Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подкаст как цифровое средство обучения в высшем учебном заведении | Владислава Тищенко. Работа №330872

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Компьютеризация системы образования. Рассмотрение роль подкаста как цифрового инструмента в образовании: что это такое, его роль, аспекты,  преимущества. Исследование использования подкастов на влияние иноязычного восприятия, приведены конкретные примеры аудиосервисов, используемых в практическом обучении лексике английского языка. Более того, основные цели педагогов в системе использования таких систем так же были выведены. Роль современных компьютерных технологий, используемых в обучении иностранному языку.

Подкаст как цифровое средство обучения английскому языку в высшем учебном заведении

Аннотация. В данной статье рассмотрена компьютеризация системы образования, описаны ее основные аспекты и сделаны выводы и современных технологиях в контексте иноязычного образования. Более подробно рассмотрена роль подкаста как цифрового инструмента в образовании в области английского языка. Было дано определение подкаста и основные технологические характеристики, позволяющие использовать подкасты в образовательной действительности. Приведены преимущества использования подкастов для изучения иноязычной лексике в контексте аудирования. Сделаны выводы о том, как использование подкастов влияет на иноязычное восприятие, рассмотрены конкретные примеры аудиосервисов с подкастами, которые возможно использовать при преподавании английского языка. Также в статье были выведены основные цели, преследуемые педагогами в системе использования подкастов в классе при обучении иностранному языку и сделаны общие выводы по теме.

Ключевые слова. Информационные технологии, подкасты, аудирование, аутентичные материалы, дидактика, цифровые инструменты, лексический навык, студент, высшее учебное заведение.

Podcast as a digital means of teaching English in higher education

Abstract. This article examines the computerization of the education system, describes its main aspects and draws conclusions about modern technologies in the context of foreign language education. The role of the podcast as a digital tool in English language education is considered in more detail. The definition of a podcast and the main technological characteristics allowing the use of podcasts in educational reality were given. The advantages of using podcasts to study foreign language vocabulary in the context of listening are presented. Conclusions are drawn about how the use of podcasts affects foreign language perception, and specific examples of audio services with podcasts that can be used when teaching English are considered. The article also outlined the main goals pursued by teachers in the system of using podcasts in the classroom when teaching a foreign language and made general conclusions on the topic.

Keywords. Information technology, podcasts, listening, authentic materials, didactics, digital tools, lexical skill, student, higher education institution.

Информатизация системы образования делает возможным внедрение новых электронных технологий, средств и способов ведения процесса обучения. Социальные сервисы Веб 2.0 и интернет-технологии в преподавании английского языка позволяют обеспечить свободный доступ к англоязычному материалу, что делает возможным наиболее эффективное формирование отдельно взятых навыков. Способом распространения звуковой информации, аудитивного материала, который может быть адаптирован к использованию его на занятиях английского языка, является распространённая в глобальной сети система подкастов. Термин «подкаст» был впервые введён британским журналистом газеты The Guardian Беном Хаммерсли и является слиянием английских слов «iPod» и «broadcasting».

Проведём анализ определений термина «подкаст», опубликованных в глобальной сети. Oxford Learner’s Disctionary определяет подкаст как цифровой аудиофайл, размещённый в сети Интернет и доступный к воспроизведению на личном компьютере или переносном устройстве. На сайте компании Apple опубликовано следующее определение: «Подкаст – серия эпизодических программ, доставляемых пользователю через сеть Интернет. Издатель подкастов формирует выпуски путём размещения эпизодов на веб-сервер, после чего потребитель подписывается на подкаст с помощью клиентского приложения, например, iTunes». Распопова СС. И Саблина Т.А. под понятием «подкастинг» подразумевают цифровую запись радиопередачи, серию эпизодических программ и средство публикации аудио- и видеофайлов, а также процесс создания и распространения звуковых передач [8]. Иными словами, анализируя все приведённые выше высказывания, мы в данной работе предлагаем определить подкаст как видео-, аудиозапись или серию звуковых записей на определённую тематику, которые размещены на специализированном веб-сервере и доступны к загрузке на устройство для дальнейшего воспроизведения.

