"Поэзии прекрасная страна" ☼
Автор: Смыкова Елена Алексеевна
РОССИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Сектор научно-исследовательской и инновационной деятельности
Одобрено методическим советом МБУ ДО ДТДМ Протокол №___ от ____________ | Утверждаю Директор МБУ ДО ДТДМ
___________В. В. Абраухова |
Творческий проект
«Поэзии прекрасная страна»
Автор проекта:
Смыкова Елена Алексеевна
педагог дополнительного образования,
педагог-организатор,
обучающиеся объединения
«Юный культуролог» и клуба «Рифма»
Срок реализации проекта:
2016-2019 гг.
Ростов-на-Дону
2016 г.
Творческий проект
«Поэзии прекрасная страна»
Миссия:
Развитие системы работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном пространстве Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.
Приоритетное направление деятельности.
Организация творческой деятельности обучающихся, а также детей с ограниченными возможностями, направленная на развитие высокого уровня культуры слова и речи, знания родного языка, культурных традиций Родины.
Нормативная составляющая проекта: Закон РФ «Об образовании», Федеральная целевая программа «Одаренные дети», программа ЮНЕСКО «Образование для XXI века», Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», Распоряжение Президента РФ от 07.04. 2011 №2010 «О развитии общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей».
Основная идея проекта - создание творческой среды для развития литературных способностей обучающихся и детей с ограниченными возможностями.
Обоснование проекта:
В настоящее время большое внимание уделяется созданию разнообразных условий и возможностей для проявления детьми своих интересов, способностей, удовлетворения ребенком своих потребностей в физическом и интеллектуальном развитии. Ориентация на формирование, развитие и самореализация личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности. Современным обществом востребованы люди, не просто обладающие глубокими знаниями, прочными навыками и умениями, но и способные к постоянному самообучению и творческой самореализации.
В каждый школе есть творческие и одаренные дети – те, кто уже в детстве пишет стихи, сочиняет рассказы. Чтобы не пройти мимо талантливых детей, нужно пристальнее присмотреться к ним, увлечь делом, направить в нужное русло их творческую энергию, создать условия, для того чтобы талант проявился.
В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками, в связи с чем, представляется возможным охватить данную категорию детей и в процесс литературного творчества.
Проект «Поэзии прекрасная страна», позволит создать условия для реализации литературных способностей обучающихся и детей с ограниченными возможностями, их занятости во внеурочное время.
По типу проект долгосрочный, социальный (2016-2019 гг.)
Вид проекта: творческий.
Цель проекта - развитие и поддержка творческого потенциала обучающихся и детей с ограниченными возможностями в области литературного творчества.
Задачи:
- поиск и поддержка юных талантливых авторов, предоставление им возможности творческого общения со сверстниками, увлеченными литературой;
- организация сотрудничества с творческими объединениями и организациями города Ростова-на-Дону и Ростовской области, учреждениями образования, культуры и искусства;
- расширение литературных познаний и представлений обучающихся, информирование о теории и практике стихосложения;
- развитие творческих способностей, развитие и повышение творческого мастерства начинающих авторов;
- формирование интереса молодого поколения к чтению и литературному творчеству;
· способствовать изучению истории, культуры и традиций Донского края и РФ;
- содействие успешной социализации и творческого развития личности;
· содействие в обретении молодым человеком культурной и гражданской идентичности;
- развитие способностей для понимания содержания и эмоциональной интерпретации текстов.
Актуальная проблема
Проект содействует расширению коммуникативных, лингвистических, познавательных компетенций обучающихся, несет профориентационную направленность и имеет высокую степень реализации, поскольку предполагает использование неограниченного творческого потенциала обучающихся. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Поэзия пробуждает в детях самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства.
Проект даст возможность обучающимся и детям с ограниченными возможностями творчески проявить себя и прикоснуться к миру прекрасного во всем его многообразии.
Основные принципы реализации проекта:
-принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие ребенка, родителей и педагога);
-принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится обучающийся, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности);
-принцип системности (наличия четкой логичности структуры проекта, полноты и обязательной взаимосвязи всех его компонентов).
Организаторы проекта: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи». Библиотека им. Н.Г. Чернышевского, литературно-музыкальный клуб «Окраина».
Участники проекта: к участию в проекте приглашаются обучающиеся в возрасте от 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет.
