Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям | Бутенко Николай Николаевич. Работа №349889
Аннотация. Подвижные игры играют важную роль в физическом воспитании младших школьников, способствуя не только развитию физических навыков, но и формированию мотивации к учебным занятиям. В данной статье рассматриваются различные виды подвижных игр, их образовательные и воспитательные функции, а также способы интеграции этих игр в уроки физической культуры. Особое внимание уделяется влиянию подвижных игр на социальные навыки и эмоциональное развитие детей, что в свою очередь способствует повышению интереса к занятиям и их результативности.
Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, начальная школа, мотивация, социальные навыки, эмоциональное развитие.
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям
Бутенко Николай Николаевич, учитель физической культуры
МОУ СОШ № 51 г.о. Люберцы, п. Мирный
Аннотация. Подвижные игры играют важную роль в физическом воспитании младших школьников, способствуя не только развитию физических навыков, но и формированию мотивации к учебным занятиям. В данной статье рассматриваются различные виды подвижных игр, их образовательные и воспитательные функции, а также способы интеграции этих игр в уроки физической культуры. Особое внимание уделяется влиянию подвижных игр на социальные навыки и эмоциональное развитие детей, что в свою очередь способствует повышению интереса к занятиям и их результативности.
Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, начальная школа, мотивация, социальные навыки, эмоциональное развитие.
В начальной школе формирование мотивации к учебным занятиям является одной из ключевых задач педагогов. Учителя физической культуры, используя подвижные игры, могут существенно повысить интерес детей к занятиям, а также развить у них важные навыки и качества. Подвижные игры не только способствуют физическому развитию, но и формируют командный дух, чувство ответственности и умение работать в коллективе.
Подвижные игры могут иметь различную тематику и форму, что позволяет сделать их интересными и увлекательными для детей. Классическими примерами являются такие игры, как «Ловкие ребята», «Салки», «Передача мяча» и многие другие. Эти игры легко адаптируются под разные возрастные группы и уровень физической подготовки, что делает их универсальными инструментами для формирования мотивации.
Одной из основных причин, по которой подвижные игры вызывают интерес у детей, является элемент соревнования и игры. Например, в игре «Ловкие ребята» учащиеся делятся на команды, и каждая команда старается поймать как можно больше участников соперников. Эта игра не только развивает физические навыки, но и требует от детей умения быстро принимать решения, действовать в команде и проявлять ловкость. Такие элементы игры делают занятия более захватывающими и интересными, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к участию в уроках физкультуры.
Важным аспектом подвижных игр является их способность развивать социальные навыки. Во время игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакты, поддерживать товарищей по команде. Например, в игре «Передача мяча» учащиеся должны не только быстро передавать мяч, но и заранее планировать свои действия, учитывая расположение товарищей и противников. Это создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, что значительно повышает эмоциональный фон на уроках.
Кроме того, подвижные игры способствуют формированию положительного отношения к физической культуре. Когда дети играют и чувствуют радость от процесса, они начинают воспринимать физическую активность как что-то увлекательное, а не как обязательное занятие. Это особенно важно для формирования привычки к регулярным занятиям спортом в будущем. Например, игра «Спортландия» может быть организована как квест с различными станциями, где дети выполняют разные физические задания. Такой подход делает уроки более интерактивными и интересными, что помогает детям лучше усваивать материал и повышает их мотивацию.
Необходимо также учитывать, что подвижные игры могут быть адаптированы в зависимости от условий и возможностей образовательного учреждения. Например, в плохую погоду занятия могут проводиться в помещениях, где также можно организовать подвижные игры. Игры с использованием различных предметов, таких как мяч, скакалка или обруч, помогают разнообразить уроки и делают их более насыщенными.
Ключевым моментом в использовании подвижных игр является роль учителя. Педагог должен уметь создать атмосферу доверия и поддержки, где каждый ребенок чувствует себя частью команды. Это может быть достигнуто через положительное подкрепление, когда учитель хвалит детей за усилия, а не только за результаты. Такой подход способствует формированию у детей уверенности в своих силах и желания участвовать в занятиях.
Важно также поощрять детей за участие в играх, что может быть сделано через систему поощрений или небольших наград. Например, за активное участие в играх можно выдавать «золотые звездочки», которые будут служить символом достижений. Это не только поднимет моральный дух, но и будет способствовать формированию у детей стремления достигать новых высот.
Проведение спортивных мероприятий и праздников также может значительно увеличить мотивацию детей к физической активности. Организация спортивных турниров или дней здоровья, в которых активно используются подвижные игры, создает возможность для детей проявить свои способности и лучше узнать друг друга. Эти мероприятия способствуют развитию чувства единства и командного духа, что является важным элементом успешного учебного процесса.
Таким образом, подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе являются эффективным средством формирования мотивации к учебным занятиям. Они не только развивают физические способности детей, но и способствуют улучшению их социальных и эмоциональных навыков. Использование подвижных игр делает занятия более увлекательными и интерактивными, что, в свою очередь, помогает детям не только в освоении физической культуры, но и в их общем развитии как личности. Учителя, внедряя подвижные игры в свой урок, могут значительно повысить интерес детей к физической активности и создать здоровую и позитивную образовательную среду.
Список литературы
1. Золотухина И. А., Дедловская М. В., Беликова Е. В. Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям // КиберЛенинка. – 2019 – с. 285.
2. Хасанов А. Р. Подвижные игры на занятиях физической культурой в начальных классах как альтернатива компьютерным играм // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы V Междунар. науч. конф. студентов и молодых учёных: в 2 т. Казань, 2015.
3. Формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой посредством игровых и соревновательных технологий в начальной школе: методические рекомендации / сост. Н. П. Курнакова. — Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2022. — 20 с.