Использование англоязычного подкаста на занятиях английского языка в учебных заведениях делает возможным знакомство со звучанием языка носителей. Так, подкаст является аутентичным материалом. В Толковом словаре русского языка термин «аутентичный» определяется как «исходящий из первоисточника, соответствующий подлиннику; подлинный» [7]. Созданный носителями английского языка подкаст может быть выбран преподавателем в качестве материала, применённого на занятии для совершенствования навыка аудирования. Понятие «аутентичные материалы» понимается в словаре методических терминов как «материалы для изучающих язык, которые используются в реальной жизни страны». Аутентичным материалом могут выступать устные и письменные тексты, иные предметы культуры, которые являются реальным продуктом носителей иностранного языка и не адаптированы под конкретный уровень владения языком среди студентов языкового направления подготовки. К ним можно отнести такие средства массовой информации, как бумажная пресса, реклама, телевизионные и радиопередачи, видеоролики и аудиозаписи, в том числе подкасты. [1].

Находясь в одном ряду с радио и телевидением, подкаст как аутентичный материал позволяет слушателям использовать его в офф-лайн формате, благодаря чему пользователи не зависят от временных рамок прямого эфира и имеют возможность прослушивать аудиозапись в время занятия. Наиболее распространёнными платформами, на которых размещаются как русскоязычные, так и иностранные подкасты являются SoundCloud, Apple Podcasts, CastBox, Google Podcasts, «Яндекс.Музыка» и др. Глобальная сеть интернет предлагает, как аутентичные подкасты, созданные для носителей иностранного языка, так и учебные подкасты, специализированные в соответствии с учебными целями. Соломатина А.Г. предлагает понимать учебный подкаст как аудио- или видеозапись, созданную на иностранном языке в соответствии с языковым и тематическим содержанием учебной программы и размещенную на сервере подкастов для дальнейшего использования в учебном процессе. [2]

Процесс подкастинга начинается с создания контента с помощью инструментов захвата и редактирования звука. Создатель подкаста определяет существование и публикацию созданного файла, публикуя его на определенном веб-сайте, например, Apple Podcast. На странице подкаста перечислены данные и названия всех эпизодов подкаста, включая даты публикации эпизодов, названия и сопроводительные текстовые описания. Пользователь, заинтересованный в изучении определенной темы, подписывается на подкаст, сохраняя данный канал в список избранных. После подписки новые эпизоды подкаста автоматически доставляются на компьютер пользователя. Загруженные эпизоды затем можно воспроизводить, переигрывать или архивировать, как и любой другой компьютерный файл. [6]

Подкастинг в обучении является современным средством обучения, которое пока не до конца внедрилось в образовательный процесс, поэтому целесообразно определить его дидактическую специфику в образовательной практике. Е.В. Хохлушина выделяет следующие дидактические свойства подкастов:

1. Звуковая природа. В условиях повышения инклюзивности образования, данное свойство подкаста даёт возможность успешно обучаться тем студентам, у которых зафиксировано нарушение зрения, дислексия и т.п. Более того, при использовании подкастов идёт учёт индивидуального стиля обучения. В том случае, если обучающийся применяет подкаст не с целью развития и совершенствования аудитивного навыка, а в ином случае – ему предоставляется возможность выбрать, что удобнее для него: прочитать лекцию или прослушать подкаст на эту же тему.

2. Мультимедийность. Данное свойство подкастов обеспечивает мотивацию к обучению, развитие и формирование информационно-образовательной грамотности обучающихся. Как мы упомянули выше, подкаст существует как в аудио-, так и видеоформате, и именно этим фактором обеспечивается существования данного дидактического свойства.

3. Интерактивность. Коммуникативная компетенция (способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуациям общения) в настоящее время является основной, педагогами ей уделяется большое внимание, поэтому именно её формирование у студентов стоит в приоритете. Аутентичность подкаста формирует понимание об иностранной речи и культуре общения. Также, подкасты повышают ИКТ-компетентность, творческие умения, умение сотрудничать и взаимодействовать, развивают переход от потребления знаний к их самостоятельному поиску и обмену. Подкасты обеспечивают создание мотивационных стимулов к общению в рамках образовательного события или процесса.

4. Максимальная эффективность при организации информационного пространства и времени. При помощи подкастов студент имеет доступ к образовательным материалам в любом месте, в любое время, на любом гаджете, в том числе и в аудиории. Использование подкастов интенсифицирует образовательный процесс, даёт возможность создания условий для индивидуального обучения, построения индивидуальной траектории обучения. Применение системы подкастинга как в условиях университета, так и в процессе домашней подготовки, является удобным для всех участников образовательного процесса.

5. Легкость в использовании. Данное свойство подкастов обеспечивает быстрый и простой поиск к разнообразному учебному материалу, а также повышает интерес к использованию ИКТ в образовательном процессе [5].

