Поезд времени «Мы вместе ковали Победу!» или как услышать «голос ребенка» в патриотическом воспитании | Мой кабинет. Работа №341364
Данный материал об опыте работы педагога, детей, родителей и коллег о создании поезда времени "Мы вместе ковали Победу". Целью данного матертала является показать, как детям в доступной форме рассказыывается о том, как наш маленький городок помогал фронту в тылу и как вместе приближали Победу. Какую продукцию отправлял на фронт.
Поезд времени «Мы вместе ковали Победу!»
или как услышать «голос ребенка» в патриотическом воспитании
Мошкова Светлана Владимировна,
воспитатель МАУДО «Детский сад №9»
Ежегодно, 9 мая мы отмечаем День Победы. Война прошла через каждую семью, разделила людей на «фронт» и «тыл». Каждый маленький городок, поселок, деревня помогали фронту, вместе ковали победу.
Как донести дошкольникам, что происходило в те далекие годы грамотно и корректно, вызвать в детских сердечках чувство гордости, сострадания, почитания и патриотизма? Как развивать детскую инициативу в патриотическом воспитании? Ответ на эти вопросы я нашла в сетевом сообществе Жанары Саткеевой «Живые письма дошкольников». Целью сообщества является знакомство детей дошкольного возраста с достопримечательностями городов, культурой и природой регионов России посредством «детских рукотворных писем». С 2023 года в сообществе проходит марафон «Поезд времени «Мы вместе ковали Победу!». Эта идея меня заинтересовала. Я поняла, что участие в марафоне и создание поезда времени поможет вывести процесс патриотического воспитания на новый уровень, где ребенку отведена главная роль и слышно его голос. Марафон – это не сидение на стульчиках и рассказы воспитателя. Это совместный поиск информации о жизни города в годы войны и создание письма в рисунках и поделках для ребят из детских садов России.
В 2024 году подготовительная группа «Солнышко» присоединилась к марафону и успешно представила свой поезд времени на городском креатив-фестивале «Надежда».
Начало работы было традиционным, мы с ребятами начали подготовку к празднованию Дня Победы. Обычно, мы рассказываем о подвиге солдат в бою. В этот раз я задала детям вопрос: чем занимались во время войны жители, оставшиеся в нашем городе? Можно ли их труд назвать подвигом? Вопрос заставил задуматься. Найти ответ поможет поезд времени «Мы вместе ковали Победу».
Тогда мы с ребятами решили узнать, какой вклад внес Ялуторовск, помогая фронту, и создать поезд времени «Мы вместе ковали Победу». Поезд времени сохранит память о подвиге ялуторовчан в тылу и расскажет об этом детям из детских садов России.
Мы поставили задачи:
- узнать, какие предприятия работали в нашем городе во время войны;
- изучить, чем наш город помогал фронту и бойцам в период войны.
Сбор информации начали в музее. Нам рассказали, как жители города встретили весть о начале войны. Мы рассмотрели гимнастерку, пилотку, каску, шинель, шапку-кубанку. Мальчишки подержали в руках сумку командира, компас, фляжку. Из рассказа экскурсовода узнали о подвигах земляков на фронте и в тылу. Музейный работник поддержал нашу идею создания Поезда времени и предложил обратиться к бабушкам и дедушкам, чтобы узнать военное прошлое семьи. Так ребята узнали, что в каждой семье есть герой, память о котором бережно хранят.
Ребята провели опрос среди родителей, знают ли они, как наш маленький городок помогал фронту. Выяснили, что 10 семей знают историю Ялуторовска из рассказов бабушек и дедушек, 5 семей читали книгу «Ялуторовск в годы Великой Отечественной войны», а 4 семьи не знают о подвигах жителей Ялуторовска в тылу, потому что приехали из других городов.
Идея создания поезда времени увлекла и родителей. Мама Вовы принесла книгу о Ялуторовске в годы войны. Из книги мы узнали, как Ялуторовск отправлял на фронт солдат, выпускал военную продукцию, принимал раненых, как помогали дети в тылу и как жители Ялуторовска приближали Победу.
Вместе с ребятами, родителями и педагогами оформили мини-музей «Военный чемодан» и Стену памяти. Общими усилиями собрали экспонаты, которые отражают дух военного времени. Папа Никодима принес письмо-треугольник, каску, фуражку, гимнастерку. Педагоги нашли фляжку для воды, кирзовые сапоги, чернильницу. У бабушки Вики сохранились военные лыжи, гармошка, пилотка, сумка командира и кирзовые сапоги, которыми она поделилась. В детском саду мы нашли большой старинный чемодан, который стал центром экспозиции. Экспонаты, которые можно взять в руки, конечно, привлекли внимание всех детей детского сада.
Когда материал собрали, то приступили к созданию поезда времени «Мы вместе ковали Победу!». Из картона я вырезала макеты вагонов, ребята раскрашивали и подписывали.
Наш поезд готов. Мы с ребятами изготовили в миниатюре продукцию предприятий, которая отправлялась на фронт. Мы узнали из рассказа экскурсовода, что в годы войны вклад в победу внесли «Завод сухого молока», «Комбинат хлебопродуктов», артель «Швейник», «Лесозавод». Вагоны с их названиями наполнили мешочками с мукой и сухим молоком, макетами носилок и лыж, одеждой и обувью, вещами, которые вязали на дому женщины для фронта: шапки, варежки, шарфы, носки. Остальные вагоны отмечены названием «Сибирский госпиталь» для раненых и «Детский дом» для эвакуированных детей.
Давайте пройдемся по вагонам. Проходя через первый вагон, слышен стук колес, плач и крики жен и детей, звуки гармошки и песни на полустанках. В этом вагоне едут солдаты из Ялуторовска на фронт, многие из них – добровольцы. Под марш «Прощание славянки» с ялуторовского вокзала в годы войны ушло на фронт 7408 человек. Четыре вагона везут продукты, шинели и военные предметы для фронта от тружеников тыла. Днем и ночью лечат раненых в вагоне эвакогоспиталя. Последний вагон – вагон большого материнского сердца, которое отогрело детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда и других городов. Поезд времени «Мы вместе ковали Победу» готов отправиться в пункт назначения - детский сад г. Владивосток.
Ценность марафона «Поезд времени «Мы вместе ковали Победу» заключается в том, что знакомство детей с фактами военных лет было организовано в доступной для детей форме. Ребята занимались поиском информации из разных источников, проявляли инициативу и самостоятельность, узнавали историю своей семьи, города и страны. Результаты марафона нашли отражение в развивающей среде группы, где видно и слышно голос ребенка. Создание поезда времени - это глубокое погружение в тему, которое вызывает у детей эмоциональные переживания, воспитывает чувство гордости за малую родину и сопричастности с ее жизнью, уважение к героическим подвигам нашего народа в военное время, понимание истоков героизма.
Поезд времени «Мы вместе ковали Победу!» идет по рельсам из города в город, сохраняя память для всех людей.