Подходы, положенные в основу классификации здоровьесберегающих технологий | Селезнева Людмила Николаевна. Работа №273706
Автор: Селезнева Людмила Николаевна
Подходы,положенные в основу классификавции здоровьясбережения детей в ДОУ
МБДОУ № 195 «Почемучки» г. Кемерово
Подходы, положенные в основу классификации
здоровьесберегающих технологий
Составила: воспитатель – Селезнева Л.Н.
Подходы, положенные в основу классификации
здоровьесберегающих технологий
Медико-профилактические и медико-гигиенические технологии (МГТ) обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие: организация мониторинга здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиН.
Создание в ДОУ стоматологического, физиотерапевтического кабинетов, фито-баров, кабинетов горного воздуха для оказания каждодневной помощи детям и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой – тоже элементы этой технологии.
Физкультурно-оздоровительные технологи (ФОТ) направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: совершенствование физических качеств, становление физической культуры дошкольников, формирование привычки к ежедневным занятием спортом. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приёмы в рамках данных технологий, такие как закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, широко используется педагогами ДОУ в педагогическом процессе: на занятиях и во время прогулок, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) включает самостоятельные медико-педагогические методы: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья дошкольников.
Самостоятельным направлением в ряду данных технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды – как природной (чаще благоприятной), так и антропогенной (чаще неблагоприятной). К примеру, доказано, что постоянно проживание в крупном городе с его каменными монолитами, геометрией прямых линий и углов, однотипность фигур, на которые наталкивается взгляд, порождает повышенную утомляемость и депрессию.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в детском саду – это, прежде всего, технологии формирования культуры здоровья дошкольников. ЗОТ – наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье и развитие детей. Их главный отличительный признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей при реализации воспитательно-образовательного процесса. Реализация ЗОТ достигает цели лишь при осознании всеми педагогами ДОУ своей солидарной ответственности за сохранение здоровья ребенка и наличии необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Основной задачей ЗОТ является обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, создание эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия воспитанников в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты ДОУ. Данные технологии могут реализоваться и через работу с родителями (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых так же целесообразно привлекать педагогов.)
К этому виду технологий можно отнести и технологии психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, которые обеспечивают создание социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному развитию и социализации ребенка. Психолого-педагогического сопровождения подразумевает объединение усилий всех взрослых участников образовательного процесса – администрации, воспитателей, педагогов и специалистов ДОУ, ППМС-центра, родителей.
Йодирование питьевой воды и соли позволяет компенсировать недостаток йода в организме, характерный для населения многих регионов страны. Витаминизация пищевого рациона способствует устранению дефицита необходимых организму витаминов; использование аминокислоты глицина (дважды в год - в декабре и весной) позволяет укрепить память детей и т. д.
Стимулирующие технологии активизирует собственные силы организма, помогают использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры – температурное закаливание, физические нагрузки.
Информационно-обучающие технологии обеспечивают всем участникам воспитательно-образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и близких, способствуют формированию культуры здоровья. К ним относятся образовательные, просветительные и воспитательные программы, адресованные детям, их родителям и педагогам.
В соответствии с организационными особенностями здоровесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие. Первые создают необходимые условия для проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПин; вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами (например, организация фитобара, кабинета физиотерапии, проведения оздоровительно-психологических тренингов и т. д.).
Список литературы:
4. Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье» / В.А. Деркунская. – С-Пб.: Детство-Пресс , 2012. – 176 с.
5.Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2007.– 57с.
7.Мониттринг в детском саду: методическое пособие – С-Пб.: Детство-Пресс , 2011. – 592 с.