Использование технических средств, таких как мобильные приложения, презентации, видео- и аудиофайлы, является иллюстрацией интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс. Более того, использование различных приложений и веб-сайтов с подкастами в обучении иностранным языкам становится все более широко применяемым из-за перечня их преимуществ. Одним из достоинств данного вида передачи информации является его многофункциональность, как было отмечено нами ранее, что означает большой спектр учебной деятельности, в которой может использоваться система подкастинга.

Рассмотрим наиболее популярные сервисы, на которых размещены подкаст-записи, которые могут быть использованы в условиях образования на занятиях по иностранному языку, в нашем случае – английскому языку.

Apple Podcasts. Данный сервис является одним из самых известных веб-сайтов с размещёнными подкаст-записями. Это фирменное приложение Apple для прослушивания подкастов предустановлено на всех смартфонах линейки iPhone и iPad. Приложение позволяет открывать, транслировать, загружать на устройство подкасты, а его интерфейс удобен для навигации, т.к. включает в себя поиск по категории (включая подкатегории), названию, теме интересующей записи. Расширенный список тематик является преимуществом для преподавателя, который заинтересован в подборе наиболее подходящей записи. Для выбора, подходящего аудиотекста вводим в поисковой строке интересующий запрос на английском языке, на что приложение предлагает несколько десятков аудиозаписей, которые соответствуют запросу, например, одноименный подкаст от «Career choice» длительностью 6 минут.

SoundCloud – это онлайн-платформа и сайт для распространения оцифрованной звуковой информации, обладающая функциями социальной сети. На данной площадке можно найти музыкальные произведения, интервью и подкасты. При определенном запросе платформа предлагает подходящие варианты по нескольким категориям – музыка, автор, альбом, плейлист. Согласно программе дисциплины «Практический курс английского языка», преподавателю может потребоваться найти аудиоматериал по теме «Кино». Обработка соответствующего запрос на площадке SoundCloud предлагает список эпизодов и каналов, на которых содержатся записи различных авторов, разной длительности и подтемы.

CastBox. Данная многофункциональная программа является средством поиска и прослушивания подкастов и прочей аудиоинформации. Она предлагает простой в использовании и удобный интерфейс, который сочетается с системой. Помимо подкастов CastBox позволяет прослушивать радиоэфиры, сохранять все прослушанные записи, а также даёт преподавателю возможность делиться записями через веб-ссылки, что может поспособствовать самостоятельному прослушиванию их обучающимся. Данный веб-сервис представляет множество вариантов поиска, а также сортирует результаты поиска по соответствию. Например, наш поисковой запрос «Theatre» в категории «Выпуски» сделал возможным выбрать наиболее подходящую аудиозапись «The Theatre of Going to the Theatre» от пользователя «Tales of Theatre» [3].

При анализе работы с системой подкастинга и различными стриминговыми площадками, следует определить основные цели педагогов, которые в качестве аудиоматериала для разработки учебных заданий выбирают подкаст. По Фейсеру, к ним относятся следующие установки:

1. Совершенствование навыка аудирования.

2. Развитие практического навыка устной речи на иностранном языке, что способствует в дальнейшем совершенствованию качества публичных выступлений и презентаций.

3. Практика произношения.

4. Повышение независимого, автономного обучения студентов без помощи преподавателя, например, при самостоятельном ъ прослушивании подкаста и выполнения ряда заданий.

5. Использование аутентичного материала.

6. Коммуникация с обучающимися при использовании передовых технологий, доступных современной молодежи.

7. Расширение словарного запаса обучающихся при прослушивании «живой» иностранной речи носителя. [4]

В то время как подкасты, безусловно, могут обеспечить более широкий охват и более высокую вовлеченность студентов, они могут в то же время позволить преподавателям задуматься о своей собственной способности решать сложные педагогические проблемах. Типы и тематики подкастов настолько многогранны, что преподаватели и студенты могут отдельно для себя находить способы и основания их применения на занятиях в вузе и при самостоятельной учебной подготовке. Данный вопрос в своей работе рассмотрела преподаватель Университета Гонг-Конга Эдити Дьюби. Приведём описанные её основания с комментариями.

Обсуждения темы подкаста с возможностью последующей исследовательской статьи. Преподаватели могут применять подкасты и анализировать работу обучающихся и их мнения, а также эффективность выбранной методики.

Введение актуальной информации. Работа с современным материалом способна обеспечить совершенствование общекультурной компетенции обучающихся, а также обеспечить прогрессивный взгляд преподавателя на мир.

Возможность поделиться опытом. Обсуждение заданной темы даёт преподавателю возможность рассказать о личном опыте, что актуализирует общепрофессион

альную компетенцию (воспитание).

Для чего могут использоваться подкасты обучающимися:

- развитие навыков слушания и говорения.