Управление проектом
Основные направления деятельности:
-творческое;
-проектное;
-поисковое.
Формы и методы работы:
- литературная учеба;
- мастер-классы для начинающих поэтов и писателей;
- литературные гостиные, посвященные юбилею писателей и поэтов;
- встречи с интересными людьми;
- совместные экскурсии;
- дистанционное обучение;
- творческие конкурсы;
- круглые столы;
- выставки картин - иллюстрации к творческим работам.
Этапы реализации проекта
1) Разработка программы мероприятий, постановка цели и задач;
2) Прием заявок на участие в проекте;
3) Формирование списка участников мероприятия;
5) Реализация проекта;
6) Подведение итогов.
Механизм реализации
Проект «Поэзии прекрасная страна» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, литературные гостиные, консультации, практические занятия для обучающихся и детей с ограниченными возможностями.
Использование педагогических приемов, учитывающих особенности детей с ограниченными возможностями, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, положительного эмоционального фона.
Использование педагогических приемов, стимулирующих социальную активность. Использование средств положительной мотивации для предоставления детям с ограниченными возможностями и обучающимся возможности активного проявления себя в различных видах творческой деятельности.
План мероприятий на 2015-2016 уч. гг.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации |
1 | Литературная учеба «Поэтические жанры» | декабрь 2016 г. |
2 | Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин», посвященная 190-летию со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина» | январь 2017 г. |
3 | Литературная учеба «Поэты военных лет - огненные поэты» | февраль 2017 г. |
4 | Поэтический мастер-класс «Строки, окрыленные рифмой» | март 2017 г. |
5 | Литературная гостиная «Странствующий рыцарь», посвященная 130-летию со дня рождения Н.С. Гумилева» | апрель 2017 г. |
6 | Творческий конкурс чтецов авторских литературных произведений «Мое счастливое детство» | май 2017 г. |
7 | Мастер - класс «Сам себе издатель» | июнь 2017 г. |
8 | Экскурсия «Библиотека – открытый мир идей» | июль 2017 г. |
9 | Творческая встреча с известным ростовским поэтом, бардом - М. Кострикиным | август 2017 г.. |
10 | Литературная учеба «Содружество поэзии и музыки» | сентябрь 2017 г.. |
11 | Литературная гостиная «Жизнь и творчество С.Т. Аксакова», посвященная 225 летию со дня рождения русского писателя. | октябрь 2017 г. |
12 | Творческий конкурс чтецов авторских литературных произведений «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать!» | ноябрь 2017 г. |
Условия реализации проекта:
Финансовая поддержка проекта (целевое финансирование МБУ ДО ДТДМ, добровольный родительский взнос, спонсорская поддержка).
Материально-техническая поддержка проекта (оргтехника: компьютер, ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска).
Информационная поддержка проекта (размещение информации о ходе выполнения и результатах реализации проекта в СМИ - газета «Класс», газета «Исследователь», в сетях интернета, на сайте МБУ ДО ДТДМ, на сайте МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС, на сайте клуба «Рифма»).
Форма проверки эффективности реализации проекта:
Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения установочных мероприятий, а также наличии положительных отзывов в книге «Книга отзывов», анализе результатов участия детей в конкурсе, изучение социокультурного пространства участников конкурса.
Результаты работы в ходе реализации проекта будет оценивать экспертный совет, куда войдут поэты и писатели города Ростова-на-Дону, учителя русского языка и литературы, работники библиотек, педагоги дополнительного образования.
Ожидаемые результаты проекта
Участие в проекте детей с ограниченными возможностями и обучающихся образовательных учреждений будет способствовать:
· реализации творческого потенциала участников проекта в области литературного (проза, поэзия) творчества;
· расширению творческого сотрудничества между различными учреждениями;
· высокому уровню развития познавательных интересов, гражданской, нравственной и эстетической культуры участников проекта;
· распространению и популяризации творческого проекта «Поэзии прекрасная страна», что позволит молодым людям внести конкретный вклад, продемонстрировать свои возможности, творческие способности и отношение к своей стране, родному краю, что найдет отражение в издании сборника стихов «Поэзии прекрасная страна».
Перспективы дальнейшего развития проекта:
‑ участие победителей проекта в различных конкурсах;
‑ оказание победителям конкурса детского творчества различных форм поддержки для дальнейшего их творческого становления.