Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Подвижные игры на прогулке как средство приобщения к здоровому образу жизни. | Бородич Анна Михайловна. Работа №336107

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления. При помощи подвижной игры воспитатель осуществляет несколько задач — укрепляет, оздоравливает организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при её помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой - метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т.д. При выборе игр воспитатель учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. А также принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Так, намечая игры в зимнее время, воспитатель должен выбирать такие, в которых активно участвуют все дети. Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Методы в физической культуре (игровой, соревновательный, строго регламентированное упражнение).

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Игра приносит пользу, если воспитатель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные, образовательные), которые решаются во время игры, знаком с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей, методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Формы организации детей в игре различны. Может проводится со всеми детьми или с подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, ставит воспитатель при проведении данной игры.

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего, как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети приобретают конкретные взаимоотношения между играющими. Они определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий, остроту некоторых переживаний. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, но ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность. Подвижные игры укрепляют, здоровье воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

«Подвижные и спортивные игры на прогулке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления. При помощи подвижной игры воспитатель осуществляет несколько задач — укрепляет, оздоравливает организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить при её помощи: в одной игре преобладает бег, а в другой - метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т.д. При выборе игр воспитатель учитывает особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. А также принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Так, намечая игры в зимнее время, воспитатель должен выбирать такие, в которых активно участвуют все дети. Поочередное участие детей в игре приводит к тому, что ожидающие зябнут и теряют интерес к игре.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Методы в физической культуре (игровой, соревновательный, строго регламентированное упражнение).

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Игра приносит пользу, если воспитатель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные, образовательные), которые решаются во время игры, знаком с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей, методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Формы организации детей в игре различны. Может проводится со всеми детьми или с подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, ставит воспитатель при проведении данной игры.

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего, как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети приобретают конкретные взаимоотношения между играющими. Они определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий, остроту некоторых переживаний. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, но ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность. Подвижные игры укрепляют, здоровье воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.

 

Младший возраст

Задачи:

Учить выполнять правила в подвижных играх.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений в подвижных играх.

 Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.

Организовывать игры с правилами.

 

Игры простые

      имитируют;

     объяснение во время игры;

     руководит воспитатель;

     хвалит всех.

 

Средний возраст

Задачи:

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Учить спортивным играм и упражнениям.

 

Игры более сложные

     объяснение в процессе разучивания игры;

     воспитатель следит за ходом игры;

     хвалит всех, отмечает успехи детей в игре.

 

Старший дошкольный возраст

Задачи:

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

 

Игры сложные, с правилами, командные, эстафеты

     несколько ролей; в роли ведущего дети (выбирать по считалке);

     определить победителей.

 

Подготовка к проведению игры

 

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда она проводится впервые.

Подготовка к проведению игры включает:

     Выбор и предварительный анализ игры.

     Обустройство площадки для проведения игры.

     Подбор инвентаря.

 

Выбор игры

Подбор и планирование подвижных игр в первую очередь зависит от общих задач образовательной деятельности, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их физическое и умственное развитие, двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей, количества занимающихся.

Перед проведением игры воспитатель должен продумать её процесс и предусмотреть все возможные нежелательные травмоопасные ситуации.

При отборе игры надо учитывать форму проведения, а также придерживаться правила постепенного перехода от простого к сложному. Для определения степени сложности той или другой игры учитывается количество элементов, входящих в её состав (бег, прыжки, метание и т.д.). Игры, состоящие из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более лёгкими.

В тёплый период года игры можно проводить как вначале прогулки, так и в конце. В холодный период года – в конце прогулки, с тем, чтобы после игр разгорячённые дети сразу уходили в помещение. Нельзя использовать игры, в которых приходиться долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, где участники выполняют игровое задание поочерёдно, лучше проводить в жаркую погоду.

 

Подбор инвентаря

Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Подвижная игра обеспечивается соответствующим инвентарём: это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы ил кегли, обручи, скакалки и т.д. Если игроки стоят и долго ждут в очередях за необходимым инвентарём, они теряют интерес к игре, что приводит к нарушению дисциплины.