- обмен мнениями. Прослушивание подкаста и обсуждение его на занятии позволяет получить наиболее широкий взгляд на проблему, как следствие – развить критическое мышление.

- расширение кругозора. Например, выбранная тема подкаста может затрагивать различные сферы жизни, сочетать в рамках лингвистической дисциплины связь с другими науками. [6]

Современные условия последних лет ставят вопрос об использовании иноязычных подкастов в условиях дистанционного обучения с применением компьютерных технологий. Инновационные технологии, различные технические средства и цифровые инструменты активно используются при дистанционном обучении иностранному языку. Для эффективной организации учебного процесса с внедрением системы подкастинга могут использоваться платформы сервиса Веб 2.0, через которые доступным является прямой выход на стриминговые сервисы CastBox, SoundStream, Google Podcasts и другие с целью поиска подкаст-записей.

При этом активно использоваться на занятии будет только аудиосистема ПК, что значительно упрощает подготовку к занятию. Также, как и на очных занятиях, подкасты в условиях дистанционного обучения могут применяться как для введения в новую тему, знакомства с новой лексикой, так и в качестве оценочных средств при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Современные технические средства обеспечивают также новую языковую и образовательную среду в ситуации самостоятельной работы студентов. Применяя подкасты в учебном процессе, преподаватель имеет возможность включать записи для прослушивания в аудитории, а также размещать в электронной образовательной среде ссылки на сервисы подкастов, задания по прослушанному материалу для самостоятельной работы, рекомендации по выполнению заданий, ссылки на справочный материал, дать оценку и комментарии к выполненной работе [5].

Следовательно, преподаватель обеспечивает формирование у обучаюшихся способности к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью и реализацию ведущих субъективных личностных качеств. Таким образом, внедрение подкаста как интерактивной формы обучения в учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий позволяют сделать учебный процесс более интересным и эффективным, создать комфортные условия для слушателей, и тем самым повысить мотивацию обучающихся к изучению немецкого языка [9].

Основываясь на вышеперечисленных характеристиках системы подкастинга, в рамках данной работы мы выделили ряд преимуществ, позволяющих преподавателю сделать выбор в пользу подкастов касательно применения их на учебных занятиях по иностранному языку. К ним относятся:

1. Эффективность совершенствования навыка аудирования. Прослушивание аудиофайлов тренирует восприятие и понимание иностранного текста обучающимися на слух, формирует знания о культуре речи носителя языка.

2. Формирование и развитие фонетических навыков. Прослушивание аутентичной иноязычной речи помогает обучающемуся выстроить верное произношение, включая интонации, ударения и паузы.

3. Расширенный тематический список. Распространённость в глобальной сети Интернет различных англоязычных подкастов ведёт к широкому выбору тем, следовательно, преподаватель может подобрать наиболее подходящую запись для конкретного этапа образовательного процесса в соответствии с определенным модулем учебного плана дисциплин.

4. Разнообразие. Как правило, использование аутентичного материала является сопровождающим для основного процесса обучения. Отвлечение от использования учебных пособий и прослушивание подкаста позволяет избежать монотонности занятий, следовательно – повышает мотивацию к образованию.

5. Соответствие запросу инклюзивности образования. Подкст способен не только обеспечить восприятие речи на слух для всех студентов, он также открывает возможности для обучающихся с нарушением зрения и дислексией, потому как может переносить любую информацию.

6. Актуальность. В первую очередь, это касается использования инновационных технологий, которые повышает эффективность усвоения материала. Во-вторых, пополняемость базы подкастов позволяет подобрать наиболее современную запись, затрагивающую текущие проблемы, повествующую о текущих событиях и имеющую не устаревшие примеры.

7. Высокий уровень автономности обучающихся. Например, используя прослушивание подкаста и выполнения задания на заданную тематику, преподаватель предполагает самостоятельное изучение обучающимся аудиофайла, что способно сформировать у последних навык самоорганизации и способность к самообучению. Возможность неоднократного прослушивания записи также позволяет каждому обучающемуся изучать материал в зависимости от личностных особенностей и уровня изученности иностранного языка.

8. Развитие способности решать проблемы. Подкастинг способствует совершенствованию механизмов критического и аналитического мышления. Например, подкаст может включать вопросы для обсуждения, на которые студенты должны подготовить ответ. Аналитические способности обучающихся развиваются во время формирования обучающимся критического отношения к материалу.

9. Доступность использования в формате дистанционного обучения. Подкасты, размещённые на стриминговых сервисах, в социальных сетях, на веб-сайтах сети Интернет являются доступными для всех пользователей. Преподаватель может поделиться ссылкой на доступ к аудиозаписи вне зависимости от местонахождения и времени [10].

