Подходы к оздоровлению детей в ДОУ | Татьяна Александровна Овсянникова. Работа №330012
«Подходы к оздоровлению детей в учреждении дошкольного образования».
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)
В современном мире у многих детей имеются колоссальные проблемы со здоровьем, которые возникают уже с самого рождения. В связи с этим ставится острая проблема оздоровления дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования, которое влияет на процессы организации физического воспитания, физического развития, физической подготовки и психофизического состояния ребенка. В дошкольном образовательном учреждении, уделяется значительное внимание физическому воспитанию, которое направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми, а также воспитание жизнерадостности, жизнестойкости, целеустремленности и творчества. В дошкольном образовательном учреждении организуется здоровьесберегающее образование дошкольников, которое направленно на создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья воспитанников. Здоровьесберегающее образование, опирается на принципы: научности, креативности, гуманизма, вариативности, реалистичности и способствует достижению через различные средства обучения, способствуют активизации физического развития, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, популяризации здорового образа жизни.
Составила: воспитатель
Овсянникова Татьяна Александровна
«Подходы к оздоровлению детей в учреждении дошкольного образования».
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)
В современном мире у многих детей имеются колоссальные проблемы со здоровьем, которые возникают уже с самого рождения. В связи с этим ставится острая проблема оздоровления дошкольников в условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования, которое влияет на процессы организации физического воспитания, физического развития, физической подготовки и психофизического состояния ребенка. В дошкольном образовательном учреждении, уделяется значительное внимание физическому воспитанию, которое направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и подвижными играми, а также воспитание жизнерадостности, жизнестойкости, целеустремленности и творчества. В дошкольном образовательном учреждении организуется здоровьесберегающее образование дошкольников, которое направленно на создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья воспитанников. Здоровьесберегающее образование, опирается на принципы: научности, креативности, гуманизма, вариативности, реалистичности и способствует достижению через различные средства обучения, способствуют активизации физического развития, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, популяризации здорового образа жизни. Тем самым приводит к значительным результатам по уменьшению пропусков по болезни, способствует к предотвращению утомляемости, появляется необходимость в потребности здорового образа жизни. Все это также зависит от следующих ресурсов:
кадровые
(
педагог, показывающий на личном примере здоровый образ жизни);
технологические (специальные педагогические технологии
);
материально-технические, информационные.
В наше время существуют множество подходов к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Для того, чтобы создать для дошкольников здоровьесберегающую среду, необходимо ориентироваться на концептуальные, методологические подходы здоровьесберегающих условий: системный, личностный, деятельностный, средовый.
СИСТЕМНЫЙ подход характеризуется как здоровьесберегающая система, функционирующая в дошкольных образовательных учреждениях, состоящая из взаимосвязанных компонентов, такие как цель и содержание здоровьесберегающей деятельности. Данная система фиксируется в планах, программах, учебных пособиях и т. п.; в методах сбережения здоровья, средствах, используемых в процессе здоровье сбережения (физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды); формах организации (индивидуальные групповые, коллективные), в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом. Учреждение дошкольного образования для создания условий общесберегающей среды по обеспечению оздоровления дошкольников, могут включать в себя такие составляющие ресурсы как образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), психологические, социальные, управленческие, временные, природные, информационные. Элементы, составляющие специфические особенности данной системы, не исчерпаемы и имеют связь и отношение между определенными элементами. Система характеризует наличие связей между элементами, которые проявляются в целостной системе и не присущи элементам в отдельности. Отличительные признаки любой системы, в том числе и здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования как системы, являющиеся условием оздоровления дошкольников - связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура.