Также из-за отсутствия инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться.  Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, а его размер и масса – посильными для детей. Воспитатель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как воспитатель объяснит правила игры.

 

Организация играющих и объяснение игры

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, не говоря уже об эмоциональном подъёме. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удаётся и путём вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?»  Не исключено, что ребята ответят: весну, прилёт птиц. Детям младшей группы можно показать флажок либо игрушку (зайчика, мишку) и тут же спросить: «Хотите поиграть с ним?» Хороший результат даёт и короткий рассказ, прочитанный воспитателем и рассказанный непосредственно перед игрой.

Для проведения игры условия для игры дети старшего возраста вполне могут создать сами.

 

Эффективность проведения игры зависит от правильного решения следующих организационных факторов:

 

- умения доходчиво и интересно объяснить игру;

- размещение игроков во время проведения игры;

- определение ведущих, помощников и судей;

- распределение на команды;

- руководство процессом игры;

- дозирование нагрузки;

- окончание.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой.

Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру.

Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий.

 

Алгоритм объяснения игры:

 

Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

- название игры (можно сказать, с какой целью она проводится);

- роли играющих и их расположение на площадке;

- содержание;

- цель;

-правила.

 

Объяснение игры

Важное условие успешности игровой деятельности – правильное понимание содержания и правил игры. Правильное объяснение игр в значительной мере влияет на успех. Прежде чем начать игру педагог обязан ясно представить себе её содержание, предварительно проанализировать и только после этого приступать к объяснению. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Содержание игры объясняется подробно, только когда дети играют в неё впервые. Если подвижная игра сложная, педагог сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их. При повторении игры следует напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила. Педагог обращает внимание на построение детей: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его.   

Исключение составляют игры, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с детьми по формированию представлений об игровых образах.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них).

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

 

Распределение ролей

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх.

Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подаёт сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и спросить: «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?»

Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.

Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего выполняет он сам.

 

Руководство в ходе игры

Одна из наиболее важных задач педагога – суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий для того, чтобы показать отличный образец умения играть. Участвуя в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приёмы, тактические комбинации. В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы они положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха.

Собирать детей надо быстро (1 -2 минуты), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Педагог следит за точным выполнением правил: раньше времени не выбегать, сбил кеглю – вернись и поставь на место и т.д.

Интенсивные игры следует чередовать с малоподвижными. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путём назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Педагогу важно следить за психологическим климатом подвижной игры, её процесс должен быть приятен детям.

 

Задачи педагога в ходе игры:

        Показать отличный образец умения играть

        Варьировать способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений

        Продумать способы сбора детей на игру

        Следить за точным выполнением правил игры

        Чередовать интенсивные игры с малоподвижными

        Следить за психологическим климатом подвижной игры

        Приучать детей к дисциплине во время игры

        Формировать творческую активность детей, учить придумывать варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания

        Ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения

 

Окончание игры

Длительность подвижных игр на прогулке 15-20 минут.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего, когда все участники получили от неё удовольствие, но не переутомились.

Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для детей окончание, непредвиденный её конец могут отрицательную реакцию, неудовлетворение.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.

Если игра проводиться впервые, можно разобрать её подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок. 

Подведение итогов игры, определение её результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов педагог создаёт спокойную обстановку. Педагог или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил. Подведение итогов имеет педагогическую ценность и для самого педагога: наблюдение и выводы, сделанные в процессе игры, которыми он может не делиться с детьми, имеют большое значение для работы с детским коллективом и с каждым ребёнком в отдельности. 

Основной деятельностью дошкольника является игра. Через игру на физкультуре или на прогулке мы развиваем физические качества ребенка, учим быстро мыслить во время игры (быстро подумал и сделал), так как идёт игра решения принимать нужно быстро, быстро реагировать. Через подвижные игры так же мы воспитываем умение общаться со сверстниками, умение договариваться, общаться. Правила подвижных игр развивают память. Стоит один раз объяснить правила, дети запомнят игру. Во второй раз напомнить им правила, и в третий раз они уже сами могут объяснить правила игры. Подвижные игры укрепляют здоровье и содействуют гармоничному развитию ребёнка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×