Таким образом, с расширением компьютеризации жизни и активным внедрением веб-сервисов в процесс образования, на передний план выходит практика прослушивания английского языка в аутентичных подкастах. Получение информации данным способом может повышать интерес обучающихся, а также совершенствовать навык аудирования. Регулярное прослушивание подкастов на английском языке способствует более простому пониманию понимать смысла аудиоматериала.


Список использованной литературы

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. // М.: Издательство ИКАР, 2019. — 448 с. с. 25

2. Алматова, Н. А. К вопросу о подборе текстов для аудирования в преподавании русского как неродного / Н.А. Алматова // Инновационная наука. 2019. № 4. C. 75–77.

3. Борщева, О. В. Англоязычное радио как средство развития навыков аудирования при обучении иностранному языку / О. В. Борщева, А. В. Росликова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2020. – № 43(62). – С. 57-65. Текст: электронный

4. Газиева, Я. З. Особенности студенческого возраста и их значение при межкультурной коммуникации / Я. З. Газиева, Х. А. Исаева // Шаг в науку: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Грозный, 22 октября 2019 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2019. – С. 89-91.

5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: АРКТИ, 2022. – 192 с. (Метод, биб-ка). ISBN 5-89415-290-9

6. Григорьева, О. Н. Технология формирования навыков аудирования / О. Н. Григорьева // Управление устойчивым развитием. – 2019. – № 2(21). – С. 83-87.

7. Жуматаева, М. С. Психологические и психофизиологические особенности студентов // М. С. Жуматаева, М. К. Бапаева, К.У. Шайжанова // Современные инновации. 2019. №5 (7). Текст: электронный.

8. Dubey, A. EAP Teaching and Podcasting / A. Dubey, T. Dubey // CAES Professional Development Seminar. – 2022. Text: electronic. https://www.researchgate.net/publication/358533357_EAP_Teaching_and_Podcasting

9. Facer, B. R. Academic Podacsting and Mobile Assisted Language Learning: Applications and Outcomes: Applications and Outcomes / B. R. Facer, M.Abdous // IGI Global. 2021

10. Stanley, G. Podcasting for ELT / G. Stanley // British Council BBC. 2005. Text: electronic. http://www.teachingenglish.org.uk/think/articles/podcasting-elt

References

1. Azimov, E. G. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching) / E. G. Azimov, A. N. Shchukin. // Moscow: ICARUS Publishing House, 2019. — 448 p. p. 25

2. Almatova, N. A. On the issue of the selection of texts for listening in teaching Russian as a non-native / N.A. Almatova // Innovative science. 2019. № 4. C. 75–77.

3. Borshcheva, O. V. English-language radio as a means of developing listening skills in teaching a foreign language / O. V. Borshcheva, A.V. Roslikova // Bulletin of the Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences. – 2020. – № 43(62). – Pp. 57-65. Text: electronic

4. Gazieva, Ya. Z. Features of student age and their importance in intercultural communication / Ya. Z. Gazieva, H. A. Isaeva // Step into science: Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference, Grozny, October 22, 2019. – Grozny: ALEF Limited Liability Company, 2019. – pp. 89-91.

5. Galskova, N. D. Modern methods of teaching foreign languages / N.D. Galskova // A teacher's manual. – 2nd ed., reprint. And additional – Moscow: ARKTI, 2022. – 192 p. (Method, bib-ka). ISBN 5-89415-290-9

6. Grigorieva, O. N. Technology of formation of listening skills / O. N. Grigorieva // Management of sustainable development. – 2019. – № 2(21). – Pp. 83-87.

7. Zhumataeva, M. S. Psychological and psychophysiological features of students // M. S. Zhumataeva, M. K. Bapaeva, K.U. Shayzhanova // Modern innovations. 2019. No.5 (7). Text: electronic.

8. Dubey, A. EAP Teaching and Podcasting / A. Dubey, T. Dubey // CAES Professional Development Seminar. – 2022. Text: electronic. https://www.researchgate.net/publication/358533357_EAP_Teaching_and_Podcasting

9. Facer, B. R. Academic Podacsting and Mobile Assisted Language Learning: Applications and Outcomes: Applications and Outcomes / B. R. Facer, M.Abdous // IGI Global. 2021

10. Stanley, G. Podcasting for ELT / G. Stanley // British Council BBC. 2005. Text: electronic. http://www.teachingenglish.org.uk/think/articles/podcasting-elt.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×