ЛИЧНОСТНЫЙ подход ориентирован на личность как цель, субъект, результат и главным критерием эффективности педагогического процесса в учреждении дошкольного образования. Такой подход представляет в себе признание личности, своей уникальности, право на уважение, интеллектуальной и нравственной свободы. В данном подходе предполагается опора для создания условий здоровьесберегающей среды организованная на оздоровление дошкольников путем естественного саморазвития творческого потенциала личности и предусматривает в себе педагогическое обследование дошкольников для выявления состояния здоровья и уровня физического развития, которое позволяет прогнозировать проявление индивидуальных характеристик физической подготовленности, позволяет управлять процессом создания здоровьесберагающей среды в учреждении дошкольного образования, организовать систематический объективный контроль за состоянием здоровья и уровнем физического развития; включать дошкольников в разные виды двигательной деятельности с целью обязательной отработки, совершенствовать и прослеживать рост двигательных умений и навыков. Указанные положения позволяют формировать физически, психически и социально благополучную личность дошкольника. «Изучение» физических и психологических характеристик ребенка, является одним из обязательных требований к профессиональной деятельности каждого педагога.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход. Определить перспективу оздоровительной работы в воспитательно-образовательном процессе помогают знания возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития детей. Тем самым можно сказать, что деятельность является основой и средством, для создания условий развития личности. Данный факт обуславливается необходимостью реализации в педагогическом исследовании, которое тесно связанного с личностным деятельностным подходом. Учение о человеческой деятельности в творческом наследии Л.С. Выготского [2], В.В. Давыдова [3], А.Н. Леонтьева [7] и др., стало функциональным понятием, которое позволяет показать человека, как человека в его родовой сущности, во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром.
Деятельностный подход по оздоровлению дошкольников также можно рассматривать как процесс, который протекает в социокультурном пространстве. Так как структура этого процесса имеет субъект-субъектный уровень организации.
Субъект-субъективный уровень организации имеют люди, которые занятые в сфере дошкольного образования, так как они располагают и используют в своей профессиональной деятельности объем научной информации, которой они преследуют определенные цели и мотивы, идеалы, направляющие их деятельность. Для реализации деятельностного подхода, необходимо проводить специальную работу по выбору и организации двигательной деятельности дошкольника, для формирования его представлений о своем здоровье и физическом состоянии, активизировать его к переходу в позицию субъекта познания и общения. В свою очередь, это способствует к обучению выбору цели дошкольника и планированию его деятельности, позволяет организовывать, регулировать и контролировать свою деятельность, а также проводить самоанализ и давать оценку результатов деятельности. Компонентом любой деятельности является цель как желаемый результат. Субъект-субъектный характер оздоровления дошкольников представляет собой тесную связь цели и идеала деятельности.
СРЕДОВЫЙ подход является необходимой частью для здоровьясбережения детей, который рассматривается специалистами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении» (Ясвин В.А.)
Здоровьесберегающая среда в учреждении дошкольного образования служит основой для двигательной деятельности детей, формой их самообразования и саморазвития в области здоровья. Взрослые играют большую роль для создания здоровьесберегающей среды, состоит она в том, чтобы открыть перед детьми большие возможности направить их усилия на использование отдельных элементов. Для создания здоровьесберегающей среды следует учесть эколого-гигиенические условия, достаточную площадь для самостоятельной двигательной деятельности с учетом отведенного в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей, условия для занятий физическими упражнениями, необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодическое его обновлять и изменять. В целях реализации также нужно учесть индивидуальные интересы, склонность и потребность детей, создаваемая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. При создании здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования, у дошкольников формируются взгляды на здоровый образ жизни, умения сохранять и поддерживать свое физическое здоровье путем двигательной активности, навык соблюдения правил личной гигиены. Для ребенка дошкольного возраста, образовательное пространство, необходимо оптимально эффективно использовать для сохранения и укрепления его здоровья, что позволит в дальнейшем легко адаптироваться в образовательную среду школы.
Здоровьесберегающая среда является одним из главных условий оптимизации процесса саморазвития и активности ребенка, а также она является для него стимулом стремления к экспериментированию и творчеству. В связи с этим, для решения проблемы по оздоровлению дошкольников, необходимо создавать модель оздоровления детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды. Таким образом, в организации оздоровления детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды необходимо ориентироваться на методологические подходы: системный, личностный, деятельностный, средовый.
Список литературы:
1. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. межвуз. центр валеол. образования. Липецк, 1996. С. 3–12.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 222 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального обучения: учеб. пособие по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2004. 282 с.
4. Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей, 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Акцидент, 1998. 157 с.
5. Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологические аспекты. М.: Знание, 1987. 40 с.
6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): програм.-метод. пособие. М.: Линкапресс, 2000. 293 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. М.: Педагогика, 1983. 2 т. – (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР).
8. Технологии социально-гигиенического мониторинга здоровья детей дошкольного возраста / А.М. Давыдюк [и др.] // Достижения мед. науки Беларуси: ежегодник. 2004. Вып.
9. С. 87–88. 9.Ясвин В.А., Дерябо С.Д., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. 2000. № 4. С. 52–66.