отношения. Важно, чтобы с самого раннего возраста у ребёнка формировалось представление о природе как о едином организме, в котором все элементы связаны между собой.

Игровые методы являются наиболее эффективными для обучения дошкольников, поскольку игра — ведущий вид деятельности детей этого возраста. Экологические игры могут включать в себя разнообразные сценарии, такие как ролевые, настольные, сюжетные игры, направленные на знакомство с природой и решение экологических задач. Примеры игр: "Сортируем мусор", "Путешествие в лес", "Заботимся о животных". Игровой процесс способствует закреплению полученных знаний через опыт и взаимодействие.

Один из эффективных методов экологического воспитания — это наблюдение за природными объектами и явлениями. Воспитатели могут организовывать наблюдения за погодой, изменениями в природе, жизнью растений и животных. Важно давать детям возможность самим заметить, как живёт природа в разное время года, как изменяются растения и животные в зависимости от условий среды.

Простые эксперименты, например, посадка семян и наблюдение за их ростом, могут пробудить у дошкольников интерес к исследованию окружающего мира. Эксперименты развивают у них навыки самостоятельного исследования и помогают глубже понять взаимосвязи в природе.

Экскурсии в парки, леса, на поля и водоёмы — один из лучших способов познакомить детей с окружающей средой. Во время таких прогулок дети могут воочию наблюдать объекты природы и их взаимодействие, понять, как функционирует экосистема. Организованные экскурсии способствуют не только изучению экологии, но и физическому развитию детей, их социализации.

Важным элементом экологического воспитания может стать создание "зелёного уголка" в группе. Это может быть аквариум с рыбками, террариум, мини-огород на подоконнике. Дети будут ухаживать за растениями и животными, что способствует формированию ответственности и наблюдательности. Пример такого мини-проекта может включать выращивание овощей или цветов, за которыми дети ухаживают коллективно.

Книги о природе играют важную роль в экологическом воспитании. Чтение сказок и рассказов о животных, растениях и природных явлениях помогает развивать у детей интерес к экологии. После чтения воспитатель может предложить детям обсудить прочитанное, задать вопросы о том, что им понравилось или что они узнали.

В современных условиях педагог дошкольного образования может использовать мультимедийные материалы для создания более ярких и наглядных экологических занятий. Видеофильмы, мультфильмы и презентации о жизни диких животных, лесах, морях и других природных объектах помогают воспитанникам лучше усвоить материал. Однако важно дозировать использование экрана и обязательно сопровождать просмотр обсуждением.

Экологическое воспитание невозможно без практических занятий. Дети должны не только наблюдать за природой, но и участвовать в деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Например, воспитатели могут организовывать акции по уборке территории детского сада, посадке деревьев, сбору макулатуры. Эти мероприятия помогают детям ощутить свою значимость в сохранении природы.

Экологические занятия способствуют всестороннему развитию дошкольников. Они развивают когнитивные, эмоциональные и коммуникативные навыки, помогают детям понимать мир вокруг себя, формируют чувство ответственности за природу и окружающую среду. Экологическое воспитание также способствует укреплению здоровья малышей, так как включает прогулки на свежем воздухе и активную деятельность.

Основная трудность в организации данного подхода заключается в ограниченности времени и ресурсов для проведения полноценных экологических занятий. Для успешной реализации программы экологического воспитания необходимо создание условий для взаимодействия детей с природой, регулярные экскурсии, наличие специальных материалов и оборудования. Также важно учитывать климатические и географические особенности региона.

Таким образом, экологическое воспитание — важная составляющая образовательного процесса дошкольников. Организация и проведение экологических занятий требует от воспитателя творческого подхода, умения использовать игровые методы, наблюдения и эксперименты для знакомства детей с природой. Экологическая грамотность, заложенная в дошкольном возрасте, будет основой ответственного поведения ребёнка в будущем.

 

Список литературы

Аникин В. П. "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста". М.:

Владос

, 2019.

Горяева Е. В. "Экологическое образование в дошкольных учреждениях". СПб.: Питер, 2020.

Сафронова Н. А. "Методика экологического воспитания в детском саду". СПб.: Детство-Пресс, 2